Маркировка «18»: книги пометят
2012-й войдет в историю как последний год, когда рекомендовать книгу ребенку было просто можно. Теперь это нужно делать осторожно. Вступила в силу новая поправка к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В стране, где в рамках школьной программы изучают «Войну и мир» и «Преступление и наказание», рассуждают в сочинениях о том, любила ли Софья Чацкого, а Онегин Татьяну, книги отныне будут маркировать значками «18». «Знак информационной продукции (значок с указанием возраста «0», «6», «12», «16» и «18») должен располагаться на полосе печатной (книжной) продукции, содержащей выходные сведения, и не должен быть меньше шрифтов, используемых на этой полосе. Книжную продукцию, запрещенную к распространению среди детей, рекомендуют упаковывать в пленку (прозрачную или непрозрачную)». Отныне любое приличное детское издательство может быть закрыто из-за претензий к неправильной возрастной маркировке, библиотекарь может быть уволен за то, что выдал книгу не по возрасту, а распространители книжной продукции смогут требовать от издателей возмещения убытков. Оставим в стороне рассуждения о детской порнографии (где та порнография, а «Онегин»-то рядом), достаточно и того, что по новому закону «Преступление и наказание» — это стопроцентные «18».
Слияние крупных издательских домов
В мае всех переполошило известие о роковом переделе книгоиздательского бизнеса в России: ждали слияния главных рыночных игроков — «ЭКСМО» и «АСТ». Пока аналитики гадали, как будет называться новая структура — «ЭКСМАСТ» или «АСТМО» — и каким кошмаром это обернется для авторов и переводчиков, выяснилось, что окончательного поглощения не произойдет. Директор «ЭКСМО» Олег Новиков туманно сослался на сложные «обременения» и пообещал, что до конца года каждое издательство будет работать самостоятельно, но «отдельные вопросы представители обоих издательств будут обсуждать «более тесно». Пока же «АСТ» и «ЭКСМО» решали, узаконить ли им отношения или ограничиться гражданским браком, стало известно, что британский издательский дом Pearson и немецкий медиаконцерн Bertelsman договорились о слиянии Penguin и Random House. Окончание сделки ожидается к марту 2013 года. В результате на книжном рынке появится непотопляемый монополист, который будет контролировать значительную долю мирового бизнеса. Исполнительный директор Pearson Марджори Скардино посетовала, что к спариванию двух независимых акул подтолкнуло резкое изменение книжной конъюнктуры и мощная атака «электронщиков».
Скоро редакторы и писатели будут наперегонки, борясь с одышкой, гоняться за юными дарованиями
Год, когда все читали «ту самую книгу»
2012-й войдет в историю как год, когда все читали «Пятьдесят оттенков серого», и этот факт расскажет об умонастроении человечества не меньше, чем процесс над Pussy Riots, ужесточение закона о педофилии и введение пресловутых возрастных маркировок. Скорее всего эти события будут системно проанализированы и расценены как «звенья одной гребаной цепи». Эротическая трилогия британской блогерши Эрики Леонард, в начале марта взлетевшая на вершину амазоновского хит-парада, выросла из сетевого любительского фанфика на тему «Сумерек». Когда количество виртуальных читателей FiftyShadesTrilogy достигло внушительных цифр, роман опубликовало небольшое австралийское издательство Writer'sCoffeeShop. После того как первое бумажное издание стало раритетом и обрело культовый статус, E L James подписала астрономически выгодный договор с издательским домом Random House. На данный момент количество проданных экземпляров трилогии исчисляется десятками миллионов. Собственно, случай Эрики Леонард наглядно демонстрирует одну из возможных моделей книжного бизнеса будущего. Автор сам вкладывается в раскрутку электронной версии своего романа, а в случае если таковая удалась, за него возьмется крупное издательство.
