Москва по-итальянски
21 ноября 00:05 |
Если огромная роль иностранных зодчих в строительстве Санкт-Петербурга очевидна, то Москва чаще воспринимается как более традиционный «русский» город. Все мы почему-то забываем, что главный архитектурный символ страны – Кремль – практически целиком выстроен итальянцами.
К сожалению, очень немногое известно о жизни итальянских зодчих на Руси. В большинстве случаев, мы даже не знаем их настоящих имен – летописцы часто беспечно ограничивались обозначением иностранного происхождения прозвищем «Фрязин». В итоге, об именах и судьбах людей, сыгравших столь значительную роль в развитии русской архитектуры, порой можно только строить предположения.
Успенский собор Московского Кремля (Аристотель Фиораванти)

Первоначально собор был построен русскими мастерами, однако из-за некачественных материалов, его приходилось постоянно ремонтировать, а в 1472 году и вовсе разобрать. Болонского инженера Аристотеля Фиораванти пригласили на перестройку собора за приличную зарплату – 10 рублей в месяц. Итальянец, воспроизведя архитектуру собора из Владимира, тем не менее познакомил москвичей с множеством нововведений, например, научил строителей делать более прочные кирпичи. В том числе благодаря этому, Успенский собор – старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Архангельский собор Московского Кремля (Алевиз Новый)

Прозвище Новый было дано венецианскому архитектору, так как до этого в Москву уже приезжал его итальянский тезка – строить стены и укрепления Кремля. Собор святого Архистратига Михаила строился как усыпальница для правящей династии. При строительстве храма Алевизу Новому удалось сочетать традиции русской церковной и итальянской светской архитектуры. Так, благодаря необычно пышному оформлению фасада, собор вблизи больше напоминает итальянское палаццо.
Церковь Вознесения в Коломенском (Петр Францизск Ганнибал)

пр-т Андропова, 39, стр.1
Настоящий архитектурный шедевр, один из первых шатровых храмов, был также спроектирован итальянским архитектором. Здания, построенные в шатровом стиле, не нуждались в колоннах, сооружение опирается напрямую на фундамент. По легенде, Вознесенский храм был возведен по указу Василия III в честь рождения сына, Ивана IV, то есть был «обетным», построенным как благодарность Богу или в память о каком-то событии.
Собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря (Алевиз Новый)

ул. Петровка, 28/2
Главное архитектурное нововведение Алевиза Нового в этом соборе – планировка. Это первый в истории русского зодчества храм, основание которого образуется наложением восьми полукружий апсид. Такая планировка называется центрической многолепестковой, и в нашей стране встречается довольно редко. До недавнего времени считалось, что старинные формы собора безвозвратно утрачены после перестройки здания в XVII веке в стиле барокко. Однако в 1980 году реставраторам удалось восстановить архитектурный облик храма начала XVI века.
Грановитая палата (Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари)

Одно из старейших светских сооружений Москвы было заложено в 1487 году архитектором Марком Фрязиным (Марко Руффо). Восточный фасад здания был облицован граненым каменем – от этого и произошло название. Грановитая палата выполняла функцию парадного зала приемов при дворце. Здесь собирались Боярская дума и Земские соборы, а сейчас проходит один их этапов инаугурации президента.
Дом Лобанова-Ростовского (Ф.И. Кампорези)

Мясницкая, 43
Здание было построено еще в начале XVIII века, но в 1792 году владелец, князь Лобанов-Ростовский, пригласил для перестройки особняка популярного тогда архитектора Франческо Кампорези. Итальянец существенно удлинил здание, добавив два парадных зала, и переделал фасад, оформив центральный портик в виде триумфальной арки. В первой половине XIX века в этом доме проживал историк А. Малиновский, супруга которого уговорила мать Натальи Гончаровой отдать ее замуж за Пушкина.