Во-первых, территория напротив Кремля не дает художникам творить как в чистом поле, во-вторых, возможность обустроить хотя бы небольшой кусочек России вызывает подъем гражданского самосознания.
Открывают показ проекты на тему «Великой России» — десятки метров чертежей великодержавных комплексов. Вот интерактивный парк с пантеоном «Россия» и смотровой башней. Парк — уменьшенная копия карты России. В гигантском пантеоне размещены музеи, магазины и рестораны, а купол сооружения представляет собой, цитируя авторов, «северную часть глобуса, на которой с помощью витража показана 1/6 часть суши, которую занимает наша страна». Ну да, земли у нас много, но, увы, сегодня мы занимаем лишь 1/9 ее часть. И отдавать даже 13 гектаров Зарядья под глобус просто жалко.
С урока географии попадаем на урок истории. Скромную архитектуру проекта под названием «Парк истории государства российского» — от концертного зала в форме двуглавого орла расходится аллея царей и аллея правителей России — с избытком компенсирует скульптурное изобилие этих самых царей и правителей. Автор (проект, конечно, зашифрован, но руку Зураба Церетели узнать в нем нетрудно), цитируя Карамзина, явно обращается к сидящим за кремлевской стеной: «Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье». Так и представляешь, как в обеденный перерыв президент России прогуливается по тенистым аллеям парка, то застывая перед статуей Екатерины Великой, то присаживаясь на постамент памятника Александру Второму, испрашивая у великих мудрых советов по перезагрузке России. Но нет ответа, молчит статуя.
Впрочем, как анонимно поделились с «Московскими новостями» члены экспертного совета конкурса, шансов у Церетели немного. Идея не свежа. Бюсты этих царей и князей числом 74 штуки художник лепил для парка 300-летия Петербурга, но там они оказались невостребованны и с тех пор хранятся в музее скульптора на Пречистенке.
Для полноты картины стоит процитировать абзац из пояснительной записки еще к одному проекту под названием «Парк величия России», что в Зарядье». Просто за отменное владение искусством продвижения весьма скромных творческих замыслов: «Парк у стен Кремля не просто парк. Это парк — символ величия Концертный зал в таком парке — это не просто концертный зал в ландшафтном окружении, это тоже может быть символ, олицетворяющий подъем духовного и гражданского самосознания народов великого государства, основанный на национальных традициях земли русской и роста экономического благосостояния страны на современном этапе». Выглядит этот символ как поставленный на попа белый-белый Царь-колокол, окруженный шестью белыми-белыми колокольнями. Вокруг — газоны и вазоны.
Наиболее оригинально национальную идею обыграли проектировщики, предложившие перенести в Зарядье рабочую резиденцию президента России. «Сейчас президент работает в Кремле, в изоляции от широкого круга избирателей, что не отвечает принципам демократических стран», говорится в пояснительной записке к проекту. Чтобы глава государства стал ближе к народу, его новую резиденцию предлагается разместить в северо-западной части парка и оснастить флагштоком и площадкой для инаугураций. Флаг на мачте должен символизировать, что хозяин на месте. Площадка для инаугураций позволит наблюдать за церемонией принесения присяги не только приглашенным чиновникам, но и простым зрителям. Авторы явно хотят, чтобы глава государства был как можно ближе к народу: «в обычные дни площадку перед резиденцией президент сможет использовать для общения с журналистами и посетителями парка, а также для официальных заявлений и обращений к нации». Смелая перспективная идея. Президента — в парк, чиновников — в спецгородок за МКАД, а Кремль — открыть для горожан и туристов.
Патриотов и славянофилов под руководством мэтра-царедворца Церетели, хоть и попавших в передовики выставочного пространства, количественно теснят западники. Большая часть авангардных работ, судя по задору и числу орфографических ошибок в пояснительных записках, принадлежит молодым — студентам и недавним выпускникам архитектурных вузов.
«Парк здесь неуместен, поскольку большую часть времени он будет пустовать, — с ходу отметает идею Владимира Путина один из них. — Ближайшие жилые дома далеки и отсечены магистралями, так что среди мам с колясками и пенсионеров это место вряд ли будет популярным. Размещать в центре города парк, массово посещаемый лишь в выходные и праздничные дни, — расточительство. Гораздо уместнее здесь будет многофункциональный общественный центр». И рисует шесть разноуровневых небоскребов под 40 этажей, которым позавидовал бы сам Чечулин, мечтавший возвести в Зарядье высотку.
Другой фантазер, которому явно надоела затянувшаяся зима, предлагает превратить пустырь «России» в оранжерею с «вечнозеленой растительностью». Накрыть его теплым полупрозрачным облаком, под которым российская земля наконец расцветет. «Облако будет содержать в себе два искусственных водоема, где можно будет купаться и отдыхать на зеленых газонах, открытый амфитеатр на 1500 мест, смешанный парк с экзотическими кустами и деревьями, в том числе с пальмами»
Явной жаждой потепления атмосферы в стране (пусть хотя бы климатической) рождены проекты вроде большого птичника («несколько обширных вольеров, позволяющих посетителям наблюдать за птицами средней полосы, а также птицами декоративных и экзотических пород») и парка цветов опять-таки с оранжереей, на этот раз подземной.
