«Чтобы защищать свои права, нужны деньги и свободное время»

30 августа 03:00  | 
Создатель столичного хэппенинга делится секретами успешного противостояния произволу
Художник Петр Войс научился превращать судебные процессы в современное искусство
Аварийная элитная застройка

Войс везет меня в своем внедорожнике по дорогам столичного района Куркино. Мелькают деревья, таунхаусы, высокие заборы, из-за которых краснеют черепичные крыши коттеджей. «Вот храм XVII века, с часовней, построенной по проекту знаменитого архитектора Шехтеля. Эти места издавна называют "Московской Швейцарией", а в этом рыбхозяйстве на реке Сходне можно купить живого карпа и даже стерлядь», — мой проводник как истинный художник наглядно демонстрирует местные достопримечательности.

«В выборе жилья  польстился и на живописные виды в Куркине, и на то, что застройщиком было правительство Москвы, — признается Войс. — Подумал, что власти города построят хороший дом и главное, что в любом случае будут отвечать за его качество». В 2003 году въехал на новые квадратные метры.

Заходим в дом №2 на Воротынской улице, где живет художник. В каждом подъезде — цветы и картины. Вежливые консьержи. Идеальная чистота. Конкурс детских рисунков. Грамоты на стенах: «лучший дом», «лучший двор», «лучший подъезд». 

А в 2002 этот дом, как и многие другие в Куркине,  был принят в эксплуатацию, как оказалось позже, с целым рядом существенных недостатков.  Обещанное элитное жилье по сути оказалось аварийным. Фасад дома украшали сырые пятна плесени. Здание промокало не только  через стены, но и сверху — с крыши и из подвала,залитого грунтовыми водами. Жильцы нанимали на свои деньги работяг,  чтобы они перекладывали новым кирпичом зараженную грибком кладку.

Хэппенинг «Воротынская, 2»

«Я тогда решил начать свой проект — хэппенинг. Смысл его в том, чтобы организовать отдельную территорию, с принципами, понятными всем: закон, порядок и справедливость, — объясняет Войс. — Основываясь на них, мы с небольшой группой активистов решили организовать товарищество собственников жилья. Хэппенинг в любом случае предусматривает действие с вовлечением в него  неопределенного изначально  круга лиц». Все, кто так или иначе связан с проектом, становятся или его противниками или сторонниками, становясь таким образом соучастниками творческого процесса. Художник как автор тоже участвует в этом проекте и вместе с другими становится объектом искусства, объясняет Войс. 

Что такое хэппенинг

Хэппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем (по материалам Википедии).

В ТСЖ предложили вступить всем собственникам жилья, но согласилась только часть — около 60 процентов. «Чтобы люди пошли за тобой, ты должен представить им конкретные цели и продемонстрировать результаты, — говорит Войс. — Ведь наш народ не верит ни власти, ни оппозиции, ни даже самому себе». Чтобы обеспечить конкретные результаты, пришлось заняться юридической практикой, для этого он прошел курс обучения  в частной юридической школе Сергея Мальцева.

Застройщиком дома, в котором Петр Войс купил квартиру, было правительство Москвы. Но дом оказался аварийным

Застройщиком дома, в котором Петр Войс купил квартиру, было правительство Москвы. Но дом оказался аварийным

«В рамках проекта первые обращения от собственников жилья о недоделках в сданном доме были в управу, в префектуру. Там наши проблемы были никому не нужны. Стали отправлять письма наверх — в мэрию Москвы, Лужкову. Потом Путину. На каждом уровне получали отказ», — рассказывает Управдом. Тогда 10 собственников жилья организованно подали иски в Пресненский районный суд столицы против департамента инвестиционных программ и строительства города Москвы — который по договорам с собственниками выступал и в качестве продавца квартир. Экспертиза Московской Торгово-промышленной палаты насчитала в доме строительных недоделок на сумму более 1 млн долларов (по данным на 2004 год — «МН»).

Мэрия проиграла

В 2006 году суд был выигран. Эта победа жильцов в судебном противостоянии с властями города была первой, и до сих пор остается единственной.  Под давлением судебных разбирательств в доме восстановили дренажную систему, отремонтировали кровлю, оформили общедомовой допуск  на пользование электроустановками, установили пожарную систему сигнализации, а также систему звукового оповещения при пожаре.

