20141
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22553
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11945
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3775
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7924
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6632
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4006
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2948
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
11816
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9416
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7395
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7841
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5237
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4014
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3119
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3048
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3984
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2839
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2856
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4339
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3784
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2670
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2292
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4322
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4302
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2838
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2901
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3323
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3099
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2937
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3144
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5538
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4037
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3677
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3105
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Волга не простила

Через год после катастрофы «Булгария» гниет на лодочной станции, виновные ждут суда, а речные круизы по-прежнему популярны

Григорий Сысоев

 

Крушение теплохода «Булгария» повлекло массовые проверки в речном флоте, в органах Речного регистра и Ространснадзора. По всей стране прокуратура выявила многочисленные нарушения в эксплуатации судов: недокомплект экипажа, выходы в рейс без разрешительной документации и необходимых спасательных средств. В Приволжье к 1 августа 2011 года проверили все 318 пассажирских судов вместимостью более 50 человек — эксплуатацию 48 судов временно приостановили. Выяснилось, что по всей стране органы Речного регистра часто незаконно продлевали сроки действия классификационных свидетельств пассажирских судов. Множество нарушений выявили и в Ространснадзоре. По итогам проверок транспортные прокуроры вынесли более 550 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлекли более 800 человек.

Однако гарантировать, что подобная трагедия не повторится, невозможно — чиновники все еще обсуждают меры, способные изменить ситуацию на российских реках. Показательный суд над виновниками катастрофы еще не состоялся. Поднятая со дна «Булгария» стала своего рода памятником разгильдяйству на воде — ее сейчас отбуксировали к лодочной станции близ деревни Сюкеево.


Плавали, знаем

Юлия Хомченко

В Северном речном порту просто предпочитают не вспоминать «Булгарию»

Трагедия на Куйбышевском водохранилище, где год назад затонул теплоход «Булгария», подмочила репутацию всего речного флота. Даже сейчас о гибели пассажиров двухпалубного круизного судна из Татарстана туристы и экипажи более надежных прогулочных лайнеров вспоминают с содроганием. Но все равно туристы-иностранцы, да и пожилые россияне, предпочитающие размеренный отдых на воде, остаются верны речным круизам. Корреспондент «МН» убедилась в этом, побывав в Северном речном порту, откуда стартует большинство водных маршрутов в Москве.

Атмосфера в парке Северного речного вокзала столицы напоминает курорт. Отдыхающих, кучкующихся у киосков с мороженым и билетных касс, кажется, не волнуют доносящиеся из динамиков новости о наводнении в Краснодарском крае. О прошлогодней трагедии теплохода «Булгария» за тысячу километров здесь и вовсе ничто не напоминает. Июль — разгар навигационного сезона. У причала пришвартованы большие четырехпалубные теплоходы, курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом, движение на реке не менее плотное, чем на столичных дорогах, от 10-й пристани то и дело отчаливают прогулочные трамвайчики.

«Корабли полные, видите? Полная посадка — это показатель стабильности», — утверждает второй помощник капитана четырехпалубного теплохода «Викинг» Александр. Его судно, впрочем, как оказалось, в круизы берет исключительно иностранных туристов. По словам 28-летнего помощника капитана, поток пассажиров из-за рубежа не снижается — пожилые немцы, американцы, австралийцы любят речной маршрут с длинными остановками в Москве и Санкт-Петербурге. Это отдых хорошего класса — стоимость путевки от 4 тыс. евро. Стайки ухоженных пенсионеров действительно организованно автобусами то привозят, то увозят с пристани на экскурсии по столице.

Но суета в порту явно не та, что раньше. В воскресенье, 8 июля, в Северный речной порт прибыло 15 и отправилось в плавание пять теплоходов. «Булгарию» хорошо помним, ужасно было», — говорит Александр, для которого эта навигация уже 11-я. После трагедии, по его словам, многие теплоходы схожего с «Булгарией» класса («пузыри» на местном сленге) стали на прикол. По оценке второго помощника капитана, сейчас на маршрутах «кораблей в два раза меньше чем обычно в это время». «Многих регистр не выпустил», — по-своему объясняет он, почему технические службы не дали допуск на работу значительной части представителей отечественного речного флота. Новых пассажирских лайнеров вообще нет — средний возраст больших круизных судов в стране сейчас не меньше 30 лет.

Только что сошедший с трапа и уже заскучавший в ожидании такси 60-летний инженер-электрик Павел Сафронов тоже стал вспоминать события прошлого года — они с женой путешествовали на теплоходе «Нижний Новгород» по маршруту Москва—Пермь—Москва и буквально за сутки до трагедии проплывали место крушения «Булгарии». «Мы шли из Перми и как раз на повороте на Каму, где потом и затонула «Булгария», были», — говорит он. Семья Сафроновых традиционно проводит отпуск на реке. Они только что вернулись из Санкт-Петербурга на четырехпалубном теплоходе «Александр Радищев». «За те же деньги могли поехать за границу, 72 тыс. на человека — это не общедоступный туризм, но я за границу не хочу», — говорит Павел Сафронов.

