17180
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19823
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10370
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3237
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6543
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5686
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3444
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2533
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9979
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8143
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6304
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6782
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4513
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3458
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2732
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2664
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3381
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2465
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2482
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3821
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3352
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2435
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2104
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3752
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3736
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2468
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2504
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2856
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2696
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2535
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2713
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4913
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3533
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3214
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2700
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

О чем шепчут стены и грезит Надж

Чеховский театральный фестиваль покажет лучшие спектакли мира

Вспомнить детство вместе с дочкой и внуками Чарли Чаплина

 

Жан-Батист Тьере

Младшая дочь Чарли Чаплина Виктория придумала вместе со своим мужем Жаном-Батистом Тьере волшебную смесь цирка и театра, полную лиризма, юмора и любви к людям и актерству. Виктория — акробат, а Жан-Батист — клоун-иллюзионист, но прежде всего они — актеры, которые создают на сцене невероятные образы, заставляющие вспомнить детские сны и детское восприятие мира. Они погружают зрителей в странный, сказочный мир Зазеркалья. В спектаклях Виктории Тьере-Чаплин и ее мужа смешиваются Чарли Чаплин, Федерико Феллини, Сальвадор Дали. Муж и жена по очереди показывают свои смешные и печальные номера, которые складываются в единое целое. Тьере-Чаплин продолжила дело своего отца, следуя его творческим и жизненным заветам. Все это родители передали и своим детям — Джеймсу и Аурелии Чаплин, которые основали свои собственные театральные компании: «Компанию майского жука» и компанию «Маленькие часы». Чета Тьере-Чаплин колесит по миру со своей труппой уже более сорока лет. В Россию они впервые приехали со спектаклями своих детей: Виктория поставила для Аурелии спектакль-бенефис «Оратория Аурелии», о котором, например, газета Guardian написала «She does wonder wonderfully» («Она чудесно творит чудеса»).

Спектакль «Рауль»

Спектакли: на этот раз в Москву снова привезут один спектакль Джеймса Тьере — «Рауль» — которым откроется Чеховский фестиваль и спектакль компании Аурелии Тьере «Шепот стен», где она сама выступает в главной роли, а ее мать — режиссер.

В «Рауле» Джеймс Тьере на сцене практически один. Его персонаж приоткроет перед зрителем завесу своих прекрасных гротескных видений, где будут загадочные создания с множеством лапок, муляжные рыбы, слон и он сам. «Шепот стен» также погружает нас в поэтический внутренний мир персонажа. Героиня — наивная и всему изумляющаяся —  заставляет разговаривать стены, оживляет предметы. Она ведет ностальгический рассказ о прошлом.

Где: Театр им. Моссовета («Рауль»), Театр им. А.С. Пушкина («Шепот стен»)

Когда: 19, 20, 21, 23, 24, 25 мая («Рауль»), 3, 4, 5 июня («Шепот стен»)

Посмотреть, как самый известный хореографический коллектив Израиля танцует под Missy Elliott


Охад Наарин

Охад Наарин — израильский хореограф, внук выходцев из России, который сейчас руководит самым именитым хореографическим коллективом Израиля — Batsheva Dance Company. Самые важные постановки труппы были сделаны Наарином. Хореограф учился в США, работал у Мориса Бежара и Иржи Киллиана. Наарин дерзок и часто провокативен. Главный его принцип — отказ от деления искусства по религиозным, этническим или расовым признакам. Он утверждает, что границы между людьми — «…это просто макияж».

Спектакль Deca Dance

Спектакль: текст спектакля Deca Dance навеян писателем Чарльзом Буковски. Музыкальное сопровождение поражает своим постмодернистским разнообразием: оригинальная музыка Максима Варатта чередуется с композициями Антони Вивальди, The Beach Boys и Missy Elliott. В хореографии используется прием повтора и нарастающего построения балетных фраз и слов. Спектакль можно считать путеводителем по исполнительским и музыкальным вкусам Охада Наарина. Второй спектакль — Sadeh 21 вызвал самые восторженные отзывы критики.

