20504
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22804
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12088
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3809
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8132
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6716
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4045
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2978
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12079
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9518
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7513
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7942
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5304
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4056
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3147
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3072
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4020
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2866
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2884
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4391
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3821
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2684
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4364
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4357
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2862
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2923
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3357
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3131
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2971
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3177
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5578
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4068
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3705
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3131
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 15/11/2013 Алена Солнцева 0 507

Иногда образцово поданный обед играет огромную роль в истории

Как воспоминания и амбиции сделали успешного московского бизнесмена защитником архитектуры. Об этом председатель Общества друзей Плеса Алексей Шевцов рассказал «МН»

Кирилл Чаплинский

Его главная идея — уникальность Плеса не должна быть разрушена безличным массовым туризмом, это маленький город, и его важно сохранить таким, каким он остался от наших предков: чуть сонным, поэтическим и очень красивым. Сейчас Шевцов снова на передовой: в самом центре Плеса началось строительство нового двухэтажного ресторана, который, по мнению Шевцова, изуродует историческую застройку.

 Алексей Шевцов председатель Общества друзей Плеса

— Расскажите, почему вы выбрали именно Плес? Вы же сами с Урала, живете в Москве.

— Я в детстве недалеко отсюда жил летом у бабушки и ездил в Плес на экскурсии. Потом приезжал студентом. А когда стал взрослым, то понял, что надо построить дом. Стал искать место, мне дали участок, от которого другие дважды уже отказались, раньше там стоял купеческий дом, который снесли в 70-х годах. Дело было в середине девяностых, все уже приватизировали за копейки, и город находился в печальном состоянии, угасший, никому не нужный. Но у меня тогда началась деятельность на ниве ценных бумаг, я много ездил по заграницам и видел, что даже такой убитый Плес все равно конкурентоспособен и может быть курортом вполне мирового уровня. К счастью, у меня были деньги. Помимо постройки дома я решил покупать старые ветхие дома, в которых уже невозможно было жить. Поэтому, когда я предлагал за них нормальную квартиру в Иванове или Костроме, то бабушки охотно соглашались. Тем более Плес для пожилого человека не очень удобное место — тут везде крутые горки, зимой совсем не просто по ним ходить. Песком все не засыпать, солью нельзя.

Я понял, что надо спасать центр города, а не создавать усадьбу в стороне. Первый дом получился правильным — с крестовым мезонином и, как я потом понял, похожим на тот, что стоял там прежде. Это дом-манифест, заявка на то, что теперь все будет по-другому, он поставлен вызывающе, как форпост. Ивановская газета написала, что дом этот — не самый большой, но, очевидно, самый дорогой и лучший в области. Хотя внутри никто не был. Так что я достиг своей цели — о Плесе начали думать как о месте, где стоят дорогие красивые дома.

В Плесе нельзя свободно строить, надо держать себя в рамках

Потом я купил памятник архитектуры, дом Новожилова. В советские времена там была обычная коммуналка, хотя жильцы были не вполне обычные. Например, я застал Евстолию Витальевну Кузнецову, которая с 1946 по 1974 год была председателем горисполкома Плеса, она и сейчас жива, ей 92 года. Когда мы купили в этом доме одну комнату, она поняла, что с нами можно иметь дело, и тогда начались переговоры о покупке ее двух комнат. Очень договороспособная дама, с государственными мозгами, партийная.

Этот дом Новожилова сыграл большую роль — там мы принимали первых почетных гостей, крупных федеральных чиновников, губернатора (того, что был еще до Михаила Меня). Этим домом я доказал простую вещь — что в нашей провинции надо прежде всего создать место, куда могут приехать видные люди. До появления этого дома делегации приезжали в Плес, на десять минут забегали в музей Левитана и тут же уезжали обратно на больших скоростях. Ведь тут даже туалета не было общественного. Полюбить этот город — в таком начальственном, финансовом, жирном смысле — было невозможно.

