Между церемониалом и маевкой
Анна Качкаева, радио «Свобода»
Телевидению в мае было где развернуться. Демонстрация, инаугурация, День Победы, «Марш миллионов», прогулка писателей и читателей, хоккей, «Евровидение».
Красоте масштабных постановочных зрелищ, призванных всеми символическими рядами (от пролетов камер над пустынным городом до медоточивого камлания поп-див над «Бурановскими бабушками») поддерживать и утверждать державность, духоподъемноcть и патриотизм в стране, все время мешали врывавшиеся в величие этих картинок митингующие на Болотной, гуляющие по бульварам, оккупайшики прудов и автозаков.
В тот момент, когда шесть каналов транслировали инаугурацию, похожую на коронацию, юный канал «Дождь» (в мае получил своего первого «Орфея» на «ТЭФИ»), приблизился к отражению сложной реальности, разделив телеэкран надвое: в одном окошке показывали зачищенный город, триумфальный проход президента и его присягу, во втором — одновременное посещение ОМОНом ресторана «Жан-Жак» на бульваре рядом с Кремлем и его зачистку от посетителей. Следующее поколение телевизоров, видимо, даст возможность настроить еще и третье окошко, в котором в дополнение к первым двум можно будет поместить сюжет Алексея Кудашова (ЦТ) из уральского поселка, жители которого смотрели инаугурацию в сельском клубе, пели гимн синхронно с гостями во дворце, а потом выпивали за Путина и все хорошее. Пока это телевизионное будущее не наступило, хотя уже и постучалось — ежедневная аудитория «Яндекса» превысила аудиторию «Первого канала». Разумеется, сравнение пока не очень корректное (трудно сравнивать телесмотрение с пребыванием в поисковике), но тенденция нового коммуникационного порядка уже явно обозначена.
Главных героев майского «большого экрана» (вновь отрокировавшийся тандем, новые министры, хоккеисты, «бабушки») на экране «малом» и в сети теснили писатели, Навальный, Удальцов и, разумеется, Ксения Собчак.
Отлучение телеведущей от эфира «большого» (изгнание из «Дома-2», отказ в введении премий на телеканалах) вполне компенсируется ее воцарением на каналах «малых» («Дождь», ПИК). Если Ксения вполне органично вписалась в новую коммуникационную среду (необязательное ТВ плюс обязательное сетевое присутствие), то мэтрам большого телевизионного стиля Владимиру Познеру и Леониду Парфенову минималистский формат сетевого телевизора оказался не совсем в пору. Ведущие, которых в выборе тем, выражении чувств и мыслей теперь сдерживает только хронометраж, пока так и не нашли золотой середины между зрелищным телевидением и «цветным радио».
В мае в 17-й раз вручали национальную премию «ТЭФИ». За те почти два года, пока не проводилась церемония, все-таки повеяло ветром перемен. Победный информационный урожай РЕН, «Орфеи» «Исторического процесса» («Россия 1»), «Большой разницы» и «Прожекторперисхилтон» («Первый»), детских «Экспериментаторов» (МТРК «Мир»), «ТЭФИ» Архангельского, Познера и Жванецкого абсолютно заслуженные. Важно, что в шорт-лист попали и отмечены призом телепрессы программа «Центральное телевидение» (НТВ) и сатирический проект «Поэт и Гражданин».
На церемонии было много молодых лиц, им премия и важна, и нужна. Душновато-удушающая атмосфера предыдущих церемоний — при всех несовершенствах и перестраховках нынешней — ушла в прошлое. Как-то проветрили. Именно талант в сочетании со свободой в конце концов делают и каналы, и репутации. Именно об этом говорили, чествуя легендарную Ирену Лесневскую, без которой бы не было современного российского телевидения.
