15823
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
17666
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9459
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
2999
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
5988
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5175
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3211
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2366
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
8942
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7426
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5680
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6205
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4167
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3188
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2571
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2518
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3114
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2305
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2335
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3619
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3164
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2345
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2043
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3516
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3442
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2317
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2345
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2667
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2519
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2359
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2537
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4526
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3274
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3007
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2536
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
12:56 19/06/2013 Инна Логунова 0 58

В исторических декорациях настоящего

Студенты Международной летней театральной школы под Звенигородом учатся быть современными и идти против ветра

Артем Житенев

Время в пансионате Союза театральных деятелей «Звенигород», где разместилась Международная летняя театральная школа, течет неспешно. Утопающие в зелени корпуса всем своим видом показывают, что оно, время, над ними не властно. Построенные в начале 1960-х, сегодня они выглядят как декорации к другой, жизни, когда «международность» с успехом заменяли «всесоюзностью». Впрочем, в эту обстановку приятно окунуться. Даже напечатанная на принтере суровая надпись «Посуду из столовой не выносить!» выглядит как трогательный артефакт из прошлого.

Но декорации на то и декорации, за ними может скрываться совсем другая реальность. Постороннему она открывается не сразу.

Анатолий Васильев. Человекоподобная реальность

Событие дня — мастер-класс Анатолия Васильева, чье имя для людей театра почти священно. Попасть на встречу с ним — настоящая удача. В России режиссер появляется редко: после конфликта с московскими властями в 2006 году Васильев был уволен с поста художественного руководителя основанного им театра «Школа драматического искусства» и с 2007 года живет и работает в Европе. Да и там в одном месте его трудно застать.

В зале чувствуется нетерпение. Мастер не заставляет себя ждать. Приходит ровно к началу. Его приветствуют стоя. Он жестом показывает, что это лишнее.

Анатолий Васильев: «Я понял, что театр делает неверно, когда берет пьесу, распределяет актеров и выпускает спектакль. Надо брать темы и выдумывать множество никому не нужных работ, а внутри этих сочинений, или репетиций на тему, искать единственный вариант будущего представления. И когда театр научится не жалеть потерянного времени и, подобно художнику в мастерской, привыкнет к образам не для любителей салонов и выставок, — можно будет как-то надеяться на живые вещи. Иначе что же мы имеем — лишь застывшие философии в застывших формах».

В установившейся тишине Васильев внимательно осматривает собравшихся. Молчит. Затянувшаяся пауза его не смущает. В нем чувствуется внутренняя сила — человека, которому никому ничего не нужно доказывать. Наконец произносит:

— Ну и что это такое? Что вы хотите от меня услышать?

Растерянные студенты смотрят на него непонимающе. С робкой надеждой ждут, что он наконец заговорит, и это что-то изменит их представления о театре, о жизни, о себе. Но Васильев просит их задавать вопросы. Почти на все отвечает односложно и противоречиво, чем окончательно ставит актеров в тупик.

— Каким должен быть современный театр?

— Современным. Дальше.

— А что значит «современный театр»?

— Это тот театр, который современен. Дальше.

— Спектакль, который произвел на вас самое сильное впечатление?

— Вся прожитая мною жизнь. Все остальное слабее. Дальше.

— Нескромный вопрос: вы любите выпить?

— Раньше любил, и сейчас тоже.

— Как вы относитесь к системе обучения актеров в России?

— Я всегда к ней относился очень плохо. У меня всегда были другие взгляды. Рутины много.

— А к европейской?

— Еще хуже.

— Что для вас главное?

— Любить надо уметь.

— Удается ли вам совмещать работу и личную жизнь?

— Нет, и у вас не получится.

Театральная школа

В определенный момент Анатолий Васильев вновь замолкает. Не покидает ощущение, что он видит каждого человека в зале. Когда встречаешься с ним глазами, понимаешь, что он не то чтобы все про тебя знает, но чувствует твой потенциал, твой максимум. Он всегда владеет ситуацией. Кажется, он, как на схеме, видит внутреннюю структуру происходящего во всех ее многочисленных связях — как химик структуру какого-нибудь кристалла.