Правда, по словам Войса, ремонт оказался некачественным, дренажная система снова перестала работать, а кровля стала протекать. К тому же, решение суда было отменено через год после того, как вступило в законную силу. Есть предположение, что после личного вмешательства Владимира Ресина, на которого судебные приставы наложили штраф за неисполнение решения суда. «Но мы продолжаем судиться с властями города. Уже седьмой судья сменился», — говорит Войс. По его словам, необходимо, чтобы пожарную сигнализацию и звуковую систему оповещения о пожаре  установили во всех трех подъездах дома, а не в одном, как было сделано, чтобы полностью переложили наружную кирпичную кладку, вновь отремонтировали кровлю, восстановили дренажную систему и передали ее на баланс горхозяйства, оформили поквартирные допуски на пользование электроустановками а также возместили жильцам их затраты на ремонты подъездов, коридоров и лестничных клеток.

«Людей объединяет борьба. Некоторые недоумевают: зачем так долго бороться? Если ты решил защищать свои права, то по другому нельзя. Такая ситуация проверяет каждого на наличие уважения к самому себе и позволяет самоутверждаться», — уверен Войс. Он признается, что его называют сумасшедшим: «А я просто занимаюсь искусством. В данном случае искусством прямого действия. Могу себе такое позволить. С пользой для всех".

Мэрия проиграла жизнерадостной команде Войса и в 2010 году, когда департамент земельных ресурсов города Москвы был вынужден по принуждению Тушинского районного суда утвердить схему расположения придомового земельного участка для передачи его в общедолевую собственность жителям дома. Также пока единственный случай в московской судебной практике.  

«Такой «Фиат» нам не нужен»

Еще до создания ТСЖ «Воротынская, 2» в конце 1990-х Войс  организовал один из первых своих хэппенингов «Такой Фиат нам не нужен».  Столичные дилеры концерна «Фиат» не хотели возвращать деньги за неисправные автомобили, говорит Войс. Под его руководством 18 человек, в том числе и жена художника Галина Тюленева, создали общественное движение московских потребителей "Такой Фиат нам не нужен". Под этим названием Войс организовал выставку художников на тему взаимоотношений маленького человека и большого общества, в которой приняли участие многие известные художники, а позже провел акцию-перформанс у посольства Итальянской республики в Москве и акцию российских потребителей в Риме.

Закрывать глаза на проблему ни в коем случае нельзя. Надо бороться за ее решение. И обязательно верить в то, что победишь, советует Войс

Закрывать глаза на проблему ни в коем случае нельзя. Надо бороться за ее решение. И обязательно верить в то, что победишь, советует Войс

 

Параллельно участники движения с помощью привлеченных юристов стали защищать свои права в судебном порядке. В силу того, что все дилеры Фиат, у которых приобретались автомобили,  к тому времени исчезли, используя международное соглашение привлекли в качестве ответчика производителя автомобилей - фирму Фиат Авто С.п.А. В 2002 году в Головинском районном суде было вынесено первое решение в пользу столичных автовладельцев.  Заставили итальянцев выплатить за деньги за некачественные автомобили и оплатить моральный ущерб. Впоследствии в других судах Москвы с непокорными на их условиях были заключены мировые соглашения «Это была полная победа потребителей, — говорит Войс. — Проект был реализован во всех планах. Реальных и моральных».

Как отстоять свои права. Советы от Войса

1.Закрывать глаза на проблему ни в коем случае нельзя. Надо бороться за ее решение. И обязательно верить в то, что победишь. Вера поможет даже в самой неблагоприятной ситуации добиться положительного результата.
2.Чтобы защищать свои права, человек должен обладать достаточным количеством свободного времени  и денег. Если нет того и другого, самому лично лучше в борьбу не вступать.
3. Задача правозащитных организаций не выводить людей на митинги, а реально их поддерживать. Юридически и материально. В каждом конкретном случае. Пусть даже незначительном.  Другого пути по достижению гражданского согласия в обществе нет.