Электронный самиздат
История Э.-Л. Джеймс лишний раз доказывает, что революция в книгопечатании произошла. Отныне начинающие авторы могут быть избавлены от унизительной процедуры отправки своих драгоценных опусов на суд издателей. В перспективе все будет наоборот: скоро редакторы и писатели будут наперегонки, борясь с одышкой, гоняться за юными дарованиями, опубликовавшими свои книги посредством Kindle и в принципе не нуждающимися больше в услугах «бумажников». Это вовсе не история про то, какие книги будут лучше читаться — бумажные или электронные (и те, и другие), это означает, что издаться и издать стало проще. О том, что ситуация переломилась, говорят и эксперименты российских издателей. В этом году сразу два проекта «сканировали» сетевую нишу. Писатель и журналист Александр Архангельский совместно с Институтом книги отправил электронную версию своего романа «Музей революции» в свободное плавание по сети на три месяца раньше выхода ее бумажной версии. То же самое проделало издательство «Фантом Пресс» с романом букеровского финалиста Стивена Келмана «Пиджин-инглиш».
«Фаланстер» и библиотеки
Библиотечный бум, десять лет назад накрывший мир, докатился наконец и до России. В департаменте культуры правительства Москвы озаботились проблемой публичных библиотек, которые в данный момент представляются хорошо замаскированными объектами в организме города, но никак не выполняют функцию «публичности». Магазин «Фаланстер» вместе с архитектурным бюро SVESMI проанализировали ситуацию и предложили решение, как превратить московские библиотеки в места, которые легко найти и в которые хочется зайти. Реконструированные библиотеки должны будут частично взять на себя роль общественных пространств, дефицит которых — проблема Москвы.
Книжные точки нового типа
Когда шесть лет назад на Франкфуртской книжной ярмарке профессионалов опрашивали на тему «какой институт, связанный с книгой, отомрет первым», большинство экспертов ответило: «крупный книжный букмаркет на главной улице города». Книга все активнее оказывает сопротивление маркетологам, давая понять, что она не просто товар. Терпят убытки столичные букмаркеты, скептики упорно твердят о последних днях бумажной книги, не замечая того, что книга активно ищет новые места обитания — подальше от кассовых аппаратов, поближе к потенциальным читателям.
В Москве в этом году впервые открылись книжные павильоны, построенные в нетрадиционных местах: речь идет об установке «Гоголь-модулей» в трех рекреационных зонах («Музеоне», парке культуры им. Горького и в Саду им. Баумана). Проект был реализован в рамках программы «Книги в парках». Идея — объединить магазин, книгообменник и читальню, раскрутить книжную точку там, где у человека есть время для чтения и потребность его заполнить.
И еще одна тенденция: современные библиотеки и книжные магазины становятся мобильными и сами отправляются в дорогу, чтобы добраться до тех, кто в них нуждается. Помимо знаменитого детского автобуса «Бампер» появилась бар-библиотека в скоростной электричке Москва — Калуга. А в Ярославле в рамках проекта «Книги в дорогу» открыли сеть мини-библиотек в городских трамваях.
Самые покупаемые книги 2012 года — по данным магазина «Москва» и «Библио-Глобус»
Январь
Гражданин поэт. Граждане бесы. 31 номер художественной самодеятельности (+ DVD). СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012
Февраль
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Несвятые святые и другие рассказы. М.: Олма Медиа Групп, 2011
Март
Владимир Познер. Прощание с иллюзиями. М.: Астрель, 2012
Апрель
Гражданин поэт. Наши — все! (+DVD). М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012Май Сергей Лукьяненко. Новый дозор. М.: Астрель, 2012
Июнь
Акунин-Чхартишвили. Аристономия. М.: Захаров, 2012
Июль
Александр Терехов. Немцы. М.: Астрель, 2012
Август
Михаил Ходорковский, Наталия Геворкян. Тюрьма и воля. М.: Говард Рорк, 2012
Сентябрь
Э.-Л. Джеймс. Пятьдесят оттенков серого. М.: ЭКСМО, 2012
Октябрь
Э.-Л. Джеймс. На пятьдесят оттенков темнее. М.: ЭКСМО, 2012
Ноябрь
Людмила Улицкая. Священный мусор. М.: АСТРЕЛЬ, 2012
Декабрь
Борис Акунин. Черный город. М.: Захаров, 2012