Рубрика: Кино

В Загребе и Аннеси начинается марафон мультфильмов

На главных европейских фестивалях мультфильмов большего всего ценят фильмы московских студентов школы-студии «ШАР»
29 мая 16:06ГодерДина Годер
Villa Antropoff

Фильм «Вилла Антропофф» учеников Прийта Пярна, уже ставших знаменитостями Каспара Янциса из Эстонии и Владимира Лещева из Латвии, отобран в официальную программу и Загреба и Аннеси. 29 мая эта история о мечтателе открывает конкурсную программу хорватского "Анимафеста"

Here and the Great Elsewhere

Фильм Here and the Great Elsewhere Мишеля Лемье - философская притча, сделанная в редчайшей технике игольчатого экрана, изобретенной в 30-х годах прошлого века великим режиссером Александром Алексеевым

29-го мая начинается главный европейский анимационный марафон. Сначала в Загребе стартует «Анимафест», один из четырех старейших и самых престижных мультфестивалей мира, а на следующий день после его окончания, 4 июня, начнется смотр во французском городе Аннеси — гигантские анимационные Канны, где конкурс и множество специальных программ сопровождаются масштабным кинорынком. Два года назад фестиваль в Аннеси справлял 50-летие, это было невероятное торжество, на которое съехались чуть ли не все мировые звезды анимации, все, когда-либо получавшие здесь призы. В этом году «Анимафест» празднует 40-летие, и его программа тоже обещает быть необычайной.
 

29-го мая начинается главный европейский анимационный марафон. Сначала в Загребе стартует «Анимафест», один из четырех старейших и самых престижных мультфестивалей мира, а на следующий день после его окончания, 4 июня, начнется смотр во французском городе Аннеси — гигантские анимационные Канны, где конкурс и множество специальных программ сопровождаются масштабным кинорынком. Два года назад фестиваль в Аннеси справлял 50-летие, это было невероятное торжество, на которое съехались чуть ли не все мировые звезды анимации, все, когда-либо получавшие здесь призы. В этом году «Анимафест» празднует 40-летие, и его программа тоже обещает быть необычайной.


Хорватский (а прежде югославский) фестиваль возник в начале семидесятых на волне блестящей загребской школы анимации, перевернувшей представление об этом виде искусства. Загребские шедевры 60-х годов много значили и для новой советской мультипликации, с трудом освобождавшейся от пресса диснеевской манеры. Федор Хитрук, у которого учились чуть ли не все сегодняшние российские звезды мультрежиссуры, в своих знаменитых фильмах-притчах для взрослых от «Истории одного преступления» до «Икара», шел по тому же пути, что и загребская режиссура — с ее лаконизмом, парадоксальным юмором, легким полукарикатурным рисунком и тягой к философским обобщениям.


За прошедшие 40 лет «Анимафест» знавал и не слишком счастливые времена, но в последние годы он снова воспрял и подтвердил свой статус смотра особенной авторской анимации, с интересом к необычному, непопсовому кино, к поиску и эксперименту. Теперь будет повод в этом убедиться: в юбилейной программе смотра покажут многочисленные ретроспективы прежних лауреатов и нынешних самых передовых и модных школ с особым упором на новую авторскую анимацию с Востока. А она — загадочная, завораживающая, склонная к алогизму и созерцательности — не имеет ничего общего с теми азиатскими фильмами, которые мы бесконечно видим в кино и по телевизору.


Представляя конкурсную программу (а в нее из 824 присланных фильмов было выбрано 32 короткометражки в «большое» соревнование и 26 — в студенческое), организаторы особенно советуют обратить внимание на фильм недавно вошедшего в моду тридцатилетнего японского режиссера Атсуси Вада «Великий кролик», только что взявший главный приз Берлинале, и эксцентричную картину Bobby Eah британского мастера анимационных ужасов Роберта Моргана. Часть фильмов из конкурса «Анимафеста» поклонники анимации уже могли видеть на прошлогодних мультфестивалях, поскольку Загребский смотр собирает короткометражную программу только раз в два года, по нечетным годам устраивая конкурс полнометражных фильмов. Руководит «большим» жюри в этом году эстонская звезда анимации Прийт Пярн, уже трижды получавший Гран-при «Анимафеста», а в конкурсе хватает работ его учеников — необычные эстонские мультфильмы ценятся в артхаусной среде очень высоко. Но российских картин в «большой» программе Загреба нет: к сожалению, наша анимация на фоне продвинутой зарубежной, особенно экспериментального толка, смотрится несколько анахронично.


