Главу Следственного комитета обвинили в покушении словом
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин оказался в центре крупного скандала. Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов обвинил руководителя СКР в том, что тот «угрожал жизни» заместителю главреда издания Сергею Соколову. Президенту Владимиру Путину о разразившемся скандале уже известно, но в СКР пока хранят молчание. Эксперты уверены: чем бы ни обернулась эта история, она в любом случае повредит Бастрыкину. В «Единой России» же говорят о мести главе комитета за обыски у оппозиции.
Именно Александр Бастрыкин сделал достоянием гласности личный конфликт с заместителем главного редактора «Новой газеты» Сергеем Соколовым. Глава СКР обиделся на эмоциональный материал Соколова в «Новой» об удивительно мягком приговоре Сергею Цеповязу — фигуранту резонансного дела об убийстве 12 человек в станице Кущевская. В статье Бастрыкин назван «обслугой бессчетного количества российских Цапков».
Глава СКР пригласил журналиста с собой на оперативное совещание в Нальчик 4 июня, где обсуждались меры по борьбе с оргпреступностью на юге России и Северном Кавказе. Оскорбленный Бастрыкин потребовал извинений от Соколова: журналист публично извинился за «резкие слова». Но в ответ получил жесткую реплику: «Вы меня обвинили в том, что я вступил в преступный сговор с цапковской бандой. Вы отчет отдаете своим словам? Кто вам дал такое моральное право? Я считаю себя оскорбленным не только лично. Вы себе позволяете такие слова в общероссийской газете и хотите отделаться такими извинениями? В царское время за это на дуэль вызывали». Эти слова немедленно попали на ленты информационных агентств и были растиражированы в интернете. Однако, как утверждает главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, дальнейшая беседа его заместителя и главы СКР, состоявшаяся уже после возвращения в Москву, была далека от традиций русского офицерства.
«Была история, вызывающая оторопь, часть, о которой не сообщили приглашенные в Нальчик СМИ. Но о ней знаете вы, Александр Иванович, — обратился Муратов в опубликованном вчера в «Новой» открытом письме к Бастрыкину. — После приземления вашего борта поздним вечером Соколов был усажен в машину вашей охраной и отвезен без объяснения причин в подмосковный лесок. Там вы попросили охрану удалиться и остались с Соколовым наедине». Как пишет Муратов, он не будет цитировать то, что Бастрыкин сказал Соколову «в крайне экспрессивном состоянии», поскольку не желает участвовать в клановой войне силовиков. Однако он отметил, что глава СКР «в запале грубо угрожал жизни» журналиста и «даже удачно пошутил, заметив, что сам же это дело будет вести».
Правозащитная организация «Агора» уже вызвалась представлять интересы Соколова в суде. «Муратов дал понять, что есть доказательства, подтверждающие факт угроз со стороны Бастрыкина. Что это за доказательства, я пока не знаю, — сказал «МН» руководитель «Агоры» Павел Чиков. — У Муратова тактика такая: если Бастрыкин в течение 10 дней принесет извинения, он избежит суда». Муратов высказал «МН» свои соображения. «Если бы Бастрыкин позвонил мне и попросил набросать ему «рыбу» с ответом, — сказал он, — я бы продиктовал следующее: «Все мы люди, и все подвержены стрессам, срывам и эмоциональным потрясениям. Это случилось и со мной в тот день. Сначала Соколов наговорил мне много «приятного», потом я ему. Я приношу извинения и гарантирую Соколову безопасность, это мое офицерское обещание». Главред «Новой» считает, что «в таком случае история будет исчерпана». Но до тех пор Сергей Соколов будет находиться за границей — ради безопасности.
В СКР на ситуацию никак не реагируют. В среду весь день в пресс-службе ведомства отвечали, что «ничего не знают», и лишь под вечер сообщили «МН», что пока комментировать обращение Муратова не намерены. Как заявил пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков, главе государства «уже доложено о сообщениях на эту тему».
На письмо Муратова отреагировали его коллеги-журналисты, которые вчера отправились пикетировать здание СКР с плакатами типа «Бастрыкин, давай, до свидания». Пикет закончился задержаниями: в автозаке оказались заместитель главного редактора «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев, три сотрудника радиостанции — Ольга Бычкова, Нателла Болтянская и Алина Гребнева и правозащитник Александр Подрабинек. Всех задержанных вскоре отпустили, не предъявив никаких обвинений.
Политологи осторожно говорят о том, что случившееся может повредить главе СК, хотя и не исключают, что этот скандал — отголосок межклановых войн, которые ведут между собой силовые структуры.
«Здесь вполне может прослеживаться аппаратный след. И за ним может стоять давний конфликт СКР и Генпрокуратуры, — рассуждает замдиректора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. — Зачастую в таких эмоциональных публикациях есть подоплека внутриполитической борьбы». В пользу этой версии свидетельствуют и слова постоянного критика главы СК депутата Госдумы Александра Хинштейна — он якобы за несколько дней предупреждал об информационной бомбе для Бастрыкина. В то же время Шатилов не исключает, что конфликт между главой СКР и журналистом действительно имел место. «В условии радикализации протестных настроений власть чаще делает ставку на силовиков, которые предпочитают жесткий тон общения с оппонентами, в том числе тон угроз и демонстративных предупреждений», — сказал он «МН». Такого рода скандал, считает политолог, может омрачить позиции Бастрыкина и нанести ему ущерб, потому что «власть не любит громких скандалов и не любит, когда такие действия выходят на поверхность».
Проректор РЭУ имени Плеханова и член Общественной палаты Сергей Марков предположил, что если заявление Муратова — правда, то глава СКР не сможет отделаться от уголовного преследования. «Даже без подтверждения этих фактов Бастрыкина предадут общественному осуждению, и он может потерять свой пост, — сказал Марков «МН». — Если все это было на самом деле, то это со стороны Бастрыкина явно неадекватный поступок». По мнению эксперта, та же неадекватность «была проявлена силовиками, когда в день «Марша миллионов» на допрос вызвали лидеров оппозиции, представив их таким образом героями».
Между тем представители «Единой России» уже намекают на то, что «Новая газета» пытается организовать скандал по знакомой «оранжевой» технологии с использованием журналиста в качестве сакральной жертвы. Также в ЕР говорят, что это может быть местью Бастрыкину за обыски и допросы оппозиционеров, которые проводил накануне Следственный комитет. Так, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов сообщил в своем микроблоге, что история вокруг СКР напоминает «медийную ответку за обыски», проведенные в квартирах известных оппозиционеров 11 июня. «Новая» эффектно пытается перехватить повестку с обысками. Что же у них там такое нашли-то, если столь неординарные меры?» — пишет Бурматов.
- Контекст



