История музея неразрывно связана с происхождением Центрального театра кукол имени Сергея Образцова: он появился уже через шесть лет после того, как Образцов начал колесить по России со своими спектаклями — сначала на телеге, запряженной мерином Катером, потом на фургоне. В 1937 году театр получил первое помещение, где сразу создали музей. Сейчас это огромное хранилище кукол, эскизов, фотоматериалов, ценных рукописей — один из самых крупных в мире музеев, посвященных кукольному искусству. Экспозиция выставлена в многочисленных витринах, а также хранится в запасниках. Прийти в музей может любой зритель, купивший билет на спектакль. Есть также групповые экскурсии, после которых показывают специальные музейные спектакли.
Одна из старейших кукол, представленная в музее, — Тяпа. С ней Образцов делал множество эстрадных номеров, и в Тяпе все замечали странное, но не намеренное портретное сходство с актером. Также знаменитая пара — Он и Она, шарики-головы надевались на пальцы актера, а по руке располагалось тело куклы. «У Образцова были настолько виртуозные руки, что он умел выразить телом куклы все: и страсть, и недоверие, и смущение, и разочарование. Поэтому в итоге рука с шариком стала и символом нашего театра (она изображена на афишах, билетах), и символом мирового кукольного искусства», — рассказывает Светлана Гнутикова, научный сотрудник музея Театра кукол.
Куклы, трудившиеся на сцене и теперь живущие в музее, сделаны из папье-маше, поролона, пенопласта, латекса, да и просто из всякого хлама — из мыльницы, банки из-под перца, пары старых туфель… Куклы хранят в специальном температурно-влажностном режиме, а мастера-реставраторы поддерживают их в порядке. Над куклами постоянно трудится целый коллектив. За каждый спектакль отвечает художник, который разрабатывает эскиз куклы, после чего другой специалист рассчитывает работу сложной механики. Затем работы по созданию куклы распределяют по мастерским. Обычно внешний вид куклы — костюмы, лицо — находится в женских руках, а механика куклы — работа мастеров-мужчин. На спектакле куклу «оживляют» тоже несколько человек. К примеру, Конферансье из спектакля «Необыкновенный концерт» обслуживают два человека, один держит центральную трость и управляет головой, второй — помощник. Актеры должны сделать из куклы одно целое, сработаться. Есть куклы, которыми управляют три-четыре человека.
«Самый знаменитый наш спектакль «Необыкновенный концерт» занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он идет с 1946 года и был сыгран рекордное количество раз — более восьми с половиной тысяч. И продолжает идти у нас, — говорит Светлана Гнутикова. — Премьера вышла под названием «Обыкновенный концерт», но пошли жалобы из вышестоящих инстанций: это, мол, что же подумают, что у нас в стране все артисты спустя рукава работают?! Возникла угроза закрытия спектакля. Тогда Сергей Образцов придумал его переименовать: ну а раз этот концерт «необыкновенный», то в нем все возможно. И претензии уже не принимались».
В музее много экспонатов-подарков, ведь театр объездил весь свет. Например, кукла Гиньоль — персонаж, родившийся во Франции после восстания ткачей в Лионе. Гиньоль, выставленный в музее, был сделан еще для домашнего театра при российском царском дворе, для царевича Алексея, и в нем даже угадывается портретное сходство с представителями царской семьи. Других кукол — Спейбла и Гурвинека — музею подарила Чехия. Их придумал чешский художник и кукловод Йозеф Скупа, и эти герои стали самыми популярными европейскими куклами. Изначально существовал Спейбл — вечно всем недовольный персонаж, беседующий с публикой со сцены о разных острых проблемах. Потом Скупа придумал ему пару — им стал смышленый веселый сынок Гурвинек, и теперь папа Спейбл начал общаться уже не только со зрителями, но и с Гурвинеком.
Вскоре в Праге появился Театр Спейбла и Гурвинека. Во время войны, когда Чехия была оккупирована немцами, фашисты схватили Скупу и отправили в концлагерь, а Спейбла и Гурвинека как очень опасных кукол, показывавших антифашистские спектакли, тоже арестовали — заперли в специальный сейф, хранившийся в гитлеровской полиции. При переезде в другой лагерь Скупе удалось бежать и спастись, кукол тоже потом освободили, и их работа на сцене продолжилась. В музее Театра кукол Сергея Образцова хранятся одни из первых экземпляров Спейбла и Гурвинека, сделанные в 20-е годы ХХ века.
Адрес: ул. Садовая-Самотечная, д. 3. Тел. (495) 699-55-53.
Как попасть: Посещение музея бесплатное для зрителей спектаклей. Можно также прийти в музей групповой экскурсией (500 руб. с человека).