Точной даты создания музея нет. Коллекция начала формироваться еще при дирекции императорских театров. В Москве их было три — Большой, Малый и Новый (у Большого всегда были две сцены начиная с XIX века).
«Собирали все: эскизы, костюмы, фотографии. Тогда только появилась фотография, и надо было все зафиксировать, — рассказывает директор музея Лидия Харина. — В Большом театре снимают с 1880 года. Прямо под сценой поставили небольшое фотоателье, и актеров фотографировали сразу после выступления. С приходом советской власти дирекцию императорских театров ликвидировали, а из собранной коллекции было сформировано несколько музеев — Большого театра, Малого театра и Библиотека искусств. В музее никогда не было открытой экспозиции, они проходили в театре. С 1920 года в Большом висела табличка, которая сообщала, что зрители могут в антракте посмотреть на экспонаты. Весь театр по периметру был завешан всевозможными раритетами, которые в таком открытом виде я бы сейчас не решилась выставлять. В 1974 году в музее все же решили сделать постоянную, большую, открытую экспозицию. Под нее отдали многие дополнительные кабинеты. А в начале 90-х годов часть помещений забрали, нас уплотнили и стали называть музеем закрытого типа».
В фонде музея — около 200 тыс. предметов. Многие из них относятся к XVIII и XIX векам. Это самые разнообразные вещи — подлинные костюмы — от обуви до головных уборов, бутафория, афиши разных лет, старинные фотографии, негативы на стекле и пленке, эскизы декораций и костюмов и коллекция картин. Например, в одном из кабинетов висит портрет балерины Ольги Лепешинской кисти художника Александра Герасимова. Это ростовой портрет, где Лепешинская стоит на пуантах.
«Таких портретов практически нет, потому что это невероятно тяжело — позировать художнику, стоя на пуантах. Эту же работу можно увидеть в Третьяковской галерее. Герасимову очень хотелось поиграть со светом. Он поставил два полотна и стал рисовать ее при утреннем и вечернем свете. Потом, когда сделал две картины, позвал приемную комиссию, которая выбрала одну из них, а другую отдали Большому», — рассказывает Лидия Харина.
Вещи в музей в основном попадают из театра, некоторые приобретает сам музей, какие-то передает Министерство культуры. Так, однажды министерство передало Большому дневники хореографа Вацлава Нижинского.
«Это некие тетради, Минкульту их отдала дочь Нижинского, а ведомство передало бумаги нам, хотя сам хореограф никогда и не танцевал на сцене Большого. В этих тетрадях Нижинский пытался создать запись танца. Музыкальную грамоту сочинил Бах, а танец очень долго не знали, как записать, хотя балетное искусство существует со времен Людовика XIV. Многие пробовали. Сейчас мы используем записи танцора и теоретика балета Степанова, который работал в Санкт-Петербурге на рубеже XIX–XX веков. И Нижинский пробовал, он пытался сделать это на нотном стане. Тетради не опубликованы, и это уникальная вещь для историков балета».
Адрес: Театральная пл., д. 1, тел. 8-495-692-00-25
Как попасть: экскурсии бесплатные. Нужно сформировать группу, связаться с организатором экскурсий музея