7270
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
7705
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
4593
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
1953
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3119
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
2803
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2184
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1689
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
4255
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
3917
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
2951
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
3402
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2509
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2120
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
1917
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
1891
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
1850
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1674
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1670
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2145
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
1930
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1661
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1511
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2159
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2059
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1705
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1715
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1799
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1774
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1693
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1750
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
2615
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2045
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2008
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1814
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 05/05/2012 Юлия Осипова 0 80

Из «А» выгнали, в «Б» не зачислили

Школа выдавливает непохожих

Иван Максимов

В России недавно начался и активно набирает силу процесс инклюзивного образования, предусматривающий доступ к общему образованию для всех людей, вне зависимости от их ментальных, физических и эмоциональных характеристик. Пока чиновники рапортуют об успехах на этом пути, во многих школах продолжается буллинг — травля ненормативных детей. Детские психиатры утверждают, что масштаб этого явления ужасающий.

Восьмилетний Андрей Черенков заканчивает второй класс московской общеобразовательной школы 702. У мальчика есть мама, папа, три сестры, старший брат, сиамская кошка, аквариум на 250 литров и две птицы амадины. Живет семья в хрущевской пятиэтажке на 40 квадратных метрах.

Мама Андрея Алена работает санитаркой и уборщицей в детском отделении центра социального обслуживания «Щукино» и всеми силами старается поддерживать идеальную чистоту и на работе, и дома. День семьи расписан по минутам. Все дети ходят на дополнительные занятия. Две девочки — кандидаты в мастера спорта по спортивной акробатике. Андрей посещает секцию искусств, любит рисовать и вырезать из цветной бумаги аппликации.

Когда мама Андрея была им беременна, в семье начались серьезные проблемы со старшим сыном от первого брака. Подросток, которому с самого рождения ставили диагноз «синдром гиперактивности», начал убегать из дома. Его определили в коррекционную школу 7 (для детей с девиантным поведением). Все это сказалось на физическом и психическом состоянии беременной женщины, в результате Андрей родился с трехкратным обвитием пуповины и гипертонусом. Сейчас никакого психоневрологического диагноза у второклассника Черенкова нет, но есть некоторые поведенческие особенности, которые, по словам психологов, корректируются и со временем проходят. Он не слишком усидчив, не слишком послушен, не слишком интеллектуально одарен. Поэтому Алена водит сына на бесплатные психологические тренинги в центр диагностики «Рост».

К такой инклюзии мы не готовы

Хотя успеваемость у Андрея удовлетворительная, из общеобразовательной школы 702 его пытаются выжить, выискивая поводы для отчисления. За год написано много докладных записок: то он принес в школу щипчики для ногтей, то туалетную воду, которой сильно надушился, то плюнул, то махал палкой и т.д. В школе работают психолог и логопед, однако Андрея к ним ни разу не вызывали.

Тем не менее мальчику учиться там нравится. В эту же школу ходят и две его старшие сестры, которые присматривают за братом на переменах и иногда провожают до дома после уроков.

Мама Андрея Черенкова рассказывает: «Жалею, что слишком рано отправила сына в школу. К шести годам он не наигрался: мог выйти из класса, забыть про урок. Весь первый класс Андрей ходил в спортивную школу. Каждый день после уроков по пять часов занимался спортивной акробатикой. У него грыжа, и нам посоветовали ее закачать. Домой приходил поздно, иногда не успевал делать домашнее задание. К концу года мы поняли, что грыжа не закачивается, а в школе начались проблемы, Андрей отстал от программы. В это время сформировали еще один класс — «В» для отстающих детей. Но как только я проговорилась, что мой старший сын учится в спецшколе 7, с младшим решили не церемониться.

О том, что Андрея из класса «Б» выгнали, а в «В» не зачислили, я узнала 30 августа, накануне нового учебного года. Замдиректора школы по социальной работе Ирина Холденко вызвала меня и отчитала: мол, я совсем не занимаюсь своими детьми. Намекая на умственную отсталость Андрея, его направили на медико-педагогическую комиссию, которая должна была признать ребенка годным или не годным к учебе в обычной школе.