Плес - курорт для спокойного отдыха, шумные массовые мероприятия вроде эстафеты олимпийского огня случаются редко

— Вы говорите — крупные чиновники, государственные люди, а не ваши товарищи бизнесмены. Значит ли это, что для развития курорта в России даже в 90-е годы чиновник был важнее предпринимателя?

— У нас тут есть резиденции государственного значения и частные дачи богатых людей. В Плесе имеют дома и государственные деятели, и бизнесмены.

— А кто именно, ну кроме всем известной дачи Медведева в Миловке? Или они таятся?

— Нет, но есть же понятие частной жизни. В этом году газета «Файненшл таймс» опубликовала о Плесе статью «Дача моей мечты», там отмечено, что в отличие от укорененного в общем сознании образа Рублевки здесь дома вполне скромные, без пафоса: из домика-крошечки выходит крупный чиновник в валенках, его не узнать, и спокойно, без охраны идет по улице. Больше дома, чем в 400 метров, я в центре Плеса не знаю, есть три-четыре по 350, ну и по 200 метров — десяток, а остальные — по 150. По меркам Подмосковья это ничто. А здесь сложился такой стандарт. В Плесе нельзя свободно строить, надо держать себя в рамках, и те несколько человек, которые решили проломить всех и построить то, что они хотят, выглядят нелепо.

— А как этот имидж дорогого модного места сочетается с присутствием массового туризма — летом по шесть пароходов в день останавливается, сувениры, пляж городской с музыкой...

— У нас в Плесе разрабатывается такая новая модель — ответственный туризм. Нельзя делать для туристов отдельные закрытые резервации, где они существуют без контактов с населением, как в странах третьего мира, как у нас это практиковалось в Советском Союзе. Мы хотим в Плесе сделать все иначе — мы поэтому и не любим пользоваться брендом «Золотое кольцо», от него веет советской фальшью...

Дача Шаляпина

Летом 1910 года Шаляпин впервые приезжает в Плес вместе с художником-декоратором и пейзажистом Николаем Александровичем Клодтом. У Шаляпина появилось желание иметь здесь дом, в котором смогло бы разместиться человек 15 членов семьи и гостей. В июне 1912 года он приехал в сопровождении московского архитектора Кузнецова и своего слуги китайца. В последний раз, как вспоминает С.А. Щулепников, Шаляпин был в Плесе осенью того же года, в сентябре. И в этот раз он приехал с архитектором Кузнецовым, который подготовил план проектируемого дома. Шаляпин сам не мог заниматься постройкой дома из-за частых гастролей и концертов. Он просил А.С. Щулепникова, хозяина Утешного, взять на себя эти хлопоты и получил согласие. Дом был закончен в 1914 году.

Но вновь построенная дача так и не увидела своего хозяина.

После революции в 1918 году дача Шаляпина была национализирована и отдана под детскую коммуну, а с 1924 года в ней разместился дом отдыха.

Ключевое для нас слово — зонирование. У нас была дискуссия, в ходе которой и власть, и общественность пришли к пониманию того, что в центре Плеса неуместно безнадзорно свободное развитие всех форм туризма. Я вот недавно был в Новом Свете, в Крыму, сидим в хорошем ресторане, но рядом гремит дискотека, со всех сторон несется громкая музыка. И это почти повсюду. Но не так в Плесе, может быть, из-за того, что я старался проводить идеологическую и экономическую работу, купил много недвижимости, внедрял стандарты ресторанного бизнеса.

— А рестораны здесь все ваши?

— Нет. Сейчас нет. Но я помню, когда в 2005 году мы переделали старый ресторан и я написал на нем название «Плесский яхт-клуб», надо мной смеялись, потому что ни одной яхты вблизи не было. Но я правильно рассчитал, название сначала шокировало, потом внедрилось в сознание, а через семь лет начали строить яхтенные марины В 2005 году это был первый в Ивановской области нормальный ресторан, а в 2008 году здесь обедал президент Дмитрий Медведев, ну и результат вы знаете — резиденция, помощь фонда... Иногда хорошо приготовленный и образцово поданный обед играет огромную роль в истории.

