Департамент культурного наследия (Москомнаследие) провел масштабную инвентаризацию городских монументов. В их число попали и такие, которые, по мнению скульпторов, «уродуют город». Среди них — памятники Шаляпину и Венечке. Специалисты намерены разработать закон, который позволит сносить такие монументы.
В Москве завершена инвентаризация монументальных памятников. «По ее итогам и стало известно, что на территории Москвы 668 произведений монументального искусства, из них 578 — в ведении города. Объектами культурного наследия являются 153 монумента, остальные — городской скульптурой», — заявил руководитель Москомнаследия Александр Кибовский. Он отметил, что его ведомство будет выполнять работы по ремонту и реставрации монументов, а за текущее содержание скульптур и благоустройство прилегающих к ним территорий должны отвечать префектуры.
Как сообщили «МН» в префектуре Центрального округа, в пределах Садового кольца находится большее количество скульптур города — более 150. Их предстоит мыть накануне праздников. Главные враги экспозиционного вида бюстов и памятников — птицы, опавшая листва и любители граффити.
В префектуре Восточного округа рассказали, что имеют немалый опыт в уходе за городской скульптурой.:«В нашем округе памятников немного — 44. За всеми мы уже следим давно. И не только моем их. К примеру, Вечный огонь на Преображенском кладбище был потушен в 2004 году из-за изношенности газопровода. В 2010-м, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы установили новый, для этого префектура специально выделила средства». Решение Москомнаследия о том, что префектуры будут отвечать за экспозиционный вид монументов, порадовало представителей Восточного округа тем, что отпадет необходимость отправлять множество документов с просьбами о ремонте памятников.
«Поддержание экспозиционного вида монументов — несложная процедура, для нее не требуются узкопрофильные специалисты», — пояснил Иван Казанский, председатель Объединения московских скульпторов, член комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме. По его словам, большего внимания заслуживают монументы на постаментах. Дело в том, что от вибрации — движения поездов метро и автомобилей — облицовка может отходить от конструкции. По этим же причинам страдает и мощение вокруг памятников.
Особо сложные произведения монументального искусства, по данным Москомнаследия, «переданы на баланс подведомственному департаменту ЖКХ ГБУ «Гормост» как организации, имеющей практический опыт в обслуживании особо сложных сооружений».
«Мы обслуживаем два таких памятника: главный монумент на Поклонной горе и памятник 300-летию российского флота на Берсеневской набережной (памятник Петру I)», — рассказал официальный представитель ГУП «Гормост». На территории монумента на Поклонной горе находится лаборатория, которая наблюдает за состоянием конструкции. По всей высоте стелы установлены датчики, записывающие амплитуду колебаний. Данные анализирует компьютер. Также проводится визуальный осмотр коррозии металла. «Если обнаружены нарушения, проводим работы по состоянию железной конструкции», — сообщили в ГУП «Гормост». За памятником Петру I наблюдает выездная лаборатория. Для очистки монумента от загрязнений «Гормост» привлекает строительных альпинистов. Они обрабатывают памятник пескоструем — песком, подаваемым через специальное сопло под большим давлением.
Что касается денег, необходимых столичным округам для ухода за новыми объектами, то эти работы будут проводиться за счет средств префектур, которые уже запланированы в бюджете Москвы на 2012 год, сообщили «МН» в ЦАО. В префектуре Восточного округа поддержали коллег из центра города. «Вряд ли мы ощутим нехватку средств. Но если такое случится, то нам поможет бизнес», — заявил пресс-секретарь префектуры Андрей Иванов.
Казанский отметил, столичные скульпторы после инвентаризации обеспокоены тем, что слишком много монументов уродует город. «Любой памятник — музейный экспонат, — отметил скульптор. — Однако в последние годы скульптуру в Москве устанавливали без особых преград. В итоге появились такие монументы, как чудовищный, на мой взгляд, памятник Шаляпину. Не менее уродливый памятник Венечке — герою книги «Москва–Петушки» Ерофеева — на площади Борьбы. Эти монументы выполнены безобразно, их нельзя было устанавливать. А теперь и ухаживать за ними придется. Это ущерб для Москвы. Памятники ставили в качестве подарка городу. На качество сооружения никто не обращал внимания. От таких даров город должен отказываться».
Однако с уродующими город скульптурами монументалисты ничего сделать не могут. «В столице можно устанавливать памятники. Но нет правового механизма для того, чтобы их демонтировать. Мы хотели бы разработать такой законопроект», — отметил Казанский.
Несносные памятники
После инвентаризации скульпторы захотели освободить город от уродливых монументов
Наверх