Где: Театр им. Моссовета

Когда: 27, 28, 29 мая (Deca Dance), 31 мая, 1, 2 июня (Sadeh 21).

Попробовать провести границу между музыкальным и драматическим

Давид Мартон

Давид Мартон — режиссер молодой, но уже добившийся признания. Родился в Будапеште, учился в Академии музыки Ференца Листа и в Берлинском Университете искусств. Также прошел курс дирижирования и режиссуры музыкального театра в Академии музыки Ханса Эйслера в Берлине. В начале своей карьеры участвовал как музыкант в спектаклях знаменитых режиссеров (например, Кристофа Марталера). С 2003 года ставит собственные спектакли. Его работы стирают границу между музыкальным и вербальным театром. Определить, что такое театр Мартона действительно сложно: он создает ткань повествования из драматургических, прозаических и музыкальных текстов. Примеры его необычных, полифонических спектаклей — это «Этюд Лукулла» по Брехту и музыке Поля Дессау (2005), «Войцек» по пьесе Бюхнера и музыке Альбана Берга (2007), «Возвращение Одиссея» по тексту Гомера и по мотивам оперы Монтеверди (2011) и другие.

Спектакль «Небесная гармония»

Спектакль: «Небесная гармония» — музыкальный спектакль по роману Петера Эстерхази, поставленный Давидом Мартоном в австрийском «Бургтеатре». Как и всегда у Мартона, здесь смешано драматическое и музыкальное. За драматическую часть отвечает отличный актерский ансамбль, мир чувств передается с помощью музыки. Звучат Барток, Шуберт, Моцарт, Гайдн и другие, все аранжировано для ансамбля виртуозных исполнителей. Певица Елена Кульиц переходит от оперы к поп-музыке и джазу.

Где: Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

Когда: 31 мая, 1, 2 июня

Оценить постмодернистскую «Спящую красавицу»

Мэтью Боурн

Англичанин Мэтью Боурн — безоговорочная звезда в мире танца, провокатор и постоянный участник Чеховского фестиваля. В Москве показывали и его «Пьесу без слов», основанную на фильме «Слуга», и скандальное «Лебединое озеро», где все роли исполняют мужчины,  и «Дориана Грея», и «Золушку». Боурн всегда переосмысляет и меняет знакомые сюжеты. В его Car Man (пишется раздельно, потому что герой — автомеханик) вместо роковой красавицы Кармен — роковой мужчина. Действие «Золушки» перенесено в Лондон 1941го года, когда его бомбят немцы, а знаменитый бал происходит в ночном клубе. Для Боурна в постановке важен психологизм и соответствие духу времени, в котором оказываются его герои. Боурн никогда не учился классическому танцу, и предрассудков по поводу того, кого он берет в свою компанию New Adventures, у него нет: это и классические, и современные танцоры, и драматические актеры. Боурн — кавалер ордена Британской империи, обладатедь множества премий. Ставит не только классические балеты, но и мюзиклы («Моя прекрасная леди», «Мэри Поппинс» и другие).

Спектакль «Спящая красавица»

Спектакль: «Спящая красавица» — третье (после «Щелкунчика» 1992 года и «Лебединого озера» 1995 года) обращение Мэтью Боурна к Чайковскому. Это последняя работа хореографа — премьера прошла в декабре 2012 года и была посвящена 25-летию его компании New Adventures. Действие версии Боурна начинается в 1890 году, когда, кстати, «Спящая красавица» была впервые поставлена в Петербурге. Потом героиня попадает в Эдвардианскую эпоху, а просыпается — в наши дни.

