Телесериал «Восприятие» (Perception)
Страна: США.
Авторы идеи: Кеннет Биллер и Майк Суссман.
Режиссеры: Грег Биман, Кеннет Биллер, Крис Мисиано и Деран Сарафьян.
Звезды: Эрик Маккормак (сериал «Мертвые, как я»), Рэйчел Ли Кук («Английский пациент», сериалы «Ясновидец» и «Говорящая с призраками»), Эдвард Ферлонг («Терминатор-2»), Том Сайзмор («Схватка», «Странные дни», «Настоящая любовь»), Кэри Элвес («Горячие головы», «Робин Гуд: мужчины в трико», «Дракула Брэма Стокера»), Нил Макдонаф («Особое мнение», сериалы «Отчаянные домохозяйки», «Секретные материалы», «Терьеры», «Правосудие»).
Жанр: детектив с элементами научной драмы и комедии.
Сюжет: расследование преступлений нетрадиционными методами, связанными с психиатрией и нейрофизиологией.
Премьера: июль 2012 года (канал TNT).
Продолжительность: один сезон (10 серий); в июне начинается показ второго сезона.
Мой рейтинг: 7 из 10.
Агент ФБР Кейт Моретти, вернувшись из столицы в родной Чикаго, приглашает для консультаций в расследовании наиболее опасных преступлений, прежде всего умышленных убийств, своего бывшего университетского профессора, нейрофизиолога Дэниэла Пирса. ФБР делает механическую работу, Пирс — творческую. Сорокалетний профессор обладает уникальной способностью: он видит картину происшествия в целом и может найти преступника, проследив неожиданные связи между, казалось бы, разнородными событиями и явлениями. Но у Пирса проблемы с головой: бедняга страдает тяжелым психическим расстройством и часто не способен отличить зрительно-слуховые галлюцинации от реальных людей.
Гений, вероятно, не станет расстреливать несчастных по темницам, но он же способен мимоходом, подчас даже не замечая, отравить жизнь ближнему
Примечательно, что фантомы, порожденные больным сознанием героя, могут быть причудливыми, и даже очень. Одно дело, если, скажем, галлюцинация имеет вид девушки, с которой ты хотел познакомиться на студенческой вечеринке лет двадцать назад (но так, увы, и не решился). И совсем другое дело, когда тебе в гости забредает, допустим, покойный президент США Джон Кеннеди или сама Жанна д'Арк. Чем видение фантастичнее, тем, разумеется, очевиднее герою его природа и тем проще разобраться, кто есть кто. Ну а на тот случай, когда видение не чересчур экзотично (ни тебе меча в руке, ни ядерной кнопки), Пирс держит поблизости здравомыслящего помощника-секретаря, который вовремя подскажет профессору, кем в данный момент является его собеседник — настоящим человеком или всего лишь плодом воображения. При этом помощник-секретарь не должен распугивать виртуальных гостей профессора, ведь пришельцы из подсознания помогают Пирсу направить мысль в нужное русло.
Нельзя сказать, будто идея сценаристов не имеет аналогов. Более того, Биллер и Суссман изрядно попаслись в чужих телеугодьях. Вспомним, что полезными для дела видениями страдал персонаж Джеффа Голдблюма — коп из сериала «Детектив Рэйнс» (увы, рейтинги оказались невысоки, и этот любопытнейший телепродукт канул в Лету после первых семи эпизодов). Или, например, упомянем сериал «Элай Стоун», где галлюцинации заглавного героя (его, между прочим, сыграл будущий Шерлок Холмс — Джонни Ли Миллер) помогают прозревать будущее; жаль только, что картины будущего затуманены характером видений, представляющих собой причудливые танцевально-песенные номера. Да и знаменитый док Грегори Хаус, мучимый болью, порой глушил ее с такой интенсивностью, что потом общался не с коллегой Уилсоном, а со своими викодиновыми глюками — впрочем, не без пользы для диагностических изысканий...
Как видим, персонаж сериала «Восприятие» пополняет длинный ряд гениальных фриков, которые либо разгадывают медицинские головоломки (как Хаус), либо занимаются частным сыском (как страдающий агорафобией русский шахматный чемпион Аркадий Балаган в сериале «Конец игры»), либо консультируют полицию (как до крайности эксцентричный Патрик Джейн в сериале «Менталист» или герой сериала «Монк» — бывший коп Эдриан Монк, который боится высоты, молока, микробов, асимметрии и т.п.). Хауса, Монка, Пирса, Джейна и им подобных объединяют два качества: персонажи настолько же незаменимы, насколько непереносимы в быту. Идея Пушкина о несовместимости гения со злодейством если и верна, то лишь для крайних, экстремальных и бесчеловечных форм злодейства. Но ведь, как известно, между раем и адом — длинный путь с множеством промежуточных остановок. Гений, вероятно, не станет расстреливать несчастных по темницам, но он же способен мимоходом, подчас даже не замечая, отравить жизнь ближнему.
Этот баланс «минусов» и «плюсов», всегда неустойчивый, — вечный источник сюжетов сериалов о сумасшедших диагностах, сыщиках, изобретателях и ясновидцах. При суровом тоталитаризме, когда «закон больших чисел» главнее прочих законов, а безумие — прерогатива власти, чокнутому профессору типа Пирса выжить проблематично: непохожесть заведомо подозрительна, асоциальность (даже в легкой форме) преступна, а выражения «выйти из строя» и «сломаться» синонимичны. При демократии гению-безумцу жить проще: взвешивая на весах пользу, которую Пирс или Хаус способны принести, и неудобства, которые они доставляют, прагматичное общество выбирает меньшее из зол — и терпит, терпит... До поры.
Строго говоря, герой «Восприятия» может совсем избавиться от своих фантомов, и ему даже не обязательно биться головой о стену или запирать себя в психушке: стоит начать принимать прописанные лекарства — и видения поблекнут или исчезнут вовсе. Но не исчезнут ли вместе с безумием и бесценные детективные таланты? И будет ли кому-то нужен здоровый середнячок-профессор? Нет уж! Лучше, знаете ли, не рисковать.
Через две недели в очередном обзоре речь пойдет о сериале «Тайны Хэйвена» (Haven), снятом по мотивам романа Стивена Кинга «Дитя Колорадо». Городок Хэйвен оказывается в эпицентре странной эпидемии: у горожан обостряются паранормальные способности, опасные для них самих и для жизни окружающих. Почему беды начались именно сейчас? Чем все это может кончиться для города и горожан? Главная героиня, прибывшая в Хэйвен, пытается ответить на эти вопросы. Но для начала неплохо бы ей разобраться, кто она сама такая и какая сила привела ее сюда...