В Центре социального обеспечения района Арбат проходят публичные слушания по проекту генплана — строительству подземной парковки на 900 машиномест на Смоленской улице. Жители района этим намерением власти крайне недовольны — стройка может повредить состоянию их домов.
На слушания, где проект генплана представляет его автор и замглавы управы по строительству Владимир Бураков, приходит больше 20 раздраженных жителей. В основном это люди пожилые. Все они высказываются против парковки. Значит ли это, что власти прислушаются к их мнению и откажутся от проекта? Оказывается, нет. Даже если большинство голосует против, официальный итог публичных слушаний может оказаться совершенно противоположным — такое не только постоянно происходит на практике, но и возможно по закону.
Как должны проходить слушания?
То, как должны проходить публичные слушания, прописано в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и в уставе муниципального образования. Есть перечень муниципальных правовых актов, которые в обязательном порядке рассматриваются на слушаниях. Это, например, проект местного бюджета и отчет о том, на что он был потрачен, устав муниципального образования, проект планировки или межевания территорий, проект правил благоустройства территорий, а также вопросы, связанные с разрешением использовать земли под строительство, и т.д.
В теории на слушаниях могут обсуждаться любые важные для района акты, которые может принять муниципалитет, — все зависит от активности жителей. Они могут сами инициировать слушания. Для этого нужно собрать группу не менее десяти человек и подать в управу пакет документов: заявление с обсуждаемым проектом правового акта, обоснование необходимости проведения слушаний и перечень участников. Впрочем, муниципальное собрание вправе отклонить инициативу граждан. Формальный повод — предлагаемый проект противоречит законам или же аналогичный уже отклонялся властями.
Инициаторами и участниками слушаний могут быть достигшие 18 лет жители района и сотрудники находящихся на его территории предприятий, а также представители органов местного самоуправления, общественных объединений и средств массовой информации.
Публичные слушания — это не только собрание жителей, а период времени, за который желающие могут подать свои замечания по проекту документа. Теоретически выступление на «очной» встрече с представителями местной власти не более значимо, чем письменное заявление. Его можно подать в свободной форме. На «очных» слушаниях действует регламент: регистрация участников, оглашение обсуждаемой темы, выступления докладчиков, прения. Затем власти сами составляют и принимают протокол слушаний. При принятии решений он обязательно должен рассматриваться.
Как узнать о том, что в районе проводятся слушания?
Информация о слушаниях обычно размещается на сайтах управ и в районных газетах. «В законе не прописано, как именно должно проводиться оповещение. Поэтому власти делают его минимальным и так добиваются очень низкой явки — за пару дней расклеят объявления на столбах, и все», — говорит председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. По его словам, «чтобы снизить явку, слушания назначают на самое неудобное время, например в будний день в 12 часов дня».
«Я называю такие мероприятия «слушаниями капитана Немо»: управа о них никак не оповещает, никаких объявлений нет. Потом за два дня появляется сообщение на сайте, который никто не читает, и на сами слушания сгоняют только работников ЖЭКа», — говорит депутат муниципального собрания Тропарево-Никулина Владимир Гарначук.
Другие способы снизить явку на слушаниях — провести их в другом районе или в маленьком помещении. Правда, последний способ не всегда идет на пользу властям: так, на слушания по проекту перестройки Измайловского парка, назначенные на 24 июля, пришло около 350 человек. Все они не уместились в маленьком зале, и в итоге несостоявшиеся слушания переросли в стихийный митинг.
«На слушания ходят самые разные люди. Понятно, почему муниципалы, говоря об этом, иногда морщатся — туда кроме неравнодушных жителей района ходит достаточно городских сумасшедших. Или просто люди приходят высказывать свое «фи», которое к теме слушаний не имеет никакого отношения», — говорит Роман Попов из Института экономики города. По словам Попова, «все это никак слушаниям популярности не прибавляет».
Как результаты превращают в противоположные?
Результаты публичных слушаний носят только «рекомендательный характер» и могут не учитываться. «Но по закону проводить слушания обязательно. Поэтому даже если все жители выскажутся против проекта, их мнение могут проигнорировать. Так было, например, в случае с вырубкой леса в городе Жуковском, — говорит юрист Андрей Моргулев. — Но чиновники стараются, чтобы в протоколах было записано, что проект поддержан местными жителями».
Для манипуляций с общественным мнением у властей есть свои уловки. Об одной из них рассказала депутат в районе Дорогомилово Зоя Шаргатова: «У нас в июне проводились слушания по поводу строительства двух станций метро. На встречу с властями пришло около 140 жителей, и они принесли с собой около 740 подписей — все были против строительства метро. Но потом в течение недели власти провели свои, «заочные слушания» — в ответ сотрудники районной управы организовали сбор около 1200 подписей за строительство. Подписи собирали среди работников предприятий, находящихся на территории района (по закону они тоже могут принимать участие в слушаниях. — «МН»)». По словам Шаргатовой, видевшей список подписей «за», в нем сотрудники ТЦ «Европейский» и работники Дорогомиловского рынка, «сплошные таджикские фамилии». «Им говорят: хочешь здесь работать — подписывай».
«Чаще всего итоги слушаний просто фальсифицируют. По закону протокол составляют сами власти, поэтому после встречи с жителями они могут написать там что угодно. По тексту, составленному в управе, будет видно, что все за строительство, например, модульного храма. Окажется, что только пара человек против, да и то им приписывают такие слова, что покажется, что они полоумные и просто неверующие. А на самом деле на собрании все жители были против строительства храма», — рассказывает председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин.
На что может повлиять результат слушаний?
Если на слушаниях речь идет о больших инвестициях, например от 10 млрд долл., мнение жителей вообще не учитывается, утверждает депутат Владимир Гарначук. В качестве примера он приводит слушания по вопросу о строительстве нового корпуса Центрального дома туристов — башни в 20 этажей. «Все жители были против, хотя сотрудники ЦДТ для них накрыли поляну — поставили столы, там была водка, канапе и т.д. Префектура потом ответила на протокол слушаний: мнение жителей при строительстве учитываться не будет», — рассказывает депутат.
«Публичные слушания — это полная профанация, — считает председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. — В лучшем случае слушания превращаются в некий голос народа, власти прислушиваются и говорят: «давайте повременим». Классический пример — Химкинский лес. Власть сказала, мол, полгода подождем, экспертизку проведем». А после нее выясняется, что результаты те же самые — все нормально, можно дальше рубить лес. Никаких положительных примеров чисто по процедуре слушаний я не знаю».
«Чаще всего слушания проходят на финальном этапе, когда документ уже подписан и все решения приняты, — говорит Роман Попов. — Вероятность, что документ будет правиться, уже очень низка. Поэтому получается такое обсуждение постфактум: «Недоволен? Очень жаль, до свидания».