Но я хочу вернуться к тому, что дискуссия о том, как развивать здесь туризм, привела к появлению понятия «Республика Плес», поскольку Плесское городское поселение — это 90 кв. км Волжского побережья.

— А вы, собственно, здесь кто? В прессе о вас пишут — бывший мэр.

— Два года я был председателем совета, не главой администрации, а мэром во французском смысле, выбранным из числа депутатов.

— И сколько же тут депутатов?

— Двенадцать. В последний раз, когда избирался в совет второго созыва, я набрал 330 голосов, больше всех.

— А всего избирателей?

— Населения всего две тысячи. В Плесе все очень миниатюрное, это образец городка с прямой демократией, древняя форма, где все решается голосованием в одном зале. Здесь фантастическая устойчивость, люди занимаются своими делами, и в этом, кстати, Плес олицетворяет провинцию, и я бы даже сказал, лучшее в провинции, в нем нет истероидности, он спокойно спит. Даже то, что советская власть наступила, здесь осознали только к 1918 году, а первый местный совет возглавлял помещик, дворянин, и его даже Советом рабочих и крестьян не смогли назвать — рабочих не было.

— А у вас есть оппозиция? Я встречала упреки в том, что вы обуржуазили город, что выселяете людей...

— Да, присутствовала такая точка зрения — крайнего пуризма, говорили, что все должно оставаться без изменений, но я бы не сказал, что это была оппозиция. Люди все же осознавали, что Плес находился в отвратительном запустении... У нас сложный национальный характер, мы же хотим любить нашу родину несчастной, а когда она становится сытой и довольной, нам некомфортно. Но заметной ветвью дискуссии это не было.

Жители здесь очень рачительные, они понимают, что имеет смысл в жилье вкладывать

Но тут еще один момент — я всегда покупал дома у жителей по безумно дорогим ценам. Потому что иначе они не продавали. В Плесе все-таки никогда не было совсем отчаявшихся нищих людей. Тут газа не было, топили дорогой соляркой, что само по себе уже некий фильтр. Общественное пространство было в упадке. А частные дома — даже покривившиеся, стоили недешево. Здесь со времен Левитана и лещи хорошо ловятся, и комнаты на лето сдаются, а сейчас и государство взялось за инфраструктуру, так что жители здесь очень рачительные, они понимают, что имеет смысл в жилье вкладывать.

— Слышала, сейчас вы организовываете жителей на борьбу с новой опасностью для Плеса? Там началось незаконное строительство?

— Предприниматель Абульфат Гюлмамедов, получив разрешение на реконструкцию своей стекляшки-шашлычной, снес ее напрочь и затеял мощное строительство (вообще-то категорически запрещенное в историческом городе федерального значения Плесе) . Котлован он вырыл прямо под стеной соседнего памятника архитектуры, купеческого дома XIX века. Часть соседней стены уже рухнула. У Абульфата Балиевича есть большие связи — один из его ресторанов встроен в здание областного правительства в Иванове, другой занимает почти весь огромный терем детско-юношеской школы зимних видов спорта, что на Милой горе. Я уже обратился к новому руководителю Ивановской области Павлу Алексеевичу Конькову, мы написали письмо. Плес — курорт мирового уровня, нельзя его так безжалостно портить.

— А как у вас складывались отношения с Михаилом Менем, теперь уже бывшим губернатором?

— Он был губернатором восемь лет, и за это время мы часто вели оживленные дискуссии. Его интересовала в туризме массовость и молодежность, но мы в итоге договорились, что это должно развиваться не в центре, а на окраинах Плеса. Есть усадьба Утешное, там ничего не сохранилось, кроме лугов вдоль Волги. И вот отличное место для опен-эйров, оно за поворотом Волги, так что если позвать туда группу «Любэ», в городе ее не будет слышно.