Он утверждает, что сразу заметил перемены на борту. «Стонов и вздохов пассажиров не было, но в этом году 55 кают оказались свободны, раньше в это время все было забито под завязку», — поделился он впечатлениями.

С палубы спускаются довольные люди, в основном пожилые пары с внуками. «Бояться нечего. Мы первый раз ездили и в конце июля еще поедем в Казань», — говорят пожилые супруги — дама в панамке и мужчина в соломенной шляпе. Они, как и инженер Сафронов, уверены, что просто «нужно выбирать серьезные компании, у которых много техники и свое обслуживание».

Второй помощник капитана «Викинга» тоже отмечает, что при плохом хозяине и новенький теплоход «можно убить в хлам». «Это все равно что новую машину гонять и не следить за ней — во что она превратится?» — задается он риторическим вопросом. Но катастрофа, судя по его словам, это всегда стечение разных обстоятельств. Та же «Булгария», переживи она прошлогодний шторм на Куйбышевском водохранилище, могла бы до сих пор выходить в рейсы по выходным.

Пока мы разговариваем, рядом речной трамвайчик до отказу набивается людьми. Для часовых водных прогулок установлен минимум пассажиров — десять человек, и трамвайчик отходит от причала. О максимуме допустимого количества людей на борту в кассе ничего не сказано. Но, судя по их заученным до автоматизма репликам девушек в кассах, желающих прокатиться на трамвайчике достаточно.

 

«На уровне судовладельца — слабое звено»

Ирина Грузинова

Трагедия «Булгарии» ускорила процесс ужесточения правил речного судоходства в России

Как российские власти пытаются предотвратить повторение катастроф на воде, корреспонденту «МН» Ирине ГРУЗИНОВОЙ рассказал глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр ДАВЫДЕНКО.

— Каковы, по вашему мнению, изначальные причины гибели «Булгарии»?

— На мой взгляд, причины в том, что полномочия государства в вопросах контроля за безопасностью были значительно уменьшены. Предполагалось, что обеспечивать безопасность станет сам бизнес. Хорошо, пошли навстречу бизнесу. Было уменьшено количество проверок, дали больше свободы. В итоге у нас сложилась система, при которой можно сдавать старые суда в субаренду и толком никто ни за что не отвечает. Транспорт — это не та сфера, где можно либеральничать и ставить эксперименты!

— «Булгарии» было 56 лет, а каков средний возраст флота?

— Дело ведь не в возрасте. В Европе ходят суда, которым по 200 лет. И 56 лет для «Булгарии» — срок не критический при надлежащем обслуживании. Только старое судно содержать гораздо дороже, чем новое. Это как с обслуживанием автомобиля.
Наш флот сегодня составляет около 32 тыс. единиц, из них пассажирских — около 600 единиц. Средний возраст флота 30–35 лет. Это много. Через 5–10 лет более половины судов выработают свой ресурс. В мире старым считается судно, находящееся в эксплуатации 17 лет.

— Сегодня несколько государственных структур занимаются вопросами безопасности на водном транспорте — Ространснадзор, Российский речной регистр, Росморречфлот. Как выстроено взаимодействие?

— Росморречфлот отвечает за содержание внутренних водных путей, а это 101,3 тыс. км, и судоходных гидротехнических сооружений. Зона нашей ответственности — установка габаритов судовых ходов, выставление навигационного оборудования, диспетчерское сопровождение, информация о погоде. Содержание внутренних водных путей и гидротехнических сооружений обеспечивается государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства и ФГУП «Канал имени Москвы». Всего на территории Российской Федерации 15 речных бассейнов. В каждом из них есть государственное бассейновое управление.
Ространснадзор прежде всего следит за соблюдением законодательства. Ведомство проверяет (раз в год или в три, в пять лет) документы у юридических лиц, выдает судоходной компании лицензию, а также аттестует лицо (как правило, это заместитель генерального директора), ответственное за безопасность судоходства в этой компании. Росречрегистр проводит освидетельствование судна и присваивает ему соответствующий класс. Специалисты регистра осматривают судно и выдают свидетельство о его техническом состоянии. Процедура проводится раз в год для старых судов и раз в пять лет для новых. Еще раз подчеркну, что процесс эксплуатации судна — зона ответственности судовладельца. Между проверками могут произойти различные поломки, в том числе перед выходом в рейс или во время рейса.
Как видите, цепочка длинная. И вот на уровне судовладельца, мне кажется, как раз и есть слабое звено. Он следит за техникой и квалификацией экипажа. Это полностью в его ведении. Капитан и все другие члены экипажа должны иметь профильное образование. Кроме того, каждый год капитан должен проходить аттестацию. Ее итоги заносятся в так называемый рабочий диплом. Там же отражается карьерный путь, стаж. На море такие дипломы имеются у всех членов экипажа. На реке сегодня нет таких строгих требований. Разные судовладельцы решают вопросы с экипажем по-разному. Кого они там набирают, мы не знаем.

