Как ВДНХ превратилась в ВВЦ
В 1992 году указом Бориса Ельцина бывшая ВДНХ была реорганизована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр». Президент объявил ВВЦ национальным достоянием, которое следует сохранить как единое целое. Однако спустя полгода правительство выпустило другое распоряжение, в нем ВВЦ объявили уже обычным АО. Новый статус дал зеленый свет приватизации имущества выставки. В частных руках оказались некоторые исторические павильоны, почти все кафе и рестораны, многие хозяйственные постройки. Вдоль Главной аллеи как грибы росли деревянные домики, ставшие впоследствии офисами и магазинами. По словам старожилов ВДНХ, нередко их строительство сопровождалось бандитскими разборками со стрельбой. Павильоны, оставшиеся на балансе ВВЦ, получали статус юридических лиц и спешно сворачивали свои экспозиции. Сдавать площади в аренду под склады и торговлю оказалось намного прибыльнее и проще.
В 1994 году Госкомимущество приостановило приватизацию ВВЦ, признав ее нецелесообразной. Большая часть павильонов и других крупных строений осталась в собственности ГАО ВВЦ. Вместе с тем 100% акций этой управляющей компании объявлялись государственной собственностью (на сегодняшний день правительство РФ контролирует 69,79% уставного капитала ГАО ВВЦ, 30,21% акций принадлежат Москве). Однако преобразования, которые уже произошли на выставке, никто отменять не стал. У страны попросту не было денег на то, чтобы поддерживать комплекс в его традиционном качестве. Лишив всех государственных дотаций, ВВЦ отпустили в свободное плавание. Вскоре выставка превратилась в гигантский оптово-розничный рынок, где можно было купить все: от китайских носков и белорусского сала до автомобилей и домов под ключ. В середине 90-х на территории центра работало около 2 тыс. торговых палаток и павильонов. Крупнейшим арендатором ВВЦ (200 павильонов в аренде) была компания «Русское золото», принадлежавшая бизнесмену Александру Таранцеву, которого СМИ связывали с деятельностью ореховско-медведковской преступной группировки.
Генеральная прокуратура пыталась оспорить приватизацию бывшей ВДНХ. В Высшем арбитражном суде она настаивала на том, что архитектурный ансамбль выставки является памятником, поэтому его объекты не могут находиться в частной собственности. Но представить доказательства этого прокуроры не сумели. В документах памятниками архитектуры фигурировали отдельные павильоны (41 объект), но не вся выставка целиком.
Борьба за влияние на ВВЦ
В конце 90-х борьбу за ВВЦ развернул мэр Юрий Лужков. Ему хотелось, чтобы Москва контролировала не треть акций ГАО, а все 100%. Лужков неоднократно подчеркивал, что комплекс переродился в очаг преступности, наносящий политический и идейный ущерб столице России. И чтобы навести здесь порядок, необходимо на безвозмездной основе передать федеральный пакет акций ВВЦ городу. Однако предложение Лужкова не нашло понимания в правительстве. Тогда в 98-м мэрия добилась того, чтобы ВВЦ попал в состав особо охраняемой природной зоны «Парк Останкино». Новый статус запрещал (и по-прежнему запрещает) здесь любое капитальное строительство. Несмотря на это, новых зданий на ВВЦ с каждым годом становилось только больше.
Другую решительную попытку взять власть на ВВЦ мэрия предприняла в 2002-м. За год до этого Россия оказалась в числе участников конкурса на проведение ЭКСПО-2010. В случае победы крупнейшая международная выставка должна была пройти на ВВЦ. Москва пыталась навязать управляющей компании комплекса кредит — $580 млн. Деньги якобы выделялись на подготовку к ЭКСПО (поручение правительства Российской Федерации № ИК-П2-15667 от 6 сентября 2001 года). В залог под кредит мэрия хотела получить в управление федеральный пакет акций ГАО ВВЦ. Он позволил бы назначить лояльного Москве директора выставки, который постарался бы сделать все, чтобы деньги не были возвращены в срок. Проще говоря, мэрия надеялась вложиться в ремонт ВВЦ и получить за это саму выставку. Директор ГАО Василий Шупыро отказался от кабального предложения Москвы и вскоре был отправлен в отставку. Однако планам мэрии тоже и не суждено было сбыться — Россия проиграла конкурс на проведение ЭКСПО Шанхаю.
