— Цветники, которые мы сейчас видим на улицах Москвы, на ваш взгляд, очень убогие?
— Нет, они совсем не убогие. Все, что связано с природой, по определению не может быть убогим. Все уже забыли, что лет 15-20 назад вообще не было никакого озеленения, был период запустения Москвы, и когда появились хоть какие-то клумбы с бархатцами — это была такая диковина! Говорили: «Зачем сажают? Все равно их украдут! Пусть лучше пенсионерам прибавят пенсии!» Потом к бархатцам привыкли, появились анютины глазки, потом появилось слово «газон» — это тоже была диковинка: неужели у нас будут газоны, как в Англии? А сейчас в наших парках молодежь сидит на газонах — это невозможно было представить 20 лет назад. Поэтому об убогости я бы не стала говорить. Просто люди уже привыкли к цветам в городе и им хочется чего-то более эстетского.
— А оно появится, это «более эстетское»?
— Конечно, этот процесс уже невозможно остановить. Просто городским властям надо больше уделять внимания образованию людей, которые этим занимаются: отправлять их на учебу, обмениваться опытом.
— То есть проблема не в том, что у нас в Москве из-за экологии просто ничего не растет?
— У нас не самая плохая экология, у нас все будет расти. Конечно, хотелось бы, чтобы было больше деревьев, чтобы было больше декоративных форм, выращенных в питомниках. Но это просто очень долгий процесс. Мы сейчас работаем на будущее. Вот люди недовольны: почему у нас этого нет, того нет? А потому что 20 лет назад этого не сделали.
— Что вы думаете о цветниках, которые жители многоэтажек делают у подъездов своих домов? Обычно над этими клумбами из покрышек все смеются.
— И очень жалко, что смеются. Если человеку хочется творить, лучше пусть это выплескивается в виде цветников, чем в написании каких-то слов на стене. Если человек готов сделать клумбу – это прекрасно. Какое счастье, что ему небезразлична судьба его двора! Но здесь снова возникает проблема недостатка знаний. Так давайте поможем людям, дадим им больше информации, что можно сделать с цветником в своем дворе. Чем больше будет передач, выставок для простых москвичей, тем быстрее пойдет процесс. У нас люди очень талантливые, они как губка все впитывают, и через какое-то время они смогут дать фору дизайнерам.
А покрышки на Западе сейчас в моде. Существуют целые направления, когда из покрышек делают арт-объекты.
— Вам нравятся московские парки?
— Я, как профессионал, должна смотреть на проблему сверху: в контексте существующего развития индустрии, уровня образования, финансового положения. И в этой ситуации московские парки — хорошие.
— Но от мировых стандартов далеко?
— Смотря каких. Сейчас модно, чтобы парк выполнял не только эстетическую функцию, но и имел какой-то образовательный элемент.
— В таком случае наши парки, которые изначально были для «культуры и отдыха», соответствуют мировым тенденциям.
— Ну уж точно не плетутся в хвосте. Конечно, хотелось бы лучше, но хотеть мало — должна быть создана база. Невозможно за 20 лет сделать мировые шедевры. Раньше ведь не было возможности ездить за границу обмениваться опытом, журналов профессиональных и то не было.
— На ваш взгляд, какой московский парк — лучший?
— С точки зрения созерцания мне очень нравятся Царицыно, Коломенское. Парк Горького — динамичный, современный, парк, который пытается встроиться в современную тенденцию. Нескучный сад — мой любимейший парк, но он пока в очень печальном состоянии. Я очень надеюсь, что его приведут в порядок. Вообще природные парки очень тяжело восстанавливать, это колоссальный труд. Если его когда-нибудь восстановят — это будет что-то необыкновенное.
Цветочный фестиваль Moscow Flower Show, который проходит с 3 по 8 июля в Парке Горького, задумывали для того, чтобы привлечь к совместному творчеству любителей-садоводов и профессионалов ландшафтного дизайна. О том, как выглядят московские цветники, нужно ли изгонять из дворов клумбы из покрышек и сильно ли отстают московские парки от зарубежных, «МН» поговорили с президентом фестиваля Кариной Лазаревой.