— Что нужно поправить в системе контроля?

— Давайте четко разграничим реку и море. На море действуют более жесткие правила. Это международные нормы, вырабатываемые Международной морской организацией, членом которой является Россия. Высокие требования и к технике, и к квалификации экипажа. На реке этого нет и не было. Здесь действует Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ). Он довольно либеральный, особенно после реформ последних лет. Минтрансом и Росморречфлотом вместе с общественными организациями были подготовлены поправки в КВВТ, а также в ряд других законодательных актов, направленных на повышение безопасности. В октябре прошлого года их внесли в Думу. В ближайшее время ожидается принятие.

Основная идея в том, чтобы на реку перенести требования, которые действуют на море. Перед каждым выходом судна в рейс инспекторы будут проверять техническое состояние судна, а также документы, подтверждающие квалификацию членов экипажа. Со временем инспекторы изучат весь флот, систематизируют данные, составят картотеку. Станет ясно, кто из судовладельцев добросовестно содержит суда, а кто нет.

На каждом речном бассейне будет капитан бассейна, у него будет аппарат инспекторов портового контроля. Инспекторы могут работать как стационарно в крупных портах, таких как Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва, так и с выездом в другие менее крупные порты или на места происшествий. Эта структура будет в составе Росморречфлота. Она будет осуществлять постоянный технологический контроль транспортного объекта в пути. А сейчас получается, что инспектор, выдавший свидетельство год назад, виноват в гибели корабля, а судно, может, сломалось уже потом.
Также предлагается ужесточить ответственность судовладельцев, поднять штрафы с 250 тыс. руб. до 500 тыс. рублей.

— А почему вы выступили с этими предложениями только в прошлом году, а не раньше?

— Это не так. Еще в 2007 году Минтрансом и нашим агентством была разработана концепция реформирования системы управления внутренним водным транспортом, в 2009 году ее одобрило правительство. В ней все эти идеи были заложены. Но их реализация продвигалась очень медленно. Трагедия с «Булгарией» заставила ускорить процесс.

К сожалению, не все поддерживают предлагаемые изменения. Дело в том, что если у судоходной компании много судов, то она не будет экономить на безопасности. А когда компания маленькая, ей выживать в бизнесе сложно. У нас навигация только полгода, а содержать предприятие надо круглый год. Такой владелец руководствуется одной формулой: прибыль — это доходы минус расходы. А расходов в судоходном бизнесе много, основные из них связаны как раз с обеспечением безопасности. Суда старые у небольших компаний, потому что старое дешевле купить или в аренду взять. У такой компании нет дублирующего экипажа. Заболел капитан, например, кем его быстро заменить? С улицы человека взять?

Хочу отметить, что пока над поправками работают депутаты, мы времени не теряем. В агентстве введена должность заместителя руководителя, отвечающего за безопасность судоходства. Уже сейчас в наших учреждениях появились капитаны бассейна, идет набор инспекторов портового контроля.

 

Суд да дело

Евгений Гладин

Материалы расследования катастрофы составляют 96 томов

В связи с крушением теплохода Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел, которые позже были объединены в одно. Срок следствия по нему был продлен в общей сложности до 16 месяцев, то есть до 10 ноября 2012 года. В настоящее время фигуранты знакомятся с 96 томами уголовного дела. Осень 2012 года оно будет передано в суд.

Обвиняемыми по делу проходят пять человек:

Светлана Инякина, гендиректор ООО «Аргоречтур», компании-субарендатора теплохода «Булгария». Обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта и охраны труда.

Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра. Обвиняется в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, злоупотреблении должностными полномочиями.

Ирек Тимергазеев, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями.

Владислав Семенов, бывший главный государственный инспектор этого же отдела. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями.

Все четверо находятся под стражей.

Рамиль Хаметов, старший помощник капитана «Булгарии». Обвиняется в нарушении правил безопасности движения водного транспорта. Находится под подпиской о невыезде.

Кроме того, за неоказание помощи терпящим бедствие осуждены капитаны сухогруза «Арбат» Юрий Тучин и буксира «Дунайский-66» Александр Егоров, которые находились в районе крушения «Булгарии». Тучину назначили штраф 130 тыс. руб., Егорову — 190 тысяч.

22 августа 2011 года в Нижнем Новгороде в кустах на набережной Федоровского нашли тело заместителя начальника отдела Волжского управления Госморречнадзора Александра Храмова. По версии следствия, Александр Храмов покончил с собой в связи с увольнением с занимаемой должности. Он проходил свидетелем по делу «Булгарии».

В августе 2011 года министр транспорта Игорь Левитин освободил от занимаемой должности заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Попова, который отвечал за надзор над морским и речным флотом.