20462
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22776
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12078
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8106
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6708
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4043
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2975
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12058
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9509
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7494
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7924
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5297
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4050
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3145
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3070
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4018
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2864
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2881
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4390
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3818
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4358
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4351
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3354
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3127
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3174
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5574
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4067
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Сделали перепост

В Москве прошел фестиваль читок зарубежных пьес на актуальные для России темы

Павел Пахомов

В фестивале участвовало семь пьес, многие из них были переведены специально для «Перепоста». Английская пьеса «В печать» авторов Кристин Бэкон и Ноа Брикстед-Брин посвящена журналистам, чья бесстрашная работа может стоить им жизни. Чешская «Исповедь мазохиста» Романа Сикоры повествует о том, как унижения и лишения становятся источником удовольствия. «Любовь и деньги» Денниса Келли из Великобритании — об изнанке жизни среднего класса. Немецкий «Норд-Ост» Торстена Бухштайнера рассказывает о враче скорой помощи, террористке-смертнице и одной из заложниц. На третий день на фестивале прошли читки канадских «Вишневых мартенсов» Дэвида Гау, финских «Фундаменталистов» Юха Йокела и мексиканской пьесы «Ненавижу сраных мексиканцев» Луиса Энрике Гутьерреса Ортиса Монастерио. Первая посвящена неонацисту и его адвокату-еврею, вторая — религиозному экстремизму, а третья — национальной нетерпимости.

Читка пьесы «В печать» пугала концентрацией страшных историй, которые еще страшнее оттого, что не выдуманы. Герои пьесы — реальные журналисты, чьи монологи были записаны. Диалоги с другими персонажами сконструированы драматургами: пьеса полудокументальная.

Журналисты — это мексиканка Лидия Качо, два брата-журналиста с Шри-Ланки, Елена Костюченко из «Новой газеты», расследующая связи полиции с преступниками, американский военный фотограф, работавший в Ираке, израильская журналистка, живущая в Палестине и исследующая оккупацию ее территории. У каждого из них — своя история, и не одна, о том, как опасно говорить правду и отстаивать справедливость в современном мире, особенно, если ты журналист. Например, Лидию Качо похитили и хотели изнасиловать и убить за то, что она уличила очень высокопоставленного чиновника в педофилии. Спасло ее лишь то, что она была слишком известна в Мексике. Чиновник так и остался на свободе. Когда Лидия с ним сталкивалась, то понимала, что он ее боится — в этом была хотя бы малая доля утешения. Большинство историй здесь заканчиваются ничем, и приносят только беды тем, кто хочет сделать что-то хорошее. Так, один из веселых братьев с Шри-Ланки, делавших хулиганскую и честную газету, был убит. К убийству был причастен президент страны, которого они в своих статьях разоблачали. При этом президент был их давним другом, с которым они продолжали общаться в неформальной обстановке. Во время обсуждения пьесы после читки к ней было предъявлено много претензий: авторов упрекали в непрописанности мотиваций героев, в том, что на самом деле все происходит не совсем так. Но, как заметил кто-то из зрителей, даже если часть упреков и справедлива, многие люди не знают о событиях, которые легли в основу пьесы, и подобных им — поэтому «В печать» — важная и нужная вещь, актуальная, к сожалению, и для России.

фестиваль читок

«Исповедь мазохиста» — чешская пьеса о мазохизме в самом широком смысле слова. От реализма она плавно переходит к гротеску и чистой воды сумасшествию, порой заставляющих вспомнить Пелевина. Герой «Исповеди» мистер М получает удовольствие от боли. Началось все с увлечения мазохизмом в личной жизни. Потом герой приходит к тому, что ему нравится, когда его унижают на работе и заставляют работать круглосуточно. Он убеждает начальника в том, что нужно платить гораздо меньше и заставлять работать гораздо больше всех служащих.

