Рубрика: Москва

«Надо хватать и лечить»

В следующем году московских школьников будут добровольно тестировать на наркотики
«Надо хватать и лечить»

Школьников до 16 лет будут тестировать на наркотики с согласия родителей, старше 16 — по их собственной воле. Стоимость одного теста по крови сотставит 1200 рублей.

С 2013 года московских школьников и студентов могут начать тестировать на наркотики. Депутаты Мосгордумы считают, что уже одно наличие тестирования в школах и вузах остановит тех, кто собирается попробовать наркотик. По мнению экспертов, эффективность подобных тестов сомнительна – молодежь сидит на наркотиках, которые ими не распознаются.
 

Мосгордума в первом чтении одобрила законопроект о введении в школах и университетах тестов на потребление наркотиков. Пока такую проверку планируется сделать добровольной: подростков до 16 лет будут тестировать с согласия родителей, школьников и студентов старше 16 лет — по их собственной воле.

«Молодые люди, услышав про такое тестирование, сотню раз подумают, прежде чем попробовать наркотики», — считает глава комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. По ее словам, проводившиеся до этого в Москве в мае тесты уже показали свою эффективность. «В одном из институтов, где было выявлено 15% потребляющих наркотики, провели профилактическую работу, и через полгода обнаружили только 2% таких студентов», — указала глава думской комиссии.

Подобные тестирования на наркотики уже не раз проводились в российских регионах в последние годы. В Татарстане эксперимент выявил 0,14% употреблявших наркотики, в Хабаровске — 17,6%. В феврале этого года на заседании антинаркотической комиссии новый президент Татарстана Рустам Минниханов объявил, что «тестирование — это деньги на ветер», после чего в республике оно было прекращено.

По словам депутата фракции «Единой России» Ирины Великановой, стоимость одного теста по крови в столице составит 1200 рублей. Документ, рассматриваемый в Мосгордуме, вносит изменения в закон «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в Москве». Одобрив законопроект в первом чтении, депутаты намерены принять его в окончательном чтении в начале 2013 года.

Владимир Зарецкий, директор Центра повышения квалификации и профпереподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобрнауки:

«Эта идея даст какой-то эффект только после соответствующей подготовки родителей. Хотя бы на школьных собраниях специалисты должны рассказывать родителям о том, как вести себя, если ребенок начал употреблять. На самом деле, обычно педагоги и без тестирования знают, кто и что употребляет, кто приходит на занятия в невменяемом состоянии или совсем не посещает уроки. А предлагаемая процедура проверки на наркотики еще не отработана: тест-полоски неэффективны, а использовать лабораторные методы — дорого. Подобное тестирование уже вводилось экспериментально в колледжах и училищах Московской области: результаты показали, что определить наркомана таким образом сложно — сейчас молодежь использует препараты, которые не входят в список официально зарегистрированных, тестов для них еще нет. Так что главный нарколог республики Татарстан, например, уже обратился к президенту своей республики по поводу того, что эти бюджетные деньги можно было бы потратить на что-то другое, включая профилактику употребления психоактивных веществ в учреждениях образования.

Допустим даже, что после этого тестирования мы что-то узнаем, и информация дойдет до родителя. Но что дальше? Действующих реабилитационных центров в России не больше трех. Несколько лет назад таких центров было создано более 60, но сейчас в регионах они превратились в методические кабинеты – как в Полевском, где специалисты просто ездят по школам и читают лекции о вреде наркотиков. Известная программа «12 шагов» на несовершеннолетних не рассчитана. В Томской области на создание профилактических и реабилитационных программ в свое время было выделено 500 тысяч рублей, после нашей встречи с мэрией города сумма увеличилась до 2500 тысяч рублей. В других регионах суммы значительно меньше, но если разделить эти деньги на число учащихся – получится 0,5 копеек на каждого. Так что на первичную профилактику и лечение идут копейки, а на эти декларации — миллионы».

Лариса Фишман, директор центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна»:

«К идее тестирования школьников на наркотики я отношусь хорошо. Московская область уже 8 лет проводила подобные тесты в колледжах, и процент наркоманов в прошлом году по сравнению с первым годом эксперимента снизился в три раза. Резко снижение есть, именно потому, что учащиеся знают, что их будут проверять. Я не согласна лишь с тем, что результаты тестирования держатся в строгом секрете, но пока наше законодательство таково.

Да, тестирование не показывает употребление ряда новых наркотических веществ, но это уже задача химиков-биологов — придумать, как выявить их в организме. А педагог-предметник не является ни наркологом, ни психологом, у него нет возможности наблюдать за ребенком в течение 45 минут, пока он ведет урок. Для этого нужны специалисты.

Конечно, тестирование нельзя считать панацеей, но если не будет и этого, вряд ли мы чего-то добьемся. На мой взгляд, нужно, чтобы результаты таких проверок были открытыми и постановка на учет обязательной. Сейчас родители мне говорят: «Если узнают, что мой сын употреблял наркотики, он в МГУ не поступит». Но я отвечаю: «А вы не думаете, что он до МГУ не доживет, употребляя наркотики?» Тех, кто делает в наркомании первые шаги, нужно хватать и лечить, чтобы они знали, что это недопустимо, а так мы играем в прятки».