17525
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
20353
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10668
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3336
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6736
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5862
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3542
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2602
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10200
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8371
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6475
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6966
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4631
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3555
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2801
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2732
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3520
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2539
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2553
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3906
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3428
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2476
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2133
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3859
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3839
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2538
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2572
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2945
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2774
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2607
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2790
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5035
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3625
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3292
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2775
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
12:00 24/03/2013 Андрей Десницкий 0 157

Чем питались динозавры до Адама

«Священная биология» вытесняет из школ научный атеизм?

Марина Лаба

 

«Обезьяний процесс»

Впервые об этом заговорили громко в 2006 году, когда петербургская школьница Маша Шрайбер вместе со своим отцом подала в суд на родную школу, требуя, чтобы дарвинизм и учение о том, что мир сотворен Богом в неизменном виде, преподавались бы как две альтернативные версии, и школьники могли выбирать, какой следовать. Иск Шрайберы проиграли, но это, похоже, только прибавило их идее популярности.

Казалось бы, ничего нового — за 80 лет до того в США проходил так называемый обезьяний процесс, правда, с другим результатом — там был приговорен к штрафу в 100 долл. учитель, осмелившийся на уроках рассказывать о теории Дарвина. С тех пор, однако, многое изменилось, и школьное преподавание во всем мире все же не ориентируется на буквальное прочтение первых глав библейской Книги Бытия.

Или не совсем так? То в Штатах, то в Европе, то где-нибудь еще постоянно возникают желающие изучать естественные науки по Библии, Корану или другим священным текстам — только их усилия не увенчиваются успехом. Вот и в России примерно то же самое происходит...

Видовое разнообразие до грехопадения и после

То же, да не совсем. У нас издается и переиздается учебник С.Ю. Вертьянова «Общая биология» для 10–11-х классов. Более того, по нему действительно преподают биологию в некоторых православных школах. На этот учебник написано немало разгромных рецензий. Грифа Министерства образования нет, но все равно ведь преподают.

Учебник начинается со следующего заявления: «Минувший атеистический век крайне пагубно отразился на развитии биологии, ряда естественных наук и самого человека. В угоду вседовлеющему материализму положения гипотезы эволюции возводились в догматы, противоречащие научным фактам. Господа Бога заменил в умах поколений «всемогущий» естественный отбор».

Способ, как творил Создатель, Что считал Он боле кстати —Знать не может председатель Комитета о печати

Ну а новый учебник, соответственно, все ставит на свои места, проповедуя креационизм: учение о сотворении мира и жизни в нем Богом, сразу в готовом виде. Он, в частности, рассказывает, что до грехопадения человека хищников в природе не существовало в принципе: «С тех пор как первый человек внес разлад и смерть в первозданный мир, одни животные стали хватать и поедать жертвы, а другие — прятаться и убегать». Стало быть, все хищники, включая вымерших динозавров, были созданы травоядными, вместе со всеми своими зубами и когтями, а равно и особенностями пищеварительного тракта, и лишь после изгнания Адама и Евы из рая стали охотиться на других животных.

Понятно, что здесь можно с ходу проститься со всякой логикой и всеми фактами сразу, но что обязывает автора делать такие заявления? Несколько фраз из Библии, например, из Послания к римлянам: «Грех вошел в мир, и грехом смерть». Казалось бы, это утверждение относится к области богословия, но ведь Библия священная книга, а священную книгу можно понимать только буквально, а стало быть, такое биологическое явление, как смерть, могло появиться исключительно в результате грехопадения.

К сожалению, автор не идет в своих рассуждениях до конца и не объясняет, а как вообще была устроена жизнь на нашей планете вплоть до грехопадения человека, если на ней никто и никогда не умирал, но при этом все живые существа строго исполняли заповедь «плодитесь и размножайтесь»? Как им хватило места на планете? И неужели вымершие виды исчезли тоже только после грехопадения?

Впрочем, можно порадоваться, что биология преподается только по Библии, а не по древним комментариям на нее. Так, святой Василий Великий некогда писал в 7-й беседе на Шестоднев: «Ехидна, самая лютая из пресмыкающихся, для брака сходится с морскою муреною и, свистом извещая о своем приближении, вызывает ее из глубин для супружеского объятия». Сей пример он приводил в назидание женам (муренам), которые должны сохранять союз даже с самыми негодными мужьями (ехиднами).

Следовательно, в таком учебнике надо было бы указать: во времена святых отцов так оно и было, пресмыкающиеся спаривались с рыбами и давали потомство, и лишь в недавние времена по грехам нашим все переменилось.

Видимо, в прежние века люди не стремились воспринимать библейские повествования в качестве учебника по всем наукам хотя бы просто потому, что этих самых наук в современном смысле слова просто не было на свете. Многие древние комментаторы считали, что райский сад вообще находился в некоем ином мире, что в тот мир, который нам знаком, Адам и Ева попали уже после грехопадения, изгнанные из рая, а стало быть, бессмысленно спрашивать, чем питались динозавры до Адама.

Казалось бы, чего проще — признать, что Библия говорит о Творце, а не о деталях творения, не о его технологиях, одной из которых и могла быть эволюция. Как еще в 1872 году А.К. Толстой писал по поводу жестоких споров, разгоревшихся вокруг цензурных запретов на дарвинизм:

Способ, как творил Создатель,

Что считал Он боле кстати —

Знать не может председатель

Комитета о печати.