И вторые станут первыми
Александр Мельман, «Московский комсомолец»
17-я церемония «ТЭФИ» в очередной раз показала состояние сообщества. Весьма плачевное. Главная цель президента Михаила Швыдкого не достигнута — примирение не состоялось. НТВ вместе с ТНТ вообще не участвуют. ВГТРК — очень выборочно, и программы выставляются не от собственных каналов, а от производителей, то есть проблема не в фамилии нового начальника, не в личности, а в системе. В которой надо что-то поменять, как сказал бы новоявленный лауреат премии Михаил Жванецкий. Очень мало новых лиц, мало представителей нишевых каналов. Среди награжденных почти совсем нет людей из провинции. Да, существует «ТЭФИ-регион», и вполне успешно.
Но, выражаясь спортивным языком, это в лучшем случае полуфиналы. Почему в главной церемонии телеакадемии из этих самых регионов постоянно присутствует только Юлия Мучник, неужели в огромной стране больше никого нет — ни качественных ведущих, ни продюсеров, ни операторов, в конце концов. Этого просто не может быть. Академия зациклилась на больших каналах, ну и еще дает премии тем, кто на слуху («Дождь»). От этого возникает — надеюсь, ложное — впечатление, будто академики награждают сами себя. Ну докажите, что это не так! Теперь, правда, уже в следующий раз.
В отдельных церемониях существует монополия отдельных персон. По разным причинам. Среди интервьюеров знакомые и все одни и те же лица — Познер, Берман–Жандарев, та же Мучник, которые вот уже сколько лет получают «Орфея» в очередь. Господа академики, ищите новых да обрящете!
В информационно-аналитическом жанре по праву царствует Марианна Максимовская. Но всем известно, что она «не лучшая, а оставшаяся». Если бы Владимир Путин в начале века основательно не зачистил ТВ-поляну, не бывать Марианне королевой.
Тем не менее от души хочется поздравить Михаила Жванецкого, Владимира Познера, Наталью Никонову, Николая Сванидзе, Андрея Максимова, Марианну Максимовскую, программу «Что? Где? Когда?», телеканал «Дождь», Александра Цекало, Ивана Урганта, Александра Архангельского с победой. Это люди, которые действительно двигают ТВ вперед. И еще, конечно, замечательного режиссера-документалиста Сергея Мирошниченко, высоко профессиональных операторов, звукооператоров, продюсеров. Я видел, как важно для них было получение телепремии. Но также хочу выразить респект Леониду Млечину, Борису Берману, Ильдару Жандареву. И вторые станут первыми. До вас обязательно в очередной раз дойдет очередь, господа!
Праздношатающиеся на «Дожде»
Ксения Ларина, «Эхо Москвы»
Май получился почти таким же, как декабрь. Только еще веселее. Потому что, как и завещал нам классик советского абсурда Григорий Горин, торжества и аресты наконец соединились.
Месячник пышных торжеств и массовых арестов открылся 6 мая, в день «Марша миллионов». Официальное телевидение среагировало быстро — декабрьской растерянности уже не было. Тысячи людей, вышедших на Якиманку, именовались не иначе как «праздношатающаяся» «агрессивная» толпа, а вооруженные до зубов омоновцы изображались невинно пострадавшими агнцами, честно исполнявшими свой долг. Чтобы закрепить такое дикое распределение амплуа, в телевизор выпустили мэра Собянина и доверили ему главную роль в сюжете «Хозяин города навещает пострадавших за безопасность горожан стражей правопорядка». Собянин демонстрировал отеческую заботу и выражал готовность сурово наказать нарушителей. Это была речь не мэра, а коменданта.
Борьба за правду жизни, развернувшаяся в телевизионном пространстве, в какой-то степени отражала реальную кривую майских настроений, где здравый смысл отчаянно сражался с охватившим страну безумием.
Телеканал «Дождь» — единственный, кто сохранил ясность ума в этом водовороте всеобщего маразма. «Дождь», как и все остальные, транслировал и инаугурацию президента, и победный парад 9 мая. Но только в отличие от державных комментаторов с федеральных каналов, давно освоивших стилистику дикторов советского телевидения, «Дождь» пригласил в студию политолога Андрея Пионтковского и историка Наталью Басовскую. Ведущие и гости комментировали вхождение на престол В.В. Путина, не скрывая иронии. Параллельно с трансляцией из Кремля на «Дожде» демонстрировались кадры с зачищенных московских улиц, где вооруженные отряды полиции врываются в кафе «Жан-Жак», гоняются по бульварам за мирными гражданами, а по центральным улицам столицы разъезжают зарешеченные автозаки, набитые арестантами.