Где: Театр им. Моссовета

Когда: 12, 13, 14, 15 (13.00, 19.00), 16 (13.00, 19.00) июня

Совместить пессимизм с юмором

Андреас Кригенбург

Успешный немецкий режиссер-самоучка Андреас Кригенбург начинал карьеру с работы плотника-макетчика в Магдебургском театре, куда он пришел в 1982 году. Два года спустя он перешел в Театр Герхарта Гауптмана в городе Циттау, уже в качестве помощника режиссера. И в этом же году состоялся его собственный режиссерский дебют — спектакль «Красная Шапочка» по одноименной пьесе Евгения Шварца. В 1989-м он выпускает сразу две собственных постановки по Стриндбергу и Тролле в Kleist Theatre во Франкфурте-на-Одере. В 1991 году Кригенбурга приглашают в знаменитый берлинский «Фольксбюне», где он с успехом ставит «Войцека» Бюхнера — спектакль, который заставляет говорить о нем публику и критиков. Причем преимущество с раздражением — как о выскочке с востока, ниспровергателе основ и дерзком насмешнике. Впрочем, деконструкция, отсутствие  линейного повествования, бешеная экспрессия — все то, что характеризует театр Франка Касторфа, чьим последователем  и протеже считали Кригенбурга, очень быстро уходит из его спектаклей. Его театр меланхоличен, размерен и удивительным образом сочетает пессимизм с жизнеутверждающим юмором. С 2006 года режиссер много работает в опере. Среди прочих, на его счету «Орфей и Эвридика» Глюка, «Индоменей» Моцарта, «Войцек» Берга, «Отелло» Верди.

Спектакль «Процесс»

Спектакль: на фестивале покажут спектакль «Процесс» в исполнении артистов мюнхенского Театра Каммершпиле, одной из лучших немецких и европейских трупп. Персонажи абсурдны и трогательны, а их сюрреалистичный мир (что выражается в том числе в специфической актерской пластике и хореографии спектакля) невероятно притягателен в своей абсурдности. Здесь все двоится, дробится, перетекает из одного состояния в другое и одновременно возвращается к исходной точке: сцена, то и дело переворачиваясь, сбрасывает с себя актеров.

Где: Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

Когда: 14, 15, 16 июня

Увидеть танцевальные импровизации о Японии

Жозеф Надж

Жозеф Надж — человек мира: родился в венгероязычной семье в Югославии, учился в Будапеште, в 1980-м переехал в Париж. Многочисленны и его интересы и таланты: он окончил художественное училище по классу графики;  брал уроки боевых искусств, борьбы, сценического движения и актерского мастерства; учился даже в Международной школе пантомимы Марселя Марсо. Занимался тай-чи, буто, открыл для себя современный танец. Известен и как художник: проходят его выставки фотографий, картин, скульптур, графики. Организовал собственную компанию JEL, где создал 19 спектаклей. С 1995 года возглавляет Национальный хореографический центр в Орлеане. Среди его постановок «Войцек», «Ветер в мешке», «Полуночники»,  «Время отступления», «Дневник незнакомца» — всего около тридцати названий.  Многие его спектакли показывали в России.

Жозеф Надж ставит спектакли трагические, символические, наполненные тоской по гармонии. Они совмещают поэтичность и чувствительность с рациональностью и попадают в самое сердце зрителей. Надж рассказывает и о себе, и обо всех нас, и о времени, в котором мы живем.

Спектакль Sho-bo-gen-zo

Спектакль: В Sho-bo-gen-zo показана Япония — такой, какой ее видит в мечтах сам Надж. Два танцовщика изображают самурая и традиционно воспитанную молодую японку. Танцуют Надж и его давняя партнерша Сесиль Луайе. Танец основан на импровизации: ведь музыкальное сопровождение обеспечивают два джазовых исполнителя.

Где: Театр им. А.С. Пушкина

Когда: 18, 19, 20, 21 июня

Увидеть постановки мэтров танца XXI века

Иржи Килиан

Иржи Килиан — один из главных современных хореографов. Начал заниматься танцем в Чехословакии, откуда он родом. Также учился в Пражской Консерватории и Королевской балетной школе в Лондоне. Англию покинул  в 1968-м ради работы в Штутгартском балете, одной из самых значимых европейских трупп, где он дебютировал как хореограф.