Но как тогда, так и теперь есть немало людей, картина мира для которых может быть только плоской и одномерной. Или прав Дарвин и человек произошел от приматов, или права Библия и он сотворен Богом. С тем же успехом можно спорить: когда парень вздыхает о девушке, это любовь или гормоны? Как будто одно исключает другое.

Креационизм, как мы видим на примере учебника биологии, хочет выглядеть научным. Но именно выглядеть, а не быть, потому что научным методом он не станет пользоваться по определению. Научный метод требует проанализировать все доступные факты и найти для них наименее противоречивое и наиболее логичное объяснение. Он предполагает, что ни одна теория не объясняет всего, ни одна не завершает научного поиска в данном направлении (и современная биология очень далеко ушла от того же Дарвина, который практически ничего не знал о генетике).

Научный и наукообразный

Креационизм объясняет сразу всем, все и навсегда, и ответ дан еще до всякого анализа. Факты приводятся лишь те, которые легко вписать в заранее заданную теорию, и никаким поправкам и уточнениями она в принципе не подлежит. Это, конечно, совсем не наука, и со стороны креационистов было бы честно сказать: мы выбираем догматы веры, как мы их поняли, и отрицаем всякое научное знание, которое им противоречит.

Да в том-то и дело, что не всякое. Мало кто осмелится сегодня отрицать шарообразность Земли и ее вращение вокруг Солнца, но ведь в Библии, как и в любом древнем тексте, ничего этого нет: у Земли есть концы, она покоится на неких основаниях, она накрыта небесным сводом, и Солнце движется над ней. Прочитаешь это буквально — и ты должен будешь отрицать систему Коперника как злую ересь, что некогда и в самом деле происходило. Последовательные креационисты ужасно непоследовательны: они упираются в буквальное прочтение священного текста только в отдельных пунктах; отрицая современную биологию и геологию, вполне соглашаются с физикой и химией и пользуются их достижениями, хотя ни в Библии, ни у отцов такого не найдешь.

Даже естественные науки не дают однозначных ответов на все интересующие нас вопросы — например, никто пока не может объяснить, что такое шаровые молнии и откуда они берутся

Так что выбор между эволюционизмом и креационизмом в школьном преподавании вовсе не есть выбор одного из двух мировоззрений с равными правами на существование. Это, по сути, выбор между научным подходом и подходом наукообразным, который подгоняет факты под заранее заданные модели.

Наша школа, как и в советские времена, предлагает ученику запомнить огромное количество фактов и теорий, большинство из которых ему никогда не пригодится, и ровно на ту же цель направлена тестовая система ЕГЭ. В самом деле очень удобно проверять знания, когда на каждый вопрос существует только один правильный ответ. Вот и в учебниках по гуманитарным наукам, прежде всего по истории, к тому же надо вернуться

Но в жизни так не бывает. Даже естественные науки не дают однозначных ответов на все интересующие нас вопросы — например, никто пока что не может объяснить, что такое шаровые молнии и откуда они берутся. А уж тем более не в состоянии эти науки дать ответы на вопросы мировоззренческие. И если говорить о реформе школьного образования, она должна заключаться не только в перераспределении нагрузки, но прежде всего в изменении подхода: детям стоит объяснить, что такое научный метод, каковы границы и способы его применения, на какие вопросы можно ответить с его помощью, а какие придется решать иначе. Пока что такой подход практикуют буквально единичные школы — например, в Москве это «Лицей на Донской» 1553, да и тот постоянно отбивается от попыток превратить его в обычную микрорайонную школу для рабочей окраины.

Нерассуждающий потребитель

Теорию эволюции нам в советские времена и в самом деле преподавали как догму, как доказательство отсутствия Бога, а ведь это просто одна из теорий, меняющаяся, противоречивая, не дающая ответов на все вопросы. Просто на данном этапе человеческой истории теорию более убедительную пока не придумали, но, вполне возможно, придумают, и будут смотреть на наивный дарвинизм так, как мы сейчас смотрим на рассуждения о браках ехидн с муренами. Что поделать, тогда люди многого не знали.

Архаичный способ восприятия мира, исключающий поиск и сомнения (а значит, и научный прогресс, и способность общества к самоорганизации), может основываться не только на текстах из Библии и Корана. С тем же успехом он может опираться на труды Маркса и Энгельса, как мы все прекрасно помним, или на пресловутое «британские ученые доказали» из бульварной прессы. А теперь, похоже, приказное единомыслие постараются ввести и в тех областях, где его и представить себе трудно, например в истории.

Самый удобный человек — это нерассуждающий потребитель. В наши дни главным объектом потребления стала информация, и значит, чтобы манипулировать людьми, нужно приучить их принимать ее некритично, целиком, без рассуждений. Креационизм — лишь одно из подобных течений, у него не больше различий с остальными (например, с атеизмом советского образца или с государственным патриотизмом), чем различий между разными сортами рекламируемого пива или стирального порошка. Задача образования не в том, чтобы научить детей всегда выбирать самый модный или самый качественный, а в том, чтобы научить их думать.