В День Победы «Дождь» собрал в своей студии иностранных журналистов, чтобы поговорить об историческом прошлом и понять, чем же история второй мировой войны отличается от истории Великой Отечественной и не пора ли их наконец совместить.
В этом мае «Дождь» оказался, пожалуй, единственным из телевизионных СМИ реальным источником информации из передвижного лагеря оппозиции. Корреспонденты знакомили нас с героями бульварных протестов, подробно описывали будни и праздники «ОккупайАбая», противопоставляя свой взгляд на события официальному на федеральных каналах. А официальная пропаганда демонстрировала гнев и возмущение «местных-жителей-простых-москвичей», представляла участников лагеря то националистами и фашистами, то алкашами и наркоманами, клеймила ярлыками из лексикона 50-х. В одном из репортажей на канале «Россия 1» звучало уж совсем бредовое: праздношатающиеся битники, говорящие по-английски, слушающие английскую музыку и читающие неизвестных скандинавских писателей, глядящие в сторону Запада и рядящиеся в клоунские наряды! Хипстеры, одним словом, враги народа. И все как один гуманитарии — среди них не найдешь ни математика, ни тракториста. Автор этого сюжета Дмитрий Мельников из «Вестей недели» стал героем интернета. Хипстеры по его поводу оттянулись вволю.
Май завершился церемонией вручения «ТЭФИ», ничем особенно не примечательной. «Дождь», выставленный в трех номинациях, не победил ни в одной, но стал главным событием года, по общему признанию телеакадемиков. И на том спасибо.
И пораженье от победы... отличать или не отличать?
Юрий Богомолов
В преддверии Дня Победы телеканал НТВ потерпел ощутимое поражение: руководство сняло с эфира фильм «Четыре дня в мае» Ахима фон Борриса (совместное производство Германии, Украины и России). Сняло якобы по многочисленным просьбам трудящихся. Знаем мы эти «просьбы». Помним мы эту формулировку.
Никто ведь не говорит, что это великий фильм и что он по своему таланту соотносим с «Летят журавли» Михаила Калатозова. Но его же сняли с показа не по причине малых художественных достоинств. Его сняли по, казалось бы, уже забытой мотивировке — идеологической.
Картину не допустили в эфир, а тема ее жива. Она о том, как после победы над государственной машиной бесчеловечности в мае 45-го началась борьба человека за собственную человечность, которая продолжается и по сей день. И довольно упорная. И с переменным успехом, как показал случай на канале НТВ.
…«Первый канал» на пару с руководством телеакадемии в порядке профилактики не допустил в эфир острый телереп, приготовленный для церемонии «ТЭФИ». А с ним и гражданскую активистку Ксению Собчак.
В порядке компенсации телеакадемия наградила бронзовой статуэткой в свое время выдавленную из эфирного пространства Ирену Лесневскую.
Выдавленную, впрочем, не до конца. Тому свидетельство — семь статуэток, доставшихся каналу ее имени — РЕН ТВ.
…И о «Дожде», который был отмечен как «прорыв».
…И не о политике.
Что-то сильно продавливает ТВ и прочие СМИ на несчастные случаи с детьми. Причем «давит» во всех форматах, будь то художественный сериал или телевизионное ток-шоу. Рейтинг, как правило, зашкаливает.
На минувшей неделе Михаил Зеленский, еще до того как провести ура-патриотическое шоу по поводу грядущей победы «Бурановских бабушек», поведал историю убийства новорожденного собственной матерью. Со всеми подробностями. Прямо в студии был проведен «следственный эксперимент» с участием матери-убийцы, с привлечением психологов, юристов, артистов и общественных деятелей.