Теперь вопросы задает Васильев. Можно ли назвать действие? Жизненная и сценическая реальность едина или это две разные реальности? Каждый новый вопрос разделяет аудиторию во мнениях. Васильев внимательно слушает актеров, которые, чувствуется, пытаются рассуждать самостоятельно, и быстро прерывает тех, кто начинает говорить заученными фразами из учебников:

— А вы это проверили на себе? В нашей работе все постигается практикой и ничего умом.

Его формулировки предельно точны — ни убавить ни прибавить. Звучат как максимы:

— Я знаю точно: существует две реальности — жизненная и сценическая, и в случае драматического акта человек существует одновременно в двух реальностях. Сценическая реальность может быть подобна и не подобна жизни, но она всегда человекоподобна.

В то же время Васильев медленно, но верно, подводит к мысли, что даже в непреложных истинах нужно сомневаться. Во всяком случае задавать вопросы.

Молодой актер задает вопрос, который его, очевидно, давно волнует:

— У нас в России есть сильная школа психологического театра, но нет школы игрового театра. Что же делать, если хочется попробовать что-то другое, куда, к кому идти?

Васильев отвечает не сразу.

— Может быть, начать с себя? — произносит он наконец. — Театр начинается и заканчивается искусством актера. Я это утверждаю как режиссер.

Великий экспериментатор

Заслуженный деятель искусств России, кавалер ордена искусства и литературы Франции, обладатель премии «Новая действительность европейского театра» — регалии всемирно известного режиссера Анатолия Васильева (р. 1942) дают лишь частичное представление о его роли в развитии театрального искусства XX века. Он проходит путь от репертуарного театра до театра-лаборатории, который дает возможность ежедневного эксперимента, поиска нового языка эстетики. При этом он не отрицает концепцию театра школы, которая «расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным». В его эстетике значительное место занимает текст, который он лишает естественных интонаций. Если психологический театр ставит под сомнение слово, ищет в нем скрытый контекст или эмоцию, Васильев возвращает слову его безусловность. Режиссер во многом ориентируется на опыты польского реформатора театра Ежи Гротовского.

В 1987 году в Москве открылась созданная Анатолием Васильевым «Школа драматического искусства». Первым спектаклем-манифестом театра стала постановка «Шесть персонажей в поисках автора»  Пиранделло. В 2007 году Васильев покинул Россию вследствие конфликта с московскими властями. Сейчас режиссер живет во Франции и других странах Европы. В последние несколько лет он не выпускал спектакли, сосредоточившись на преподавании.

Знаковые спектакли: «Взрослая дочь молодого человека», «Серсо», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Шесть персонажей в поисках автора», «Плач Иеремии», «Амфитрион», «Медея-материал».

В зонтичном лесу. Борьба за личность

После мастер-класса — небольшой перерыв, и актеры расходятся по репетиционным залам. Кукольный спектакль «Перья» ставит Анна Иванова-Брашинская, профессор факультета театра кукол Академии искусств Турку.

По условной сцене как будто хаотично бродят актеры, вырывая лепестки из ромашек: «любит не любит». На самом деле их броуновское движение выверено до сантиметра. Вдруг все резко останавливаются и замолкают. Все внимание — на двух актеров на переднем плане, застывших друг напротив друга на словах «любит».

— Самое главное, чтобы не было одновременно тишины и пустоты, — деловито замечает режиссер и просит повторить мизансцену.

В следующей сцене из детских распашонок возникает целая семья. Распашонки просят есть, пить, на ручки, капризничают и заливаются смехом. Выглядит очень трогательно и жизненно. Невольно всплывают слова Васильева о сценической реальности (хотя он и говорит, что кукольный театр не знает и не может судить о нем).

На большой сцене, в том самом зале, где проходил мастер-класс, репетируют «Сон в летнюю ночь» в постановке режиссера Екатерины Гранитовой-Лавровской. Заросли афинского леса создают зонтики самых разнообразных форм и размеров, а в качестве волшебных палочек выступают небольшие лазерные указки.

Театральная школа

В шекспировской пьесе — разумеется, в русском переводе — среди прочих, заняты китаянка Мо Сун и британец Маркус Рош. Мо пять лет училась в ГИТИСе и почти без акцента говорит по-русски, а вот Маркусу русскоязычную версию Шекспира осваивать довольно сложно.