На чем зарабатывает ВВЦ
Скандалы и расследования
Впрочем, вскоре выставку возглавил лояльный Москве человек — дагестанец Магомед Мусаев, зять политика Рамзана Абдулатипова, связанного дружбой с Лужковым и вице-мэром Шанцевым. Мусаев занимался разработкой новой концепции ВВЦ. Разговоры о том, что рынок на территории выставки пора сворачивать, велись и раньше, однако планы нового директора были поистине грандиозными. Он собирался построить на ВВЦ около миллиона квадратных метров коммерческой недвижимости. Общая стоимость проекта оценивалась в $2,5 млрд. По большей части планы Мусаева так и остались планами, зато сам он успел стать фигурантом многих громких скандалов. Например, бывшие коллеги обвиняли его в махинациях с арендными ставками, которые принесли управляющей компании многомиллионные убытки. Каким-то образом крупнейшие арендаторы ВВЦ получали площади на выставке по мизерным ставкам (17 долл. за кв. м), после чего сдавали их в аренду ГАО ВВЦ уже по рыночным ценам. Эти факты в 2003 году подтвердила проверка Счетной палаты. Кроме того, в период правления Мусаева на Площади промышленности у павильона «Космос» распилили образец лайнера Ту-154. Предприимчивый директор собирался пустить на металлолом стоявшие неподалеку ракету «Восток» и самолет Як-42. Но после многочисленных жалоб в мэрию решение пришлось отменить. Наконец, именно при Мусаеве на одном из прудов выставки был построен частный жилой особняк площадью около 4 тыс. кв. м. По сведениям «Новой газеты», он принадлежит крупному московскому рантье Якову Якубову. До недавнего времени бизнесмен проживал в этом доме с женой и внуками и устраивал шумные вечеринки. Сегодня здание выглядит обветшалым, местные рабочие говорят, что в нем уже никто не живет. Нынешний директор ВВЦ Алексей Микушко рассказал «МН», что особняк отключили от коммуникаций, но его хозяин к руководству выставки с претензиями пока не обращался.
В 2009 году директора Мусаева неожиданно сняли с должности. По версии некоторых деловых изданий отставка была связана с крупной ссорой Кремля с властями Дагестана. Конфликт произошел из-за того, что назначенного из Москвы нового главу дагестанской налоговой службы Владимира Радченко просто не пустили в его кабинет в Махачкале. В ответ федеральные власти уволили с поста директора ВВЦ видного лоббиста интересов Дагестана в Москве Магомеда Мусаева.
С начала 90-х до сегодняшнего дня одним из главных источников заработка ГАО ВВЦ была коммерческая аренда. Судя по бухгалтерской отчетности, управляющая компания зарабатывала на риелторской деятельности до миллиарда рублей ежегодно. Но львиная доля доходов от аренды шла не в кассу ВВЦ, а оседала в карманах многочисленных посредников. Коммерсанты, торговавшие на ВВЦ с середины 90-х, рассказывают, что до недавнего времени работали не с ГАО напрямую, а с ее дочерними компаниями. «Дочки» проводили в павильонах свою финансовую политику, собирая деньги с арендаторов напрямую или передавая площади в субаренду сторонним фирмам. Некоторые опрошенные корреспондентом «МН» предприниматели признаются, что платили этим структурам не только взносы по договору аренды, но и отступные в конвертах, чтобы не потерять место.
Нацеленные на извлечение прибыли, управляющая компания не слишком беспокоилась о сохранности переданных ей в безвозмездное пользование памятников архитектуры. За 20 лет нещадной эксплуатации многие павильоны выставки практически полностью утратили интерьеры и обветшали снаружи.
Новое время
В 2010 году судьбой выставки озаботились на самом высоком уровне. Премьер-министр Владимир Путин на межправительственном конгрессе в Санкт-Петербурге предложил передать странам бывшего СНГ за символическую аренду — 1 руб. в год — соответствующие республиканские павильоны ВДНХ. Взамен эти страны должны были самостоятельно отреставрировать здания. В это время бывший губернатор Сахалина Иван Малахов, поставленный в ГАО вместо Магомеда Мусаева, руководил разработкой новой концепции развития ВВЦ. Она предполагала реставрацию архитектурных памятников и полную замену коммуникаций, а также строительство нового выставочного комплекса, нескольких торгово-деловых центров и зоны развлечений. Деньги на реализацию концепции — около 4 млрд долл. — Малахов планировал привлечь из средств государственного бюджета и у инвесторов. Но реализовать дорогую концепцию Малахову не дали. В 2011 году на ВВЦ пришла новая команда.
