17 февраля в столице представляют новую частную выставочную площадку — Московский музей дизайна. Инициаторами проекта стали частные коллекционеры и координаторы выставок. На данный момент создатели музея ведут переговоры с властными структурами о присвоении музею статуса государственного или городского. Эксперты полагают, что в столице недостаточно развита индустрия дизайна, чтобы пробудить интерес властей к проекту.
«Во всех уважающих себя столицах мира музеи дизайна уже есть, эта индустрия в северных европейских странах составляет 5% оборота страны. Москва должна иметь свою площадку, которая будет освещать последние дизайнерские тенденции», — полагает один из организаторов проекта Александра Санькова. В пятницу, 17 февраля, авторы представят Московский музей дизайна публике. Первая экспозиция на новой площадке состоится осенью 2012 года.
Сейчас в коллекции Московского музея дизайна порядка 300 экспонатов, преимущественно это графический дизайн. Часть экспонатов принадлежит самой Александре Саньковой. Работая независимым координатором выставок, она получала в дар от авторов некоторые работы. «Сколько можно копить их дома, и зачем? Когда можно показать их людям», — рассказывает инициатор проекта. Вместе с Саньковой над созданием музея работают сын известного советского плакатиста Мирона Лукьянова Степан Лукьянов, архитектор и участник группы «Синий суп» Валерий Патконен и директор видео-фестиваля в городе Канск Надежда Бакурадзе.
Демонстрировать коллекции и знакомить москвичей с новостями дизайна станут на двух площадках. Одна из них, стационарная, планируется на территории центра ART-PLAY. Здесь будет располагаться основная экспозиция. В качестве помещения музею предоставили заброшенное бомбоубежище, которое сейчас переоборудуют под выставочные залы общей площадью порядка 200 кв. метров. Стиль музея разработан известной нидерландской дизайн-студией LAVA Design.
Помимо выставочной деятельности в музее планируется организовывать различные социально направленные проекты. «Например, в Дании есть очень интересный проект, посвященный дизайн-мышлению, — отметила Санькова. — Этот проект рассказывает, как использовать дизайн, чтобы люди бросали меньше мусора на улице или уменьшить количество пробок, помочь пенсионерам заполнять анкеты и заявления».
У Московского музея дизайна будет и вторая, мобильная площадка. «Мы хотим, чтобы 50% времени он находился в Москве на площадях около парков — там есть, где его поставить, а остальное время объезжал близлежащие города», — пояснила Санькова. Мобильная площадка станет лекционным центром музея. В нем на экранах можно будет посмотреть интервью знаменитых дизайнеров или рассмотреть их работы в виде 3D моделей на touch-screen. Автобус проекту предоставило государственное предприятие «Автоколонна 1417».
Несмотря на то, что сейчас Московский музей дизайна — частный проект, организаторы надеются, что со временем, ему присвоят государственный или городской статус. «Мы очень надеемся на департамент культуры города в этом отношении. Вскоре мы начнем переговоры и, возможно, наши идеи придутся по душе ведомству», — предполагает организатор. Музей также планирует участвовать в городских мероприятиях и праздниках.
О том, как на сегодняшний день в столице развит интерес к дизайну, «МН» рассказал президент Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Илья Осколков-Ценципер. «С одной стороны, мы все аудитория дизайна. Каждый человек, который садится в машину, выбирает одежду или открывает холодильник, является пользователем дизайна, причем достаточно опытным, — отметил эксперт. — С другой стороны — в Москве очень бедная ситуация с большинством видов проектирования, кроме графического дизайна и архитектуры».
Лондонский музей дизайна тоже начинался как частная инициатива, однако его переход на муниципальное финансирование не был вызван каким-то особенным интересом к теме, считает Осколков-Ценципер. Важную роль сыграло наличие профессионального сообщества, живущего дизайном. В Лондоне есть 56 тыс. агентств, которые заняты разнообразными видами проектирования, а вузы Англии ежегодно выпускают 50 тыс. дизайнеров. В столице, по мнению эксперта, эта индустрия развита гораздо слабее, а значит, и заинтересовать чиновников будет куда труднее.