Восемь лет спустя он становится художественным руководителем «Нидерландского театра танца» (NDT). Впоследствии основывает «Нидерландский театра танца» II и III: первый — для молодых танцовщиков, второй — для артистов старше сорока лет. Все три структуры уникальны в мире танца. В 1999 году Килиан оставил художественное руководство, но сотрудничал с труппой в качестве хореографа до 2009 года. Иржи Килиан создал около ста постановок, получил множество престижных премий.

Неоклассические постановки Иржи Килиана —  это, как правило, бессюжетные, атмосферно-настроенческие зарисовки, квинтэссенция единства музыки и движения. Он тяготеет к абстракции и сюрреалистическим образам. По его собственному признанию, непрямое, но сильное влияние на его стиль оказали традиционные танцы австралийских племен, которые он впервые увидел в начале 80-х.

Уильям Форсайт

Имя американца Уильяма Форсайта — почти синоним танца XXI века. Его называют «антихристом балета». Он не только реформировал неоклассический балет, но и разработал новые подходы к изучению, описанию и преподаванию искусства танца. В течение двадцати лет Форсайт возглавлял Франкфуртский балет, а после его закрытия в 2004 создал собственную труппу Forsythe Company. В начале своей карьеры в Нью-Йорке — еще в качестве танцовщика — он испытывал влияние главного неоклассика XX века Джорджа Баланчина (то есть отчасти русской балетной традиции). Уже много лет Форсайт живет и работает в Германии — добавьте сюда Пину Бауш и немецкую школу. Его собственная теория танца вдохновлена венгром Рудольфом Лабаном. Его концептуальные идеи питаются французским постструктурализмом. Хореография Форсайта неоднородна и при этом мгновенно узнаваема. Пожалуй, самым верным и емким определением его стиля будут собственные слова Форсайта: «Я не перестаю испытывать на прочность само понятие хореографии».

Матс Эк

Начав карьеру как танцовщик, швед Матс Эк впоследствии увлекся драмой и между 1966 1973 годами даже возглавлял Театр марионеток и Королевский драматический театр. Впрочем, вскоре Эк вернулся в балет. Свои первые хореографии он создает в театре Cullberg Ballet, в том числе «Дом Бернанды», которая приносит ему известность в мире. Сегодня ни одна именитая балетная труппа не обходится без постановки Эка. Его танцуют в Парижской Опере, Метрополитен Опера, в Ла Скала. Один из самых известных его балетов — эпатирующая, радикальная «Жизель» 1982 года, где он безжалостно расправляется с классическими канонами, — сегодня уже классика современной хореографии.

Сильви Гиллем в спектакле «За 6000 миль»

Спектакль: «За 6000 миль» — трилогия одноактных балетов «27'52''» (Килиан), Rearray (Форсайт) и Bye (Эк).

В «27’52”» Иржи Килиан вовлекает зрителя в игру в прятки и постоянной смены ролей. Название отсылает к длительности спектакля — ровно 27 минут 52 секунды. Сложный хореографический рисунок постоянно развивается, танцовщики то и дело балансируют на грани разных стилей, а сам спектакль — между реальным и потусторонним миром.

Форсайтовский Rearray — блестящий дуэт Сильви Гиллем и ее партнера по Парижской опере Николя ле Риша. Великолепная француженка Гиллем — любимая танцовщица Форсайта, именно под нее созданы многие из его балетов. Она же исполняет хореографию Bye Матса Эка на музыку Бетховена. Bye — абсолютная противоположность предельно техничному, немного отстраненному балету Форсайта.

Где: Театр им. Моссовета

Когда: 19, 20, 22, 23, 24, 25 июня

Испытать гамму эмоций от спектакля канадского гения

Робер Лепаж

Канадец Робер Лепаж — одно из самых громких имен на мировой театральной сцене —  получил премию «Станиславский» еще до того, как хотя бы один из его спектаклей доехал до России. Его первый приезд в Москву в 2007 стал масштабным событием: на Чеховском фестивале прошла его ретроспектива, где было показано целых четыре спектакля. Такой размах удивил знающих людей: Лепаж — один из самых дорогостоящих гастролеров в мире.