Социальный смысл пьесы актуален и для России: кажется, что многие люди действительно научились получать удовольствие от трудностей, лишений и унижений и не хотят жить по-другому

Градус безумия растет, этому способствуют и фантастические сны персонажа: ему снится антропоморфный конь, символизирующий непосильный труд, который дает ему советы. Появляется тут и министр финансов Чехии Мирослав Калоусек. «Сокращения коснутся всех сфер, кроме Министерства обороны», — говорит он по телевизору, и тут же становится идеалом для мистера М. «А как он владел хлыстом — так хорошо!» — говорит герой о министре. Пройдя в конце жесточайшее испытание, игры на выживание среди офисных работников, и победив в них, мистер М остается недоволен. Теперь он богат, у него есть вилла, телохранители, его жизнь благополучна, и даже Калоусек говорит ему: «Добро пожаловать в клуб». Но герой несчастен: не этого он хотел. Он протестует против такого «несправедливого» отношения. Социальный смысл пьесы актуален и для России: кажется, что многие люди действительно научились получать удовольствие от трудностей, лишений и унижений и не хотят жить по-другому.

Канадская пьеса «Вишневые мартенсы» — рассказ о неонацисте, который непреднамеренно убил индуса, и о его адвокате-еврее. Череда разговоров и встреч приводит к тому, что подсудимый раскаивается в содеянном и отказывается от своих убеждений, регистрируется на специальном форуме. В глубине его души все-таки осталось что-то хорошее. Его адвокат также амбивалентен: иногда он не может заглушить ненависть к тем, кого он сам призывает к терпимости. После того, как ему удается добиться раскаяния преступника, его жизнь начинает рушиться: он не может больше нормально работать, от него уходит жена. На обсуждении читки кто-то высказал мнение о том, что «Вишневые мартенсы» — явно не пьеса про Россию, потому что у нас совершенно невозможно установить диалог между людьми, аналогичными действующим лицам пьесы. Но исследование межнациональных столкновений и противостояний в любом случае актуально для любой страны современного мира.

«Ненавижу сраных мексиканцев» — в какой-то степени синтез «Исповеди мазохиста» и «Вишневых мартенсов»: это гротеск (как и первая пьеса), посвященный восприятию разных наций друг другом (как и вторая). Главная героиня — простая американская женщина, у которой есть недоразвитый брат, который стал таким, после того, как его избили «негритосы».

 Это неполиткорректное слово употребляется здесь миллион раз, как и фраза героини «Я ненавижу долбаных негритосов, но еще больше я ненавижу сраных мексиканцев». Фраза становится рефреном, приближая пьесу, как заметили все, к песне, фольклору. Несмотря на повторяющийся неизящный, но работающий юмор, «Ненавижу сраных мексиканцев», пожалуй, одна из самых поэтичных и трогательных пьес «Перепоста». Героиня, которая ненавидит всех небелых людей (которые, как она считает, только все портят и отнимают у белых), влюбляется в мексиканскую женщину. Среди действующих лиц здесь — бог, который спускается на летающей тарелке и забирает на небо многочисленных сгоревших в доме мексиканцев. Социальный смысл здесь явен, но не так важен, как художественное наполнение.

В России социальные проблемы в большинстве случаев обходят стороной и театральные, и кинорежиссеры. Но важно не только то, что все темы, затронутые на фестивале, действительно актуальны для российского общества, но и то, как проходили читки. Поставленные талантливыми молодыми режиссерами (например, Талгатом Баталовым и одним из организаторов фестиваля Юрием Муравицким), они производили впечатление полноценных спектаклей, в которые погружаешься иногда больше, чем в традиционные, полноценные постановки.

фестиваль читок

 

Воспитать правильное социальное чувство в зрителях

Соорганизаторы фестиваля драматурги Евгений Казачков и Михаил Дурненков рассказали «Московским новостям» о возможностях и ограничениях документального и художественного театра в осмыслении злободневных проблем общества.

— По какому принципу формировалась программа фестиваля «Перепост»?