Зато в студенческой конкурсной программе есть целых два наших фильма, оба — студентов школы-студии «ШАР»: атмосферный «Бах» Антона Дьякова про червяка, познающего красоту мира, и прелестная графическая «Умба-умба» Константина Бриллиантова, похожая на джазовую пьесу, про кота, спасшего шахтеров. Кроме того, в студенческой панораме есть еще один фильм «ШАРа» — лирическое «Штормовое предупреждение» Александры Шадриной. Таким образом, по версии Загреба, лучшее, что есть в нашей анимации, — это студенты и выпускники студии «ШАР». Если к этому добавить, что в студенческом конкурсе фестиваля Аннеси всего один российский фильм, и это снова картина Антона Дьякова из «ШАРа» (его диплом «Костя» про приключения сентиментального скелета), а в большой внеконкурсной программе французского фестиваля единственный русский фильм — история старых игрушек «Вне игры» преподавателя «ШАРа» Ивана Максимова, фестивальное признание этой маленькой московской киношколы под руководством Андрея Хржановского, выглядит полным. Впрочем, в «большом» конкурсе Аннеси есть один отечественный фильм — «Чинти» Натальи Мирзоян из Петербурга, трогательная история про жизнь муравья, строившего свой собственный Тадж-Махал. Причем главное обаяние этой притчи связано с материалом — весь фильм нарисован в технике сыпучей анимации с помощью разных сортов чая. Ну и — если учитывать и формальную принадлежность — надо посчитать сделанный на отечественной студии «МИР» в образовательном проекте «Сказки старого пианино» фильм «Чайковский. Элегия». Правда, снял его не отечественный режиссер, а один из лучших в мире кукольников, британец Барри Первз. Но участие мировых звезд в российской анимации скорее обнадеживает.


Фестиваль в Аннеси куда масштабнее загребского и куда менее настроен на эксперименты, для него существеннее рынок. Это ясно сразу: открывается французский смотр внеконкурсным предпремьерным показом полнометражной картины «Магазин самоубийств» Патриса Леконта, прежде снимавшего игровое кино. Рисованный фильм сделан по милой книжке Жана Теле о семействе, держащем магазинчик с аксессуарами для самоубийств, хотя улыбка одного из сыновей распространяет такой оптимизм, что это становится вредно для бизнеса.
В пяти конкурсных программах Аннеси, конечно, множество премьер мастеров анимации, из которых не многие совпадают с Загребской программой. Тут есть фильмы независимых американцев Билла Плимптона и PESа, Режины Пессоа из Португалии, японца Мираи Мизуе, эстонца Рао Хейдметса, Теодора Ушева из Канады, чешки Михаэлы Павлатовой. А еще в конкурсе полнометражная картина французского мэтра артхауса Жана-Франсуа Лагиони, всегда снимавшего изысканные живописные короткометражки. Его фильм «Стол» — история для подростков о трех персонажах незаконченной картины, двинувшихся в реальный мир, чтобы убедить художника закончить полотно. Сюжет звучит банально, но наверняка парадоксалист Лагиони придумал, как сделать искусство даже в попсовом формате полнометражного мультфильма. Кстати, в конкурсную программу полных метров, где есть и сладкое детское кино, и энергичное подростковое, попала и модная сегодня документальная анимация, например, «Крулик — путь за грань» — подлинная история румына, погибшего в польской тюрьме в результате голодовки протеста против несправедливого разбирательства. И жестко социальная история «Усыновление разрешено», сюжет которого основан на том, что после Корейской войны 200 тыс. усыновленных детей было разбросано по всему миру.


Специальный фокус нынешнего фестиваля в Аннеси направлен на малоизвестную с точки зрения анимации Ирландию. Кроме того, тут целых две программы посвящены Армении, из которых одна — только фильмам недавно умершего Роберта Саакянца, который, в сущности, сам и был независимой армянской анимацией. Любопытно, как в пижонском зале Аннеси будет звучать хит «Оставайся мальчик с нами, будешь нашим королем».


Ну и последнее, о чем нельзя не сказать: благодаря недавно созданной у нас Ассоциации анимационного кино, российские мультфильмы в первый раз будут полноценно присутствовать на кинорынке. Прежние жалкие вылазки отдельных продюсеров никак не могли заинтересовать международных монстров анимации, те крошечные объемы продукции, которым владеют наши кустари, иностранные дистрибьюторы в упор не видят. Но объединившимся российским студиям уже есть, что предложить западному рынку. И возникает шанс, что современную отечественную анимацию смогут наконец увидеть за рубежом. Остается вопрос, как сделать, чтобы ее видели дома.