— Потому что, знаете ли, у Пирама и Фисбы — свидание при лунном свете… — медленно, почти по слогам, проговаривает он текст вне сцены. — А второе вот что: в комнате еще не-об-ход-дима стЕна, — одна из актрис терпеливо исправляет ошибку в произношении и просит его начать с начала. Маркус послушно повторяет.

«Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает», — эту фразу Николая Бердяева выбрала в качестве своеобразного эпиграфа к своему пластическому спектаклю немецкий хореограф Улла Гейгес. Название соответствующее — «Против ветра». Герои спектакля бегут, сталкиваются с невидимыми препятствиями, падают и поднимаются снова. Они ищут поддержки друг в друге. Кто-то находит. Кто-то — как получится. Все как в жизни. Только гораздо более эмоционально спрессовано. Постановка Гейгес — пожалуй, самое сложное физическое испытание для студентов школы — драматических актеров без специального хореографического образования.

Молодого режиссера Дмитрия Мелкина интересует не только личность, но и социальные обстоятельства ее существования. Герои его уличного перформанса Low Tech облачены в ярко-оранжевую униформу. Эти люди в спецовках столь же заметны на фоне серых улиц, сколь обезличены для благополучных обитателей большого города. Простые действия — уборка улиц — преобразуется в хореографию и физический спектакль.

— It’s not about situation, it’s about body, — объясняет Мелкин актерам. — Главное — не ситуация, а ощущение своего тела. 

На фоне левитановского пейзажа довольно большая группа актеров в оранжевых комбинезонах выглядит как затерявшийся во времени экипаж космического корабля. На московской улице все будет по-другому. Там другая сценическая и жизненная реальность.

Пабло Лечуга, Испания 

— Я уже не в первый раз в России, несколько лет назад я участвовал в международном театральном проекте в Таганроге, где мы ставили «Ромео и Джульетту». Для меня это был очень ценный опыт и первое погружение в русскую культуру, отчасти мистическое.

В Испании я изучаю визуальные коммуникации, пишу сценарии для кино и телевидения. И все же театр меня привлекает гораздо больше. Сначала этот интерес был любительским, сейчас я все больше погружаюсь в эту сферу. Театр — это то, чем я хочу заниматься, прежде всего как актер.

Здесь я участвую в репетициях уличного перформанса Low Tech. Довольно трудно объяснить, о чем он. Думаю, о том, что людям нужно вернуться к своим корням, и прежде всего на физическом уровне. А по большому счету наш спектакль о мусоре — информационном, вещественном, который нас окружает и затрудняет естественное восприятие себя и мира.

Здесь, в театральной школе, важны не только занятия — хотя каждое дает очень много как для понимания театра вообще, так и с точки зрения конкретных актерских навыков. Большое значение имеет и сама обстановка, в которой мы находимся, люди, природа.

Маркус Рош, Великобритания

— Я работаю как театральный режиссер в Шотландии. Сюда я приехал, чтобы оказаться в непривычной среде и узнать и попробовать другой подход к театру. Режиссеру важно понимать не только свою часть профессии, но и чувствовать, что значит быть актером, поэтому я здесь.

Я ставлю как классические, так и современные пьесы. Но в любом случае главное для меня — рассказать историю так, чтобы она заставила зрителя задуматься о себе, своей собственной жизни. 

Я не провожу четкой границы между физическим и вербальным театром: так или иначе, инструмент актера — его тело. Так что порой мой текстовый театр будет выглядеть как физический, а в физическом — будет много текста. Мне, например, приходилось ставить хореографический спектакль — и  в нем было очень много текста.

Международная летняя театральная школа — образовательный проект Союза театральных деятелей. Первая школа была организована в 2007 году. Художественным руководителем проекта является Александр Калягин. Занятия в школе бесплатные, но принять участие в проекте можно лишь один раз. Трехнедельная программа включает мастер-классы выдающихся режиссеров и актеров, занятия сценической речью, актерским мастерством, сценическим движением и боем, фехтованием и акробатикой, а также лекции по истории русского и зарубежного театра и другим специальным дисциплинам. Итогом занятий становятся спектакли, которые со студентами ставят российские режиссеры.

Расписание спектаклей смотрите здесь