Подозреваю, что не от избытка гуманизма шоумены занялись судьбами детишек. Скорее это спекуляция на боли и ужасах. Детоубийство, педофилия, киднепинг стали в наше время прибыльными темами для СМИ. Это тренд. Это рейтинговая жила. Это циничный бизнес под прозрачной вуалью осуждения такого рода преступлений.
Каналы редко способны расстаться вовремя с рейтинговыми жилами. Еще реже им удается набрести на что-то существенно отличное от повседневной репертуарной рутины. Таковым, на мой вкус, оказался цикл «Исторические путешествия Ивана Толстого» (канал «Культура»).
Творческий дар полезней от всех болезней и самых тяжких невзгод как личного, так и общественно-политического характера. В чем можно было убедиться на примере документально-художественного фильма «Нота» Олега Дормана о великом музыканте Рудольфе Баршае.
Молодой режиссер Андрей Зайцев показал на канале «Культура» документальный сериал «Моя великая война». Особенно «зацепила» меня история про ленинградскую актрису Галину Короткевич. Собственно, она не об актрисе, а просто о блокаднице, которая рассказала нам об ужасах холода и особенно голода, вгоняющего людей в безумие, в приступе которого все возможно. В том числе и каннибализм. Это очень непраздничная история о нечеловеческой стойкости перед угрозой расчеловечивания человека войной.
Показанный в те же дни «Июльский дождь» Марлена Хуциева совсем не о войне. Он о ситуации, когда кажется, что мирная жизнь обессмыслена, наступила пора глухой некоммуникабельности, пришло ощущение душевного и общественного тупика. С этими чувствами гуляет по Москве девушка Лена и нечаянно натыкается на праздник коммуникабельности тех, кто выжил в войне.
…Что-то подобное и мы переживали в минувшие дни, натыкаясь (спасибо майскому «Дождю») на чистопрудные гулянья. С последующими арестами гуляющих.
Требуются обаятельные пожилые женщины
Сергей Варшавчик, РИА Новости
Главным внутрицеховым событием мая стало проведение «ТЭФИ-2011». Впрочем, после значительного перерыва (почти в два года) выяснилось, что на отечественном ТВ мало что изменилось.
Как и в 2010-м, в самом престижном для телевизионщиков новостном жанре с подавляющим преимуществом победил канал РЕН, собрав на этот раз не шесть, а семь бронзовых статуэток. И вновь знакомые лица — Марианна Максимовская, Михаил Осокин, а также их программы — «Неделя с Марианной Максимовской» и «Новости 24 с Михаилом Осокиным».
Опять почти все призы в жанре развлекательного телевидения получил «Первый канал», продемонстрировав, что является лидером в этом сегменте. Как и два года назад, призы получили программы «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон». Снова лучшими ведущими развлекательной программы были названы Иван Ургант, Александр Цекало, Гарик Мартиросян и Сергей Светлаков. Канал СТС опять получил приз за комедийный сериал «Воронины». Только если в 2010-м с формулировкой «за лучший ситком», то теперь награду получил исполнитель одной из ролей — Борис Клюев. Как лучший исполнитель мужской роли в многосерийном фильме.
Что касается, собственно говоря, широкого зрителя, то для него самым интересным зрелищем мая оказалась трансляция «Евровидения-2012», на котором российские участницы, коллектив «Бурановские бабушки», завоевали второе место. Пожилые дамы из Удмуртии по зрительскому интересу побили все рейтинговые рекорды, опередив рекордсмена последних лет — документальный фильм НТВ «Ванга возвращается! Секретный архив прорицательницы». Не говоря уж о чемпионате мира по хоккею, где с оглушительным триумфом победила сборная России, параде Победы и даже новогоднем поздравлении президента России.
Вот какое телевидение нужно широким народным массам. Много фольклорной музыки, обаятельные пожилые женщины и почти победа на европейской ярмарке тщеславия.
В преддверии Дня Победы телеканал НТВ потерпел ощутимое поражение: руководство сняло с эфира фильм «Четыре дня в мае» Ахима фон Борриса (совместное производство Германии, Украины и России). Сняло якобы по многочисленным просьбам трудящихся. Знаем мы эти «просьбы». Помним мы эту формулировку.