Нас уже вызывали на комиссию муниципалитета, мой восьмилетний сын стоял перед двадцатью нахмуренными тетками и заикался. Спасибо классному руководителю — заступилась, заявив, что Андрей хочет и может учиться. После этой комиссии я сказала директору, что напишу докладную в департамент образования. Сколько можно над нами издеваться?»

У Ирины Холденко своя версия этой истории: «Пусть мама не выдумывает: мальчика ни разу никто не оскорблял, никто не говорил об умственной отсталости. Мы лишь предложили перевести его в школу для педагогически запущенных детей. Он таким и является: на продленке его невозможно заставить выполнить домашнее задание, дома с ним заниматься, видимо, некогда и некому. При этом Андрей не из тех детей, кто способен делать уроки самостоятельно. Общеобразовательная школа не может себе позволить тратить столько времени и сил на одного учащегося. Мальчик очень сложный. Он абсолютно не дисциплинирован, может сбежать с урока, способен ни с того ни с сего пнуть девочку в пах. Мы обязаны гарантировать безопасность и самому Андрею, и другим ученикам, а у нас их больше 400.

Многие говорят об инклюзии образования, но не один чиновник Министерства образования не представляет себе, сколько в связи этим возникнет проблем. Недавно на педкомиссии мы разбирали ситуацию с глухим ребенком, мама которого настаивает на том, чтобы он обучался в обычной школе. Ребенок заканчивает седьмой класс. Сурдопереводчика в школе нет — не положено. Учителя вынуждены преподавать этому ребенку все в письменном виде. К такой инклюзии школа не готова».

Я леплю из пластилина

У Андрея Черенкова психиатрического диагноза нет — есть только небольшие поведенческие нарушения. А, например, у десятилетней Даши есть — аутизм, и к обычной общеобразовательной школе ее на пушечный выстрел не подпустят. У девятилетнего Максима дислексия (неспособность овладеть навыками чтения и письма): буквы для ребенка — набор закорючек, и надо лепить слова из белого пластилина. В обычной школе учителя не лепят слов из пластилина. 12-летний Тохир плохо говорит по-русски, он таджик. Преподаватель русского языка грозится выгнать его из школы за неуспеваемость, говорит: «Езжай обратно в свой аул».

Образовательная система выталкивает таких мальчиков и девочек. Школа продолжает идти по накатанной дорожке: отечественная детская психиатрия и педагогика всегда были направлены на исключение из общества ребенка с любыми патологиями. Эксклюзив постепенно отменяют, а инклюзив толком не вводят. Это как с Андреем: из «Б» выгнали, а в «В» не зачислили.

«Школа создает некие рамки: если ребенок через них не проходит, его выбрасывают»

Детский психиатр Елисей ОСИН рассказал «МН» о проблемах ненормативных детей.

— В Москве много детей, от которых школа всеми силами старается избавиться?

— Это явление приняло такой масштаб, что уже страшно. 50–60% всех моих пациентов сталкиваются с подобной проблемой. Особенно это касается первоклассников и второклассников. Начальная школа выдавливает детей с определенными поведенческими сложностями, используя для этого самые разные механизмы: от настоятельных рекомендаций перевести ребенка в более подходящее образовательное учреждение до откровенного запугивания и шантажа — если вы его не заберете, мы его не аттестуем. Педагоги настраивают родительские комитеты против таких детей, и тогда родители-активисты начинают писать бумаги о якобы пагубном влиянии ненормативного ученика на весь класс.

Удивительно, но эта сложная и противоречивая ситуация со школьной травлей не обсуждается в обществе, не конструируется в отдельную социальную проблему, как, например, наркомания, подростковые самоубийства, смерть детей от холодного оружия или компьютерная зависимость. Но надо понимать, что история одной депрессии, которая заканчивается подростковым суицидом, очень часто начинается в начальной школе — именно тогда, когда ребенок оказывается не в струе, когда система направляет на него свою мощную разрушительную силу.

— Школа имеет законные рычаги сегрегации неугодных ей детей?

— Российское законодательство в этой части на удивление гуманное, закон на стороне таких детей. Идея инклюзивного образования, при которой все дети могут учиться вместе, спущена сверху в виде реформы образования. Государство хочет таким образом сэкономить на спецшколах, а значит, «специальных» детей необходимо встраивать в общее русло образования. Но на местах к этому никто не готов. Инклюзивное образование — сложная и понятная технология, которой в России, к сожалению, мало кто владеет. У нас просто нет специалистов, способных обеспечить этот процесс. Педагоги, школьные психологи, соцработники не справляются с социализацией ненормативных детей.

