Телесериал «Грань» (Fringe)
Страна: США
Автор идеи: Джей Джей Абрамс.
Режиссеры: Брэд Андерсон, Джо Чаппелль, Акива Голдсман, Джеффри Дж. Хант, Дэвид Стрейтон, Мигель Сапочник и др.
Звезды: Леонард Нимой (сериал «Звездный путь») и Джон Ноубл («Властелин колец», сериал «24»), в гостевых ролях Джаред Харрис (сериал «Безумцы»), Питер Уэллер («Робокоп»), Кристофер Ллойд («Назад в будущее»).
Жанр: научная фантастика с элементами детектива и боевика.
Сюжеты: работа секретного подразделения ФБР по расследованию паранормальных явлений; взаимоотношения жителей двух «вариантов» Земли из двух параллельных вселенных; борьба людей XXI века с диктатурой их «модернизированных» потомков из далекого будущего.
Премьера: сентябрь 2008 года (Fox, CTV).
Продолжительность: 5 сезонов (всего 100 серий).
Мой рейтинг: 8 из 10.
Главная героиня этого сериала Оливия Данэм — агент ФБР, приписанная к секретному подразделению «Грань». Вместе с ней работают гениальный ученый Уолтер Бишоп, который 17 лет отсидел в психбольнице и забыл многое из того, что сам создал (машину времени, телепортацию и прочее), его сын Питер Бишоп, а также их сотрудница Астрид Фэрнсуорт. Этой команде приходится сталкиваться со странными происшествиями, выходящими за пределы людских возможностей и современных представлений о свойствах материи. А поскольку Оливии тоже не чужды паранормальные способности (в трехлетнем возрасте она стала жертвой научных экспериментов), вскоре героиня приходит к пугающему выводу: налицо действие тайной организации, которая использует высокие технологии, недоступные для жителей Земли начала XXI века. Сюжет перестает быть набором опасных артефактов и прибежищем чудищ-одиночек и со второго сезона выруливает наконец на главную тему — противостояние двух параллельных миров...
Дж. Дж. Абрамс уже к середине суперпопулярного сериала Lost задумался о том, какой телепроект у него будет следующим. Сперва в его воображении смутно мелькнул образ лаборатории — полигона, где можно развернуться безумному гению, а затем он скрестил эту картинку с идеей «параллельной» Земли, похожей на нашу в главном, но отличающейся множеством важных мелочей.
Там, в параллельной вселенной, нью-йоркские башни WTC уцелели
«Грань» стала едва ли не первым фантастическим сериалом, чей основной сюжет базируется не на квазинаучных химерах, а на конкретной гипотезе, которую ученые обсуждают всерьез. Еще в 1957 году американский физик Хью Эверетт III опубликовал тезисы диссертации под названием «Формулировка квантовой механики через относительность состояний». На ее основе позднее сформулировали теорию Мультиверсума: поскольку любой конкретный выбор — кладбище нереализованных возможностей, то одновременно может существовать множество вселенных, и в каждой из них осуществлен один из вариантов этого выбора. Понятно, что даже формат сериала не выдержал бы ВСЕХ вариантов, поэтому Дж. Дж. Абрамсу хватило Земли-2, технически более продвинутой и ведущей тайную войну против нашей Земли-1. Там, в параллельной вселенной, нью-йоркские башни WTC уцелели, а ученый Уолтер Бишоп превратился в министра обороны Уолтернейта Бишопа и сделался главным вдохновителем войны двух параллельных измерений.
Эвереттовская идея, сперва показавшаяся руководству канала Fox не слишком перспективной для ТВ, тем не менее была воплощена на телеэкране и помогла сериалу обрести новых фанатов. Хотя по ходу сюжета пришельцы с Земли-2 совершают недопустимые, с нашей точки зрения, поступки, авторы не превращают их в монстров. У землян-2 своя правда: за несколько десятилетий до начала описываемых событий «наш» Уолтер Бишоп нарушил равновесие между мирами, забрав из другой вселенной юного Питера, сына «другого» Уолтера. Хотя поступком ученого двигали родительская любовь и сострадание (лекарство от болезни Питера было придумано лишь в нашей вселенной, на «их» родине Питер был обречен), герой невольно поставил оба мира на грань катастрофы. Теперь в другой вселенной Земля поражена страшным недугом и находится на краю гибели. В отчаянии Уолтернейт Бишоп решает, что его мир будет спасен, если погибнет наш, — отсюда и противостояние...
Еще в сериале Lost Дж. Дж. Абрамс продемонстрировал, что не является сторонником чистоты жанра, то есть в какой-то момент сюжет может резко изогнуться и найти себе иное, неожиданное для зрителя русло. «Грань» же вообще лидирует по числу жанровых изгибов. Поначалу телевизионное повествование вызывает в памяти «Секретные материалы», затем сериал мутирует в квазишпионский фантастический триллер, потом дрейфует в сторону семейной драмы (эволюция отношений отца с сыном — от отчуждения до нежной взаимной любви) и мелодрамы (развитие отношений Питера и Оливии). Авторы-профи выжимают все возможности из фабулы, а в последнем сезоне, когда внутренние ресурсы придуманной истории исчерпаны, героев бросают в омут антиутопии. Только-только Земля-1 замирилась с Землей-2, как грядет новая напасть: гости из будущего (лысые, бездушные, в одинаковых шляпах) вторгаются в XXI век, чтобы учредить на Земле «новый порядок».
Последний сезон, увы, самый провальный: для масштабной антиутопии маловато средств, для неторопливого развития сюжета недостаточно времени (13 серий вместо 22), а для подлинного драматизма недостает харизматичных злодеев (Виндмарк, предводитель лысых захватчиков, слишком карикатурен, чтобы вызывать ужас). Однако скомканный финал и приторный хеппи-энд не могут отменить несомненных достоинств «Грани». Дж. Дж. Абрамс и его команда с помощью оригинальной научной идеи и впечатляющих спецэффектов сумели продемонстрировать искусство «овеществления» невероятного и завербовать в свои союзники даже тех зрителей, кто считал и считает всю научную фантастику крайне легкомысленным жанром.
Через две недели в новом обзоре речь пойдет о сериале «Босс» (Boss), герой которого, многолетний мэр Чикаго Томас Кейн, ради сохранения власти в своих руках готов на все, что угодно, и даже смертельный диагноз его не остановит...