Музей ОАО МГТС находится в типовом здании действующей АТС, и снаружи ничто не говорит о том, что два его этажа заняты музеем, рассказывающим об истории появления и развития в Москве телефонной сети. Музей открыли 8 июля 1982 года, накануне 100-летнего юбилея московской телефонии. В двух больших залах собраны сотни экспонатов, позволяющих проследить всю историю развития телефонной связи, стремительно завоевавшей все континенты. В 1876 году Александр Белл получил патент на изобретение «телеграфа, при помощи которого можно передавать человеческую речь», названного телефоном. Уже в 1878 году в США построили первую телефонную станцию, а спустя всего четыре года телефонная связь пришла в Москву. В 1882 году американская компания «Международное общество телефонов Белла из Нью-Йорка» установила первую московскую телефонную станцию на Кузнецком Мосту, на крыше дома Попова. Это произошло на две недели раньше, чем в тогда столичном Санкт-Петербурге.
Потом Московской телефонной сетью владело шведско-датско-русское акционерное общество, построившее в Милютинском переулке здание центральной телефонной станции, открытой 30 октября 1904 года. Абонентская плата за пользование телефоном составляла 250 руб. в год, что было очень большими по тем временам деньгами, сам телефонный аппарат стоил около 200 руб. Но, несмотря на высокие цены, телефон быстро стал популярным: уже к 1916 году в Москве заработала станция на 60 тыс. номеров и мощности непрерывно наращивались. Постепенно снижалась и плата за пользование телефоном: к 1914 году частные лица платили за годовое пользование телефоном уже 63 руб. 20 коп., коллективный телефон на квартиру стоил 79 руб., а телефон в учреждении − 102 руб. 70 коп.
В музее можно увидеть, как со временем менялись телефонные аппараты и телефонные станции. Поначалу абонентов соединяли вручную: сигнал вызова поступал на коммутатор, звонивший называл свой номер и номер того, с кем он хотел поговорить, а телефонистка соединяла их между собой, перетыкая штырьки. Одна телефонистка отвечала за соединение группы из двухсот своих абонентов (звонки от которых поступали только на этот коммутатор) с любым из 36 тыс. абонентов Москвы. Когда емкость московской сети возросла до 60 тыс. номеров, потребовалось уже около трехсот подобных коммутаторов. Работа эта была довольно напряженной — за час барышня, так тогда называли телефонисток, успевала соединить желающих поговорить 160–170 раз.
Количество городских линий было ограничено, а предприятиям требовалась еще и своя внутренняя связь. Тогда появились коммутаторы на небольшое количество абонентов, например, на 5 или на 15 номеров. Если в учреждении стоял один городской телефон, то при помощи коммутатора, который обслуживала секретарша, можно было подключить к городской линии пять или более кабинетов, конечно, не одновременно. Так появились добавочные номера, дошедшие и до наших дней, только тогда с ними соединяли вручную. Уже к 1916 году телефонная сеть Москвы была крупнейшей в Европе по емкости и лучшей по качеству обслуживания и совершенству технологии связи.
Позже появились автоматические телефонные станции. Еще в конце 20-х годов в Кремле работала АТС небольшой емкости. Первая городская АТС заработала в Москве в начале 1930-х годов, она обслуживала 8 тыс. абонентов. Следующие АТС были рассчитаны уже на 10 тыс. номеров. Первые станции были шведскими, и их монтировали шведские специалисты. Потом монтажом новых станций стали заниматься обученные шведами советские инженеры. Номера телефонов в то время были шестизначными и начинались с буквы. А первая АТС советского производства появилась только после войны, в 1949 году.
В первых телефонах на гибком проводе был только динамик, а микрофон жестко крепился на корпусе аппарата. Поэтому, чтобы быть услышанным, приходилось наклоняться к раструбу микрофона. Позже микрофон и телефон объединили в одно целое. Чтобы дозвониться до оператора станции, нужно было покрутить рукоятку генератора, вырабатывавшего переменный ток: так сигнал поступал на коммутатор. На самой заре телефонизации требовалась еще и отдельная батарея для питания микрофона, пока российский изобретатель Павел Голубицкий не придумал помещать центральную батарею на телефонной станции, и напряжение для питания микрофона стало поступать по телефонной линии.
Мало кто знает, что первые публичные телефоны-автоматы — таксофоны — появились на московских улицах еще до революции. Поначалу их было всего 28 штук, и каждую будочку с таким телефоном охранял специально нанятый сторож. Звонок стоил довольно дорого — 10 коп. за три минуты разговора, на эти деньги можно было хорошо пообедать. Те же 10 коп., но уже советских денег, стоил звонок с таксофонов, выпускавшихся с начала 1930-х годов. И только после денежной реформы 1961 года все стали звонить за 2 коп. — двушку. До 1949 года у городских телефонов-автоматов были блестящие хромированные трубки, позже замененные на пластмассовые. Был также проект и вандалоустойчивого аппарата, в котором совсем не было трубки, а только встроенные микрофон и динамик. Но эти таксофоны в серию так и не пошли. Зато их можно увидеть в музее.
Адрес: ул. Зорге, д. 27
Как попасть: экскурсии в музей бесплатные, в будние дни, с 10 до 16, по предварительным заявкам по тел. 8 (499) 198-05-63