Лепажа многие называют возрожденческой личностью: ведь он еще и кинорежиссер, и актер, который ставит моноспектакли с собой в главной роли, он пишет, рисует — можно продолжать бесконечно. Его спектакли наполнены лиризмом. Но в то же время они ироничны и трезвы, а также эпичны: канадец соединяет множество линий, сюжетных ходов как, например, в спектаклях «Проект Андерсен» и «Трилогия драконов». Он любит современные театральные технологии и сложную машинерию. Один из лучших спектаклей Лепажа — «Обратная сторона Луны» — был продублирован его одноименным фильмом, который показали в одной из программ Берлинского фестиваля. Картина получила приз ФИПРЕССИ.

«Обратная сторона Луны» — моноспектакль, где сам Лепаж играет все роли. В этом спектакле рассказана история соперничества США и СССР за освоение космического пространства и одновременно — история двух братьев, один из которых — трогательный неудачник, романтик (по всей видимости, альтер эго самого режиссера), а второй — рационалист, прагматик. Два измерения спектакля: и на сюжетном уровне, и на уровне интонации и масштаба, вообще характерны для творчества Лепажа. Режиссер стал постоянным участником Чеховского фестиваля. Два года назад зрители восхищались его полудраматической-полутанцевальной постановкой «Эоннагата», не похожей на другие работы мастера. Одну из главных ролей в ней исполнила Сильви Гиллем — которой, впрочем, танцевать здесь особенно не давали.

Спектакль «Карты I: Пики»

Спектакль: «Карты I: Пики» квебекской компании Лепажа Ex Machina рассказывают серию связанных между собой историй о людях, которые находятся в Лас-Вегасе в 2003 году, когда Америка собирается вторгнуться в Ирак. В спектакле война представлена в виде сцен в тренировочном центре американских войск. Это первая часть трилогии, которую хочет сделать Лепаж. Каждый из шести актеров играет множество ролей.

Где: Цирк Никулина на Цветном бульваре

Когда:  25, 26, 27, 28, 29, 30 июня

Погрузиться в культуру Португалии

 

Рикарду Пайш

Рикарду Пайш учился в Лондоне, получил диплом режиссера в 1971 году. Преподавал в Высшей школе театра и кино Политехнического института Лиссабона. С 1995 по 2000 год был директором Национального театра Сау Жуау в городе Порту, к чему вернулся в 2002 году. Пайша называют «постановщиком музыки», которая служит для него неисчерпаемым источником сценических образов. При этом литература, прежде всего португальская, всегда оставалась смысловым центром его творчества. Впрочем, среди полусотни его постановок значатся и «Два палача» француза испанского происхождения Фернандо Аррабаля, «Любовь Дона Перлимплина» Гарсия Лорки, «Мандрагора» Никколо Макиавелли, а также шекспировские «Двенадцатая ночь» и «Гамлет». К «чистому» же музыкальному жанру можно отнести его спектакль «Фадо» и оперу Бриттена «Поворот винта».

Спектакль «Тени»

Спектакль: Впервые участником Чеховского фестиваля станет спектакль из Португалии. Национальный театр Сау-Жуау покажет спектакль «Тени». Эту постановку, которая сочетает в себе танец, музыку, разговорный жанр и видеоарт, критика восторженно признала «чудом театрального искусства». Пайш в интервью сказал, что не следует считать «Тени» спектаклем, который только рефлексирует над национальным португальским характером. Спектакль универсален. Тем не менее зрители смогут погрузиться в культуру Португалии с ее переходами от печального фадо к радостному фанданго, от любви — к смерти. В то же время «Тени» отсылают к прежним работам самого Пайша, которые он заново осмысляет и интерпретирует.

Где: Театр им. Моссовета

Когда: 4, 5, 6 июля