«Отель Гранд Будапешт»: попытки бегства от реальности
«Отель «Гранд Будапешт» был фильмом открытия последнего Берлинского кинофестиваля, там же он завоевал Гран-при жюри. Это уже третья работа Андерсона в Берлинском конкурсе после «Семейки Тененбаум» и «Водной жизни». Предыдущая его картина «Королевство полной луны» открывала Каннский фестиваль, а «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» завоевал одну из наград Венецианского фестиваля. Режиссер становится все более важной персоной в фестивальном мире. Кроме того, у Андерсона в багаже три номинации на «Оскар». Впрочем, многочисленные поклонники у режиссера появились независимо от этого: благодаря его неповторимому авторскому почерку (так же как и многочисленные недоброжелатели, которых раздражает стиль Уэса).
Как всегда у Андерсона, концентрация звезд в «Отеле «Гранд Будапешт» зашкаливает (здесь к фирменным актерам режиссера добавились и новые для него лица): Рейф Файнс, Сирша Ронан, Эдриен Броуди, Оуэн Уилсон, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Эдвард Нортон, Джуд Лоу, Леа Сейду, Том Уилкинсон, Харви Кейтель, Уильям Дефо, Джейсон Шварцман, Ф. Мюррей Абрахам, Матье Амальрик и другие.
Режиссера называют хипстером: в своих картинах он продумывает каждую визуальную деталь, цвета, песни
«Отель «Гранд Будапешт» — сложносочиненная конструкция, история в истории (и так почти до бесконечности), в сердцевине которой — повествование о жизни и приключениях консьержа богатого отеля месье Густава и его правой руки — коридорного Зеро Мустафы. Отель «Гранд Будапешт» находится в выдуманной стране Зубровка, представляющей собой обобщенный образ стран Восточной Европы времен между Первой и Второй мировыми войнами.
Месье Густав (Рейф Файнс, для которого Уэс Андерсон написал эту роль) заботится о своих клиентах на совесть, в том числе и в интимном смысле. Клиентки за восемьдесят, составляющие добрую долю постоялиц отеля, ему, разумеется, благодарны. Одна из них — Тильда Суинтон, неузнаваемая в старушечьем гриме, скоропостижно умирает, оставив месье Густаву в наследство ценнейшую картину под названием «Мальчик с яблоком». Родственники усопшей этому совсем не рады и начинают строить зловещие козни и плести интриги. Дополнительный повод появляется незамедлительно: месье Густав и его верный друг Зеро Мустафа понимают, что законно причитающегося им не получить и тут же похищают картину прямо из дома покойной графини. Тем временем к Европе все ближе подбираются нацисты, а юный Зеро влюбляется в прекрасную Агату — кондитершу с огромным, но изящным родимым пятном на лице (ее изображает Сирша Ронан). Впереди — приключения, погони в горах, тюрьма и даже убийства.
Новый фильм Уэса Андерсона — одновременно и квинтэссенция его творческого метода, и нечто кардинально новое. Режиссера называют хипстером: в своих картинах он продумывает каждую визуальную деталь, цвета, песни. Создает свой неповторимый и самодостаточный мир. В «Отеле «Гранд Будапешт» это умение доведено до совершенства. Каждый кадр фильма хочется рассматривать, поставив на «стоп». В какой-то момент понимаешь, что большинство кадров — почти идеально симметричные: похоже, Андерсон стремился приблизиться к классическому взгляду на красоту. Когда важное место в действии занимает Агата из лучшей местной кондитерской, а в кадре появляются пирожные, осознаешь: этот фильм и есть большое красивое многослойное пирожное. На произведение кондитерского искусства похожа и сама гостиница в пастельно-розовых тонах. И, конечно, «Отель «Гранд Будапешт» — это не безвкусный в прямом и переносном смысле торт российского производства. Это как минимум разноцветные макаруны в витрине европейского магазина, на которые сначала хочется полюбоваться, а только потом — съесть. Так и в фильме: за яркой картинкой не сразу распробуешь содержание.
В «Отеле «Гранд Будапешт» множество гэгов и шуток. Это тот особый, порой мрачноватый тип юмора, которым известен Уэс Андерсон
В картине появляются новые для Андерсона ноты. Герои его фильмов — чаще всего инфантильные, рефлексирующие, несчастные, недовольные собой и своей жизнью люди (а иногда и лисы — вспомните мультфильм «Бесподобный мистер Фокс»). Его персонажи отличаются от скучных обывателей, они все немножко «другие». Но герои «Отеля «Гранд Будапешт» не вполне подходят под такое описание. О месье Густаве нам сообщают: он неуверенный в себе и тщеславный. Но, несмотря на эти вполне обыкновенные слабости, он четко представляет, кто он такой и как должен жить. Месье Густав во всем руководствуется строгими принципами, своим кодексом чести. Он человек совести, в его жизни есть стержень. Его кодекс касается и обслуживания клиентов, и отношений с коллегами. В фильме есть эпизод, в котором выясняется, что существует тайный орден консьержей лучших отелей мира. Когда Густаву и Зеро нужна помощь, консьержи быстро и слаженно оказывают ее им. Один за всех и все за одного!
