Рубрика: Пятница

Погода становится слишком нервной

Директор Гидрометцентра об изменении климата и том, какая погода нас ожидает под Новый год
31 декабря 12:57Борис ПастернакБорис Пастернак
Погода становится слишком нервной

Землю кидает то в жар то в холод. Начался период разбаланса

Главный синоптик страны Роман Вильфанд вспоминает климатические катастрофы уходящего года и обещает передышку в новогоднюю ночь
 

— Целый год мы с вами, словно английские джентльмены, вели беседы о погоде — правда, совсем не светские. Мне показалось или это действительно так — неприятностей было больше, чем «приятностей»?

— Не показалось. В 2012 году на территории России количество опасных природных явлений, которые нанесли экономический ущерб и привели к человеческим жертвам, было наибольшим за последние десять лет — их приключилось около пятисот.

Главное негативное воспоминание года — безусловно, катастрофические события в Краснодарском крае, в Крымске. Погибло 72 человека, разрушен город. Ничего подобного не случалось десять лет — последнее столь же тяжелое наводнение на юге России было в 2002 году. Можно вспомнить еще и Ленск 2001 года. Конечно, всегда в таких случаях сходится множество природных факторов. Но пора уже сделать и вывод: нельзя строить города и поселки в зонах периодического затопления.

— Народ, видимо, считает, что от всего не убережешься. Что не утонет, то сгорит.

— Горело в этом году тоже много, но главным образом в Сибири, в тайге, вдалеке от жилья. Правда, «горели» еще и поля. 2012-й останется в наших архивах как год с очень сложными агрометеорологическими условиями — одна за другой случались засухи практически во всех зернопроизводящих регионах. Урожайность в итоге была хотя и выше, чем в катастрофическом 2010 году, но тоже очень низкая. Вообще засуха была одной из сильнейших за много лет в Северном полушарии, она поразила и Западную Европу, и Северную Америку.

В 2012 году количество опасных природных явлений на территории России было наибольшим за последние десять лет — их приключилось около пятисот

— Земля все-таки перегревается?

— В Арктике в 2012 году метеоусловия были аномальными. Столь малой площади льдов не наблюдалось за всю историю инструментальных наблюдений. В сентябре мы искали льдину для очередной дрейфующей полярной станции, и найти ее было крайне сложно. Обсуждался даже такой вариант: поставить станцию на каком-нибудь мысе или острове в Северном Ледовитом океане. К счастью, в последний момент подходящая льдина была найдена.

— Начинаем готовиться к севу в Гренландии?

— Да, может возникнуть новая отрасль нашей науки — агрометеорология в Арктике. Шутка. Пока. За последние 20–30 лет в европейской части страны стало теплее на 1,5–2 градуса.

— Тем не менее озимые на европейской территории, насколько я помню, не вымокли, а вымерзли.

— Это может показаться удивительным только на первый взгляд. Зона вымерзания озимых действительно сместилась к югу. Все дело в том, что макроэффекты и синоптические обстоятельства часто ортогональны друг другу. Граница снегового покрова из-за потепления сместилась к северу. И как только при вторжении полярного воздуха хотя бы на несколько дней ударит мороз — озимые гибнут. В феврале на юге грянули сильнейшие морозы, таких не было 60 лет. Они и привели к вымерзанию озимых в Ставрополье, в Краснодарском крае, в Ростовской области. При снежном покрове хотя бы сантиметров в десять этого не случилось бы.

Если бы не декабрь, этот год вошел бы в пятерку самых теплых в истории инструментальных наблюдений

— Если климатические изменения столь очевидны, почему мы не меняем образ жизни, не пытаемся приспособиться к будущему?

— Во-первых, мы понемногу приспосабливаемся. Во-вторых, все далеко не так очевидно. Если изменения продолжатся, то, к примеру, в течение ближайших 10–15 лет в высоких широтах появится множество айсбергов. А потом у нас возникнет возможность проверить на практике теорию, по которой вся пресная вода от таяния полярных льдов будет смещаться к югу и накроет теплый Гольфстрим, поскольку она легче, чем соленая вода Атлантики. И начнется обратный процесс — Северная Атлантика станет остывать. И Россия вслед за ней.

— В общем, мир един.

— Да, един и равно подвержен опасностям. Ураган «Сэнди», безусловно, уникальное событие, практически реализованная голливудская фантастика. Но в целом число ураганов в Атлантике норму не превысило. А вот в Азии было на 20% больше тайфунов, которые выходили на континент из Тихого океана. Последствия этого в Японии, в Корее, на Филиппинах были очень тяжелыми. Просто Нью-Йорк все затмил, зрителей у него было больше всего.

— Сильно ли отразились на среднегодовой температуре экстремальные декабрьские морозы в центре России?

— Конечно. Если бы не декабрь, этот год вошел бы в пятерку самых теплых в истории инструментальных наблюдений. Две недели, когда температура опускалась на 15 градусов ниже климатической нормы, все изменили.

— А какой тогда смысл в этой средней температуре по стране, если к норме приводят даже такие экстремальные события?

— Погода очень изменчива. А климат — нет. Несмотря на все эти шараханья от жары к холоду и обратно, катастрофическим событием становится изменение нормы всего на полградуса. Академики Обухов и Голицын ввели хороший термин: при изменении климата погода становится очень нервной. Повышается число экстремально теплых и экстремально холодных периодов, чередуются засухи и наводнения.

Дальнейшее пока покрыто то ли инеем, то ли туманом

— То есть если мы наблюдаем, что погода становится разбалансированной, это значит, что климат действительно меняется?

— Да. Очевидно, что мы вошли в период разбаланса, так что погода и далее будет все более нервной.

— Успокойте хотя бы наши нервы. Хотя бы на одну ночь. Новогоднюю.

— Мощный циклон из северо-западной части Атлантики своим восточным плечом подталкивает антициклон, который дирижировал погодой в течение двух недель декабря. Антициклон смещается на восток. Но дальше Урала мощи циклона не хватит — там пока сохранятся экстремальные морозы.

На юге европейской части России вплоть до 1 января установится теплая погода — плюс 7–10 градусов. В центре за один день, 25 декабря, температура поднялась на 20 градусов. И теперь вплоть до 28-го здесь будет около ноля. А вот 29 и 30 декабря опять похолодает до обычных многолетних значений. В Москве 30 декабря ночью 10–13, днем — 5–6 мороза.

31 декабря температура снова немного повысится, так что в новогоднюю ночь нас ожидает минус 5–8, а днем 1 января 0–2. Такая же погода сохранится и в первые три дня января. Дальнейшее пока покрыто то ли инеем, то ли туманом.

ТЕГИ: погода