— А каких детей называют ненормативными? Где проходит граница нормы, по которой оценивают психическое состояние ребенка?

— Проблема выпадающих детей изначально искусственно сконструирована. У нас не было детей с легкой степенью умственной отсталости до тех пор, пока всех не посадили за парты и не начали объяснять абстрактные материи, понятные далеко не каждому ребенку. У нас не было дислексии, пока всех детей не стали обучать письму и чтению в первом классе. У нас не было синдрома гиперактивности, пока в процесс обучения не стали вплетать дисциплину — естественно, с появлением классно-урочной системы появились и дети, не способные высидеть 45 минут. По мере развития этой системы все больше учеников из нее выпадают. Школа создает некие рамки: если ребенок через них не проходит, его выбрасывают.

— Возможно, проблема не в нормальности или ненормальности этих детей, а в самой образовательной системе?

— Школа рассматривает ребенка, испытывающего сложности в овладении программой, как неуспешного: он не справляется, он должен, он не может, он не тянет — все сфокусированы именно на нем. В российской педагогике и психиатрии как крайняя степень этой идеи есть даже такой термин «необучаемый». В действительности термин характеризует не ребенка, а программу: необучаемый — значит, у нас нет таких программ, при помощи которых мы могли бы его обучить. Но в других-то странах такие программы есть, и наших необучаемых там прекрасно обучают.

— Какой диагноз ставят ненормативным детям чаще всего и как его корректируют?

— Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот диагноз ставят, по разным данным, от 3 до 7% детей. Речь идет о расстройстве самоконтроля, способности управлять своими действиями для достижения цели, останавливать себя. Про таких детей говорят «без тормозов». Часто ребенка с поведенческими нарушениями направляют на лечение в психиатрическую больницу. Его делают там паинькой? Нет. Ему дают ноотропы, седативные нейролептики и выписывают, а проблема с поведением как была, так и остается.

При этом существует огромное количество методик, позволяющих скорректировать это нарушение. Поведенческая терапия предполагает серьезную работу с окружением ребенка, перенесение его внимания с неправильного поведения на правильное, создание систем мотиваций, замену жестких наказаний на тайм-аут, планирование проблемной ситуации. В Америке, Англии, Израиле есть мощные ассоциации родителей таких детей, эффективная лекарственная поддержка, недоступная в России, специальные образовательные программы, на это выделяются огромные деньги. В США есть закон American with Disabilities Act, запрещающий любую дискриминацию человека с нарушениями. В 1991 году на основании этого закона там был выпущен меморандум, в котором прописана технология вмешательства в жизнь детей с СДВГ — как им надо помогать, как организовывать их жизнь в школе, как часто диагностировать. Наличие психиатрического диагноза там означает защиту и льготы. И этим занимается не один человек, а целая команда. У нас же целые команды решают, как бы сегрегировать этого человека.

— В чем российская специфика психиатрической помощи детям, оказавшимся в конфликте со школой?

— Наши учителя боятся, когда какие-то внешние социально-психологические службы предлагают помощь с конкретным ребенком. В методической работе не предусмотрено время на индивидуальный образовательный план. У нас нет даже методической литературы на русском языке для учителей по обучению детей с проблемами поведения. К тому же учителя думают, что психиатры или психологи придут и будут их ругать. Российская школа привыкла к тому, что воздействие на нее — это только репрессии. Произошла попытка суицида — придут прокуратура, следственный комитет, полиция, будут исписаны тома объяснительных. Таков общий государственный посыл — не найти решение и помочь, а найти виновного и наказать.

— Что нужно сделать, чтобы инклюзивное образование начало приживаться?

— Инклюзивное образование — не просто новая схема обучения или какой-то проект. Это перестройка сознания каждого участника процесса — учителей, родителей, психологов и психиатров — с репрессивного на коллаборативное. Одна харизматическая мама ребенка-аутиста может пробивать стены, решать проблемы собственного чада, но не более того. Три такие мамы — это уже сила, которая меняет общество. Родительские ассоциации очень развиты на Западе. Нужна специальная площадка для диалога между психиатрами, родителями и педагогами.