Четверть века назад в газете «Московские новости»
1987
В столице 8815,7 тыс. жителей, и на каждую тысячу приходится 50 машин, к концу века их количество может стать в пять раз больше. Очереди на заправке заказаны — машин сотни тысяч, а заправок меньше 70.
Чтобы как-то решить проблему в нынешней пятилетке, в Москве планировалось строить ежегодно пятнадцать АЗС. В прошлом году построили семь, в этом под новые автозаправки выделено лишь три земельных участка. И это в ситуации, когда в конце каждого рабочего дня автовладельцы сейчас тратят часы на очереди у автозаправок.
«МН» №31 от 2 августа
2012
Как далеко за четверть века шагнули московские заправки, «МН» рассказала заместитель генерального директора по капитальному строительству и развитию ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» Оксана КРУГЛОВА.
Сегодняшняя статистика говорит, что в московском регионе около 400 автомобилей на каждую тысячу жителей, причем это только машины, зарегистрированные здесь. Понятно, что вместе с транспортом, который ежедневно прибывает в Москву, машин гораздо больше. Что же касается АЗС, их у нас 780, часть ведомственные. 718 станций работают в открытом режиме, для всех клиентов. Утверждать, что число существующих АЗС соответствует московскому спросу, не берусь, но и роста на порядки ждать не приходится. Сравнение с Западной Европой пока не в нашу пользу: в европейских городах в среднем 1,5 тыс. машин на одну АЗС, у нас в Москве сейчас около 6–7 тыс. на одну станцию.
Вопрос ведь не только в количестве станций, но и в том, в каких частях города они находятся. В центре Москвы АЗС вообще практически нет, в пределах Садового кольца их всего три. Зато станции, расположенные в глухих промышленных зонах, не востребованы. Раньше, когда дороги были пустыми, в том, чтобы сделать крюк ради возможности заправить машину, не было ничего особенного. Сейчас мы понимаем, что логичное расположение заправок на маршруте серьезно уменьшает количество пробок. Понимаем мы, производители, но городские власти нас пока не очень слышат.
Что мешает открывать в Москве новые заправочные станции? Прежде всего правила, накладывающие очень жесткие экологические ограничения. В Европе не меньше заботятся об экологии, вот только эта забота там не выглядит формально. В России же сплошь и рядом действуют правила, принятые много лет назад, — тогда не было ни существующего сегодня оборудования, ни нынешнего уровня технологий. Не было, скажем, оборудования, позволяющего осуществлять рекуперацию паров. Посмотрите: сейчас на заправке редко пахнет бензином, разве что в те минуты, когда оператор вытащил пистолет и продолжает нажимать на рычаг.
Сравните это с ситуацией 1987 года — вот он, наглядный прорыв технологий.
Сами по себе АЗС бывают очень разными. В центре, где места очень мало, можно поставить хоть тротуарную заправку. В Москве таких, увы, нет, как нет и заправочных автоматов. Поставить их мешают общероссийские нормативы, противопожарные и экологические. Возникла и другая проблема: там, где расширяются трассы, придорожные АЗС часто просто ликвидируются, и как этот вопрос будет решаться, пока неясно.
Вообще в Москве в последние пять лет не только не строились, но даже не реконструировались станции. До июня 2012 года действовали нормы, по которым если ты намерен делать реконструкцию, то должен заплатить городу 30% кадастровой стоимости земли только за право эту реконструкцию начать. При московских ценах на землю получалось, что за право усовершенствовать услуги на собственной заправке компания должна заплатить 30 млн руб., — стоит ли удивляться, что все эти годы никто почти московские АЗС не реконструировал. С отменой этого положения многое должно измениться.
К сожалению, на сегодняшний день новых участков в городе под заправочные станции практически не выделяют. Земельных торгов под АЗС не было уже давно. Что произойдет в «новой Москве» — говорить пока рано.