Страна: Великобритания
Автор идеи: Джулиан Феллоуз
Режиссеры: Брайан Персивал, Энди Годдар, Брайан Келли, Бен Болт и др.
Звезды: Хью Бонневилль (сериалы «Чисто английские убийства», «Доктор Кто»), Элизабет Макговерн («Однажды в Америке»), двукратный лауреат «Оскара» Мэгги Смит (киносериал о Гарри Поттере); в гостевой роли — лауреат «Оскара» Ширли Маклейн («Язык нежности», «Милая Чарити»).
Жанр: историческая драма с элементами мелодрамы и детектива.
Сюжет: жизнь английской аристократии накануне первой мировой войны и в первые послевоенные годы; взаимоотношения людей различных сословий; изменение привычных социальных ролей под влиянием внешних обстоятельств.
Премьера: сентябрь 2010 года (ITV).
Продолжительность: 3 сезона (всего 25 серий), заказан 4-й сезон.
Мой рейтинг: 9 из 10.
В США и Канаде DVD-издания этого английского сериала вышли в серии «Шедевры классики», хотя «Аббатство Даунтон» снято по оригинальному сценарию нашего современника Джулиана Феллоуза, который пока еще живым классиком не является. Ошибка простительна: британцы славятся фильмами и мини-сериалами, поставленными по английским классическим романам (Джейн Остин, Диккенса, сестер Бронте и др.), а лауреат «Оскара» Феллоуз — умелый стилизатор под ретро, так что у заокеанского зрителя могло сложиться впечатление, что он смотрит экранизацию.
Впечатлению этому поспособствовало несколько обстоятельств: тут и близкая к идеальным работа костюмеров и стилистов причесок (и те и другие получили «Эмми» за свою работу), и аутентичный реквизит, и мастерский выбор места действия (съемки велись в настоящем замке Хайклер — Highclere Castle — в Беркшире), и тема — жизнь английской аристократии на сломе времен.
Наблюдать за быстрым изменением устоявшегося уклада всегда интересно и поучительно. Конец Викторианской поры почти совпал с календарным рубежом XIX и XX веков, но и эпоха Эдвардианская поначалу не слишком с ней соперничала внешне или по сути, скорее плавно дополняла. Первое время людям было трудно понять, что жизнь меняется и мир уже никогда не будет прежним, и только шок вынудил их трезво оценить окружающую их действительность. Подобно тому, как в наши дни падение башен WTC обозначило конец XX и начало XXI века, так и исторической вехой перехода грани столетий для обитателей Старого и Нового Света историки считают крупнейшую техногенную катастрофу той поры — гибель «Титаника» в 1912 году. Именно эту катастрофу сценарист сделал завязкой сюжета — спусковым механизмом, приводящим в действие цепочку событий в вымышленном аббатстве Даунтон (Йоркшир).
Завязкой сюжета сценарист сделал гибель «Титаника» в 1912 году
Все дело в юридической тонкости, чисто британской: наследником хозяина Даунтона Роберта Кроули графа Грэнтэма становится тот, кто наследует графский титул. У сэра Роберта и его жены-американки Коры есть три дочери — Мэри, Эдит и Сибил, но сына нет, так что титул и замок отойдут одному из кузенов сестер. Однако наследник титула графа Грэнтэма погибает на «Титанике», и права отходят к дальнему родственнику — адвокату Мэтью Кроули, который в начале первого сезона вместе с матерью приезжают в Даунтон. Брак Мэтью и Мэри мог бы вернуть гармонию. Но поскольку в том браке весьма заинтересовано старшее поколение Кроули (включая вдовствующую графиню Грэнтэм), Мэри и Мэтью инстинктивно сопротивляются навязываемым им поступкам — даже в ущерб взаимным симпатиям молодых людей.
Чтобы развести Мэри и Мэтью далеко друг от друга, а затем снова свести за два телесезона, сценаристу пришлось задействовать множество событий, включающих тайный скандал (с участием мертвого турецкого дипломата), первую мировую войну, угрозу разорения Даунтона, эпидемию «испанки» и пр. Впрочем, если бы сюжет свелся только к матримониальным терзаниям клана Кроули, сериал едва ли бы зацепил так много людей по обе стороны Атлантики (в Англии первый сезон посмотрело более 9 млн зрителей, в США — свыше 6 млн), вызвал всплеск интереса критиков и получил множество наград, включая «Эмми» и «Золотой глобус». На экране присутствуют десятки персонажей, которые, по словам сценариста, «попадают в разные, но одинаково драматические ситуации». Нижний этаж Даунтона, где живут слуги, возглавляемые дворецким мистером Карсоном, не менее важен для сюжета, чем этаж верхний, занятый аристократами. Тщательно прописаны все сюжетные линии, едва ли не у каждого из 33 персонажей есть своя тема. Нам любопытны не только взаимоотношения дочерей графа Грэнтэма со своими потенциальными избранниками (среди которых, кстати, могут оказаться журналист и даже шофер), но и коллизии с участием обитателей «нижнего этажа» — лакеев, горничных, кухарок. Мы следим за попытками Эдит выйти замуж, но не меньший интерес вызывают судьбы несправедливо обвиненного в убийстве бывшей жены графского камердинера и трогательно влюбленной в Бейтса старшей горничной.
Судя по тому, что «Аббатство Даунтон» первоначально имело статус мини-сериала и именно в этом качестве получило свои первые награды, создатели не предполагали, что расскажут длинную историю. Однако популярность сериала привела к тому, что к концу 2012 года на телеэкраны вышло три сезона, и история, начавшаяся в 1912 году, будет продолжена как минимум еще на несколько лет.
Через две недели в новом обзоре речь пойдет об американском научно-фантастическом сериале «Грань» (Fringe): в параллельных вселенных есть две Земли, и между двумя измерениями можно путешествовать. Но последствия окажутся непредсказуемыми.