Концепции по созданию комфортной и современной городской среды можно найти во флигеле «Руина» — здании с облупившейся краской на фасаде и голыми кирпичными стенами внутри. Именно в такой обстановке москвичам предлагают решения актуальных для города проблем. Проблемы наболевшие: общественный транспорт, пробки и парковки, туалеты, а также декоративное оформление тротуаров и дворов.
— В последнее время я много путешествую и наблюдаю за тем, как устроена жизнь в городах Европы и Америки и могу сказать, удобство города совершенно не зависит от финансирования –хорошие в этом смысле города есть и в очень бедных странах. Основываясь на мировом опыте и собственных исследованиях, наш проект предлагает решения проблем, которые важны для Москвы, — говорит Илья Варламов.
— Для того, чтобы город стал хорошим, нужны не огромные бюджеты, а правильная система приоритетов, в которой пешеход должен быть главный, - уверен Максим Кац, — уже в Москве мы попытались изучить поведение людей на улице, посмотреть, чем и как они занимаются и пришли к выводу, что наш город плохо приспособлен для жизни. Но на основе этих данных можно реально улучшать городскую среду. Своей деятельностью мы стремимся создать общественный запрос на то, чтобы город стал лучше.
Независимые исследования вместе с Кацем и Варламовым проводили волонтеры «Городов для всех», среди которых люди совершенно разного возраста и образования, в том числе и профессиональные архитектор. На сегодняшний день готовы предложения по созданию комфортной для пешеходов среды на Тверской улице (всего было обследовано более 20 улиц ) Суть концепции заключается в том, что человек, не находящийся за рулем, должен иметь безоговорочный приоритет по отношению к авто и даже общественному транспорту. Сделать Тверскую удобной для народа несложно, нужно всего лишь убрать с тротуаров все машины — для этого есть два подземных паркинга, и сделать внешний вид улицы более эстетичным, чем он есть сейчас: посадить деревья, поставить лавки, перед главным Макдональдсом разбить зону для отдыха, а тротуар замостить красивой плиткой или брусчаткой. Ее образцы, а заодно и примеры ограничительных столбиков, которые у нас по внешнему виду сильно отличаются от заграничных, Варламов и Кац привезли из Берлина, Парижа, Лондона, Праги и других европейских городов, в которых побывали. К слову сказать, ранее сообщалось, что спонсировать его будет московское правительство. Позже информация была опровергнута, в итоге, по словам Варламова, правительство осталось в информационных партнерах, а генеральным спонсором стала компания BMW.
На экспозиции также представлены решения организации дворовых зон и крупных магистралей: многополосность и такое долгожданное для москвичей явление, как скоростной трамвай, увеличат пропускную способность и повысят престиж общественного транспорта в целом, а просторные песочницы и отсутствие машин во дворах сделает их удобными для мам и детей.
Особое внимание во время путешествия по Европе организаторы уделили деталям, которые делают жизнь европейцев если не комфортнее, то точно веселее.
Гости на открытии выставки, которых собралось несколько больше, чем ожидали организаторы (около 50 человек ) завороженно смотрят видео, на котором во время ожидания светофора пешеходу предлагают поиграть в тетрис — на приборе с кнопкой вызова зеленого света, а в берлинском метро устанавливают горку вместо эскалатора — и по ней действительно можно скатываться.
Всеобщее внимание привлекают и забавные сравнения деталей среды, например, песочницы или фонарные столбы у нас и в Европе. То ли для провокационности, то ли для наглядности, подписи к фото жестко показывают разницу между московской и заграничной средой: у них «о***но», у нас «г***о».
О планах реализации проектов пока не сообщается — сначала нужно, чтобы хорошо сформировался общественный запрос. Экспозиция открыта до 26 ноября.