Евгений Казачков: Мы старались найти пьесы, которые бы затрагивали темы и поднимали вопросы, которые сейчас актуальны в общественном, политическом, медийном поле в России, но при этом в театре еще никаким образом не отработаны. Если попытки и были, то робкие, несмелые, одиночные. Мы посмотрели, как в театральном пространстве и театральным языком с этими темами разбираются в других странах. Какие-то вещи искали целенаправленно, какие-то держали в голове, потому что они нам раньше попадались. Какие-то пьесы, которые могли бы актуально прозвучать в России, мы просили прислать нам  французских, американских, мексиканских коллег. Что-то переводилось специально для фестиваля, что-то уже было переведено раньше. 

Михаил Дурненков: Нехватки злободневных иностранных пьес не было. Не потому что в России так много проблем, а потому что российский театр не так, как в других странах, реагирует на современность. Просто наш театр в малой степени настроен на актуальные вопросы. А практически любая современная европейская, латиноамериканская пьеса (американских в этом году среди участников нет) каким-то образом задевает ту или иную  проблему.

— Большинство этих пьес написано не в технике вербатим?

Дурненков: Не было такой задачи — делать фестиваль документальных пьес. Они могут быть написаны хоть в форме поэмы. Мы делали тематический фестиваль. 

Казачков: Просто довольно часто актуальные работы являются документальными. Часть наших пьес в той или иной степени опираются на документальный материал. Например, «В печать», «Норд-Ост»…

Дурненков: «Норд-Ост» — пьеса немецкого драматурга Торстена Бухштайнера, основана на интервью с участниками событий.

Документальный театр ближе к коже реальности. Им проще вскрывать какие-то  проблемы или вопросы, которые появляются каждый день. Художественное же пространство всегда требует времени для рефлексии и переосмысления

— Как вы считаете, что перспективнее для раскрытия злободневных проблем — документальный театр или художественный?

Казачков: И то, и другое.

Дурненков: Документальный театр ближе к коже реальности. Им проще копать материю реальности, вскрывать какие-то  проблемы или вопросы, которые появляются каждый день. Художественное же пространство всегда требует времени для рефлексии и переосмысления. Как правило, проходит несколько лет, а потом возникают такие пьесы как отзывы на события. Документальные же возникают сразу — как грибы после дождя. Мы стараемся брать и те, и другие, поскольку они атакуют реальность и повседневность с разных сторон. 

фестиваль читок

Казачков: Те пьесы, которые пытаются быть пьесами быстрого реагирования, но при этом не документальными, попадают в раздел «сатира, гротеск, фельетон». Иногда это граничит с публицистикой. Это тоже тема для обсуждений — как разбираться с такими текстами на сцене, востребованы ли они, нужны ли, как их продвигать.

Дурненков: Есть же, например, американский жанр стендапа. У нас он не очень развит из-за традиционного репертуарного театра, который исследует реальность сложным метафорическим языком. Стендап — прямой посыл к зрителю. Пьесы быстрого реагирования, как правило, имеют форму стендапа, монолога,  прямого обращения к зрителю. У нас, как минимум, есть две такие пьесы: гротескная «Исповедь мазохиста» и «Ненавижу сраных мексиканцев». 

Если даже некоторые пьесы на нашем фестивале раздражающие, неправильные, провокативные, то мы таким образом хотим сказать: «Давайте сделаем лучше!»

— Какое будущее  в России у пьес, которые участвуют в фестивале?

Казачков: Мы и делаем этот фестиваль, чтобы узнать, какое у этих пьес будущее здесь.

Дурненков: Но это не единственная наша задача. С одной стороны, нам бы хотелось, чтобы эти пьесы здесь ставили, потому что это воспитывает некое правильное социальное чувство в зрителях. Чувство ответственности за реальность. 

Казачков: Помогает театру работать как общественный институт.

Дурненков: С другой стороны, мы хотели бы подбодрить наших отечественных авторов на создание пьес быстрого реагирования.

Казачков: Не обязательно быстрого. Мы хотим призвать авторов к более смелому выбору того, о чем можно писать, что можно выносить на сценическое пространство. Какие-то темы, сюжеты, герои. Если даже некоторые пьесы на нашем фестивале раздражающие, неправильные, провокативные, то мы таким образом хотим сказать: «Давайте сделаем лучше!»