Бизнесмены Год Нисанов и Зарах Илиев пообещали вложить в реконструкцию ВВЦ 1,5 млрд долл. В обмен на это девелоперы захотели построить на свободном участке выставки досуговый центр площадью около 300 тыс. кв. м с океанариумом, спортивными зонами, концертным залом и гостиницами. Нисанов и Илиев — крупные владельцы московской коммерческой недвижимости. До недавнего времени они владели долями Черкизовского рынка в Москве. Сегодня им принадлежат торговые центры «Европейский», «Электронный рай на Пражской», «Москва», рынок «Садовод» и несколько крупных отелей, в том числе гостиница «Украина».
Распоряжением правительства в 2011 году Год Нисанов вошел в совет директоров ВВЦ, а бывший директор гостиницы «Украина» Алексей Микушко получил должность директора выставки. Предприятие, которое оставил ему в наследство Иван Малахов, к тому времени находилось на грани банкротства — убытки ГАО ВВЦ в 2011 году составляли около 300 млн рублей.
С тех пор прошел год, но на выставке мало что изменилось. Здесь по-прежнему работают сомнительного вида шашлычные, а в павильонах торгуют контрафактной техникой и одеждой. «В течение года мы решали системные проблемы, наводили порядок с кадрами, с арендными договорами, решали вопросы собственности, сносили бесхозные постройки», — рассказывает директор Алексей Микушко. Начать реконструкцию можно будет только тогда, когда будет готов проект планировки территории ВВЦ. Над ним работает НИиПИ генплана, появление этого проекта ждали еще весной. Кроме того, с ВВЦ все еще не сняли статус особо охраняемой природной территории, который предполагает реставрацию исторических павильонов, но запрещает любое новое строительство.
Недавно избранный новый глава совета директоров ВВЦ и заместитель московского мэра Наталья Сергунина на встрече с журналистами заявила, что, возможно, охранный статус с выставки так и не снимут. «Есть много других способов провести реконструкцию этой территории», — заявила она. Что это за способы, Сергунина не пояснила, но предполагать, что правительство откажется от привлечения к реставрации инвестиций Илиева и Нисанова, будет ошибкой. Последний на днях вошел в состав совета директоров ВВЦ.
Актуальный список совета директоров ОАО «ГАО ВВЦ» (по состоянию на октябрь 2012 г.)
Леонид Казинец, предприниматель, девелопер, владелец корпорации «Баркли»
Алексей Микушко, генеральный директор ГАО ВВЦ
Год Нисанов, предприниматель, совладелец ЗАО «Киевская площадь», потенциальный соинвестор реконструкции ВВЦ
Дмитрий Пристансков, заместитель руководителя Росимущества
Наталья Сергунина, заместитель мэра Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений
Павел Бородин, предприниматель, вице-президент «Вымпелкома» по работе с государственными органами
Еще одним серьезным препятствием для будущей реконструкции остается запутанная структура собственности ВВЦ. Из 615 объектов, находящихся на территории центра, 76 принадлежат третьим лицам. Собственники приватизированных и новых зданий через суд или другими способами добились долгосрочных договоров земельной аренды. Естественно, эти чужие объекты не вписываются в планы реконструкторов. Но, чтобы их выкупить у владельцев, по данным ГАО, нужно не меньше 10 млрд руб. «Частная собственность в нашей стране свята. Со многими хозяевами мы работаем, пытаемся договариваться. Выкупать частные постройки за свой счет мы не собираемся», — говорит Микушко.
Александр Геворгизов, владелец ресторана с верандой «Ласточка», работает на ВВЦ с 1986 года. По его словам, каждая новая команда на выставке трясет бизнес и грозит прогнать с территории. «Но я показываю документы на собственность, и все вопросы ко мне исчезают. Иди, говорят, работай дальше. Мы с тобой ничего сделать не можем». В перспективы реконструкции ВВЦ Геворгизов верит с трудом: «С этой выставкой еще долго никто ничего не сделает. Сколько уже пытались. Это ведь второй мавзолей».