Малое кольцо московской железной дороги фактически станет вторым пересадочным контуром метрополитена. Такие планы властей города озвучил на пресс-конференции 28 марта руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов. По его словам, открытие железнодорожного кольца для пассажирских перевозок намечено на 2014 год. В первый год дорога рассчитывает принять 190 млн пассажиров. В следующем году, когда работа будет полностью налажена, пассажиропоток должен достичь 250 миллионов.
Нагрузка, с которой новой дороге придется столкнуться в первое время, значительно меньше той, которую способны выдержать ее мощности, признал Ликсутов. Однако транспортная система города должна развиваться с опережением. Сегодня город «резервирует мощности для будущего развития». К 2025 году железная дорога в черте города станет элементом интегрированной системы всех видов транспорта Москвы и области.
«250 миллионов — это достаточно много, но реально», — считает экс-директор НИиПИ генплана Москвы Сергей Ткаченко. В 2011 году пассажиропоток метрополитена составил 2,4 млрд человек, городской железной дороги — 800 млн. По прогнозам НИиПИ генплана, в 2016 году количество пассажиров метро достигнет соответственно 2,85 млрд, а железной дороги в черте мегаполиса — 980 млн человек.
Полноправным видом городского транспорта дорогу сделают система оплаты, связь с остальными столичными маршрутами и график движения поездов. Максим Ликсутов пообещал, что «единый билет на все виды транспорта должен появиться в Москве в текущем году». Кроме того, при пересадке с метро на станцию Московской железной дороги дополнительная плата взиматься не будет. Дорога соединит линии метро в 12 местах. Еще шесть станций окажутся на пересечении кольца с радиальными внутригородскими линиями железной дороги. Ко всем станциям кольца подведут маршруты наземного транспорта. Всего на кольце организуют 31 станцию, каждая станет транспортно-пересадочным узлом. Интервал движения 4-5 минут также должен приблизить по комфорту железную дорогу к подземке. Скорость посадки и высадки, как в метро, составит 30 секунд.
Несмотря на комплекс мер и преференций, популярной дорога сможет стать только через несколько лет после начала эксплуатации. Транспортные привычки людей изменятся не скоро.
Кроме того, значительная часть новой дороги проложена через промзоны. «Места посадок окажутся в промзонах. Большого потока пассажиров там нет», — замечает Ткаченко. Малое кольцо долгое время использовалось для грузовых перевозок, напоминает ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов. Закономерно, что дорога оказалась окружена промышленными предприятиями. Однако недавно власти города заявили о намерении реанимировать территории бывших фабрик и заводов, используя их для строительства престижного жилья. По мнению Ткаченко, на пути Малого кольца вскоре возникнут новые жилые районы. «Город должен идти за развитием транспорта. Догонять поздно», — утверждает эксперт.
Железнодорожный транспорт и метро образуют симбиоз во многих крупных городах мира: в Берлине, Париже, Барселоне, Нью-Йорке и многих других.