Швецов - инвестор-визионер\: когда он назвал ресторан «Плесский яхт-клуб», ни одной яхты тут не было. Но позже они появились

В общем, губернатор в конце концов согласился, что если строить в городе площадь для массовых праздников или канатную дорогу, то будет скандал. Когда мы боролись против канатной дороги, я придумал, чтобы художник на плакате пририсовал ее непосредственно к пейзажу Левитана «Над вечным покоем», так что одна из опор оказалась рядом с часовней. После этого уже ничего не надо объяснять. В итоге мы пришли к идее развития окрестностей. Пока плесские фестивали не могут принять большое количество людей, негде остановиться. Так что я предложил с будущего года эти свои луга на Утешной

— Вы их купили, эти луга?

— Взял в долгосрочную аренду. Палатки для молодежи, шатры поставить, проводить там отборочные туры и фестиваль пятидневный, чтобы были кипение жизни, праздник, а итоговый день — уже в центре Плеса, в Левитановском зале, торжественно.

Вообще Плес всегда опирался на Левитана, при советской власти на него была сделана ставка, а ведь для Плеса очень важна фигура Шаляпина. Он купил здесь землю и был первым преуспевающим дачником, построил дом, но пожить не успел — революция. Мы сейчас решили, что нам надо его имя снова вспомнить.

— А мы — это кто?

— Общество друзей Плеса. Я его возглавляю. После ухода с поста мэра это моя общественная нагрузка. Это в основном интеллигенция, мои союзники по сохранению Плеса.

Сейчас на первый план выходит практическая работа по освоению лугов, поскольку весной 2013 года мы занимались идеологическими спорами. А с лета 2014 года мы осваиваем Утешное. В планах — объединение летних фестивалей под одним брендом, чтобы увеличить количество гостей.

— А расскажите о себе, откуда вы такой?

— Я 1963 года рождения. Окончил экономический факультет МГУ, работал в Институте США и Канады, потом консультировал нефтяников по поводу приватизации, акционирования, занимался рынком ценных бумаг, потом мы купили машиностроительный завод, в том городе, где я родился, в Орске, и вместе с ним я приобрел недостроенную гостиницу. Тогда и обратил внимание, что заводов у нас много, а гостиниц, ресторанов приличных нет, и я этим занялся. В 2006 году завод мы продали, так что сейчас я занимаюсь Плесом.

— А это приносит доход? Или один убыток?

— Да нет, пока особого дохода нет, конечно, но и не убыток. Вот причал я содержу с 2006 года, то 50 тыс. прибыли, то 50 тыс. убытку. Мы создаем курорт, это долгосрочные вложения.

— Какой вообще объем инвестиций?

— Трудно сказать. Пока вкладываются большие средства. По федеральной целевой программепредусмотрено 2,5 млрд руб. федеральных денег, и 5 млрд — частных инвестиций. Эта программа действует до 2016 года. — А сколько здесь частных инвесторов?

— Из крупных — в первую очередь Фонд «Дар», связанный с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, дает большие деньги на знаковые объекты — 100 млн руб. на строительство Левитановского центра, например, ну и Воскресенская церковь тоже восстановлена, как говорят в народе, на деньги Медведева, и Музей пейзажа, который начали ремонтировать в 1992 году на деньги сенатора Смирнова, но все заглохло, и только сейчас он будет введен в эксплуатацию.

Крупнейший землевладелец здесь — компания «Риат», Дмитрий Борисович Власов, так он держит магазин, это у него такая общественная нагрузка: поскольку у него сеть магазинов, то за счет общих доходов он может содержать в Плесе супермаркет. И он же взял на себя проект ресторана с пивоварней.

— Но из частных лиц вы практически главный?

— Я, скажем, — автор идеологического подхода. И да, конечно, мои инвестиции преобладающие, но я думаю, что у каждого курорта должен быть ведущий инвестор. В Плесе, кстати, и до революции всегда был ограниченный круг людей, купцов, которые занимались городом.