Впрочем, шансов и у патриотов, и у авангардистов немного.
«Победителя будут искать среди проектов, на которых застройка территории Зарядья сведена к минимуму, — уверен глава «Моспроекта» Святослав Миндрул. — И не только потому, что Владимир Путин пожелал видеть здесь парк, а скорее в силу объективных ограничений: под стилобатом снесенной гостиницы на несколько уровней вниз уходит действующий подземный комплекс ФСО, о чем далеко не все участники конкурса знали. Да и по уму незачем здесь городить большие масштабы. В этом месте уже есть акцент — Кремль. Все остальное вторично. Гордыню свою смирять нужно в архитектуре. Лично мне больше нравятся проекты, выполненные в традиции русских пейзажных парков, которые выходят на Москву-реку, имеют связь с водой, отсылают к исторической планировке Зарядья. Но кто бы ни победил, главное — возвращение к принципам творческого конкурса, который дает молодежи шанс хоть как-то проявить себя в профессии. Все последние годы они были в страшной растерянности, находясь перед скудным выбором: заниматься дачным или квартирным дизайном, идти работать «негром» в западные архитектурные бюро или просто уезжать из страны. Могут ли непрофессионалы оценить градостроительную идею? Почему нет? Общественное мнение выявляет новые тенденции, тогда как профессиональные мозги часто бывают зашорены. Когда был конкурс на строительство Театра Советской армии, его выиграл плотник из города Иванова. Именно он придумал построить здание в форме звезды, а уж расчеты и чертежи потом поручили делать Алабяну, Симбирцеву и другим. Архитектура касается всех, это общественная среда, в которой мы пребываем. Сегодня, после всех этих митингов, людей начали немного слушать, и это замечательно. Жаль только, что конкурс по расширению Москвы был организован иначе. Именно его надо было делать открытым, всероссийским и общедоступным. Архитектуру решает идея. Сначала — свободная идея, затем — территория».
Выставка в здании Москомархитектуры (2-я Брестская ул., д. 6) продлится до 6 апреля. Проголосовать за понравившийся проект можно также на сайте https://mka.mos.ru. К 2015 году парк должен открыться для посетителей
Не богу, не царю и не герою
Некоторые авторы позволили себе чистый полет мысли, не ограниченный ни политическими, ни религиозными, ни градостроительными рамками. «Московские новости» выбрали три наиболее свободолюбивые идеи
Привет коммунистам
Авторы этого проекта предлагают осуществить «необычайно важное идеологическое и политическое мероприятие»: перенести в парк Мавзолей. И перезахоронить тут же «выдающихся деятелей советского государства в том случае, если будет принято (вероятно, всенародным референдумом) такое решение. В связи со сложностью перенесения братских могил они могут сохраняться возле Кремлевской стены». Причем место советскому некрополю отведено далеко на периферии. В центре парка предлагается построить декоративный бассейн с фонтаном, который зимой будет превращаться в каток. А также воссоздать Китайгородскую стену вдоль Китайгородского проезда и Москворецкой набережной и восстановить церковь Николы Мокрого, снесенную при строительстве гостиницы «Россия». И тут же возвести концертный зал с летним театром. Казалось бы, при чем тут Мавзолей?
Салют авангардистам
«Для завершения главной панорамы центра Москвы, восстановления ее исторической и смысловой непрерывности в парке России предполагается вертикальная доминанта — башня Татлина», — поясняют свою идею авторы. Строительство этой авангардистской конструкции высотой до 400 метров, как известно, намечалось в Петрограде, а позже в Москве, на месте храма Христа Спасителя, но потом выяснилось, что футуристов большевики ненавидят еще больше, чем христианство, и проект так и остался неосуществленным. Сегодня, считают авторы, башня «дополнит и завершит панораму образов русской архитектуры в истории Москвы (центром панорамы остаются Спасская башня и храм Василия Блаженного), являясь символом XX века как знак русской мечты». Под Татлиным запроектирован открытый амфитеатр, а в самом парке — киноконцертный зал и водные партеры.
Поклон РПЦ
За этот проект вполне бы могли отдать свои голоса девушки из «Пусси Райт», не сиди они в СИЗО, и все те, кто считает, что говорить о православии и народности можно не только осеняя себя крестом. «Россия — православная страна с богатой культурой и самобытностью, так почему же в проекте мы не можем использовать простые повседневные предметы быта, культуры и веры? — спрашивают авторы проекта и сами себе отвечают: — Принято полагать, что с православной архитектурой связан именно образ храма с куполами, звонницей, престолами и т.д. В предложенной концепции существует попытка разрушить этот стереотип. Прообразом ее являются простые пасхальные куриные яйца, как некая пародия на русскую самобытность». Несколько сплюснутых яиц, в которых размещены кафе, магазины, рестораны и т.д., разбросаны соответственно между елей и березок.