В «Отеле «Гранд Будапешт» множество гэгов и шуток. Это тот особый, порой мрачноватый тип юмора, которым известен Уэс Андерсон. В его картинах сквозь юмор обычно просвечивает грусть. Но зритель чувствует, что все закончится хорошо, и не ошибается. В новом фильме, несмотря на обилие приключений и забавных эпизодов, появляется отчетливая нота тревоги и даже трагедии, точнее, ее предчувствия. Когда действие только начинается, нам показывают газету, в которой две главные новости: одна о том, что нацисты захватывают Европу, другая — о смерти старой графини. Густав и Зеро Мустафа обращают внимание на вторую, полностью игнорируя первую. По ходу фильма они не раз контактируют с нацистами, но до финала это проходит скорее фоном. В результате же оказывается, что от беспощадной истории не сбежать. Уэс Андерсон, которого многие невзлюбили за чрезмерную инфантильность его картин, сделал фильм не столько о закате старой Европы, сколько о том, что даже самые отъявленные эскаписты, пытающиеся не замечать ужасов окружающего мира, могут быть этим миром безжалостно раздавлены. О месье Густаве говорят, что мир, в котором он жил, исчез еще до его рождения. Таким же эскапистом, как месье Густав, является, конечно, и сам Уэс Андерсон. Ему, впрочем, проще, чем герою «Отеля «Гранд Будапешт»: свой идеальный мир он создает в своих картинах. Признав возможность вторжения зла в это пространство и, соответственно, его уничтожения, он снял свой самый взрослый и самый трагический фильм.
«И все же Лоранс» — история очень большой любви, встреч и расставаний на протяжении долгих лет.
«И все же Лоранс»: субъективный взгляд на мир
Ксавье Долана, как и Уэса Андерсона, принято называть хипстером: он так же, как и американский коллега, стремится сделать каждый кадр визуально и музыкально идеальным. Но в отличие от Андерсона гораздо более молодого Долана не назовешь инфантилом: его картины не по годам зрелые, психологически точные.
Квебекского канадца Долана справедливо считают вундеркиндом и любимцем Каннского фестиваля. К двадцати четырем годам он снял три полнометражные картины, причем первую — в девятнадцать. Все они («Я убил свою маму», «Воображаемая любовь», «И все же Лоранс») были показаны в Канне и получили там призы, хоть и не основного конкурса. Его новый фильм «Том на ферме» попал в основную программу еще одного важнейшего кинофестиваля Европы — Венецианского. Так недалеко и до того, чтобы к тридцати стать признанным мэтром. Обычно канадец выступает не только режиссером своих лент, но и актером, сценаристом, продюсером, монтажером, а иногда даже дизайнером костюмов.
По Долану, несмотря ни на что, самая большая ценность в жизни — верность своей природе
В фильме «И все же Лоранс» Долан впервые уступает главную роль другому актеру. В роли Лоранса, преподавателя литературы и поэта, — француз Мельвиль Пупо, больше всего известный по картинам Франсуа Озона.
Конец 80-х. Лорансу тридцать пять, он счастлив со своей девушкой Фред, и кажется, ничто не предвещает беды. Но вдруг он объявляет, что хочет стать женщиной: всю жизнь ощущает, что находится не в своем теле. Как ни странно, герой вполне гетеросексуален: в этом главный парадокс. Фред поддерживает решение Лоранса, они продолжают жить вместе. Он начинает выходить на улицу в женской одежде, даже ходит так на работу. Дальше — больше. Разумеется, в какой-то момент начинаются нешуточные проблемы.
«И все же Лоранс» — история очень большой любви, встреч и расставаний на протяжении долгих лет. Но, по Долану, несмотря ни на что, самая большая ценность в жизни — верность своей природе. Конфликт между стремлением к верности своему «я» и любовью и составляет трагедию этой картины.
Эстетическое наслаждение фильм доставляет колоссальное. Немногим режиссерам дано умение приковывать взгляд зрителя к экрану на протяжении почти трех часов. Ксавье Долан — один из них. И происходит это не только благодаря эмоциональной выверенности и необычности поворота темы трансвеститов и транссексуалов, но и благодаря насыщенности каждого кадра цветом, музыкой, деталями. Костюм всякого персонажа из массовки продуман, наряды героев сочетаются с интерьерами. Некоторые эпизоды фильма — словно красочные клипы, сопровождающие какую-то песню, любовно отобранную режиссером. Принципиально субъективный взгляд на мир — конек Долана. За этот стиль одни обожают режиссера, а другие считают претенциозным и самовлюбленным. В этом они тоже похожи с героем этой недели Уэсом Андерсоном.