— Вы и ваша труппа занимаете активную социальную и политическую позицию, в том числе в вопросе распространения ВИЧ и СПИДа. Как эти темы находят отражение в танце?
— Для нас тема ВИЧ — не медицинская. Обращаясь к этой проблеме, мы исследуем человеческое в человеке: что это значит — быть человеком? Присутствие ВИЧ в жизни конкретного человека открывает ему «правду» о самом себе. Он обнажает фасады, выводит на поверхность все, что скрывалось глубоко внутри. Чувства потери, скорби, ревности одинаковы для ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательных. Как, впрочем, и для людей с любыми другими болезнями или психологическими травмами. Нас интересуют человеческие отношения их оттенки и интенсивность.
— В ваших постановках есть сюжет или это абстрактная хореография?
— Думаю, это своего рода ирреальный, похожий на сон поток сознания. Это не линейное повествование, как завтрак-обед-ужин. В то же время отношения между людьми в моих постановках динамичны — они зарождаются, развиваются, распадаются.
Южноафриканский хореограф Пи-Джей Саббаха один из основателей компании современного танца The Forgotten Angle Theatre Collaborative, широко известной социальной тематикой своих постановок. Саббаха также является художественным руководителем фестиваля искусств против ВИЧ и СПИДа When Life Happens: HIV and AIDS Arts and Culture Festival. Хореограф был номинирован на престижную танцевальную премию Daimler Chrysler Award. Его спектакли участвуют в фестивалях современного танца в Африке и Европе. В 2009 году состоялась премьера спектакля Zebra, копродукции «Диалог Данс» и The Forgotten Angle Theatre Collaborative. Эта постановка исследует хрупкие, недолговечные отношения в мире, где доминируют мужчины и мужские ценности.
— Вашу труппу называют ведущим голосом протестного театра в ЮАР. В чем это выражается? Вы занимаетесь какой-то политической деятельностью?
— Главным образом мы выражаем свою позицию через творчество. В то же время мы работаем и на других уровнях. Мы часто инициируем какие-то программы или проекты, объединяющие близких по духу и мировоззрению художников или активистов для лоббирования изменений в художественном сообществе и в обществе в целом.
— В одном из интервью вы сказали, что сегодня в ЮАР молодые люди «научились вести диалог, не затрагивая расовый вопрос». Означает ли это, что общество стало более толерантным, преодолело расизм? Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для Южной Африки?
— Думаю, все зависит от места человека в общественной иерархии. Многие люди по-прежнему сталкиваются с расизмом. Сегодня вопросы расы, разницы культур, национальности, гендерного равноправия, сексуальности, бедности, безработицы все так же волнуют и разделяют общество. Люди вынуждены элементарно бороться за выживание и достойный условия жизни. В стране зашкаливает уровень изнасилований, случаев насилия в отношении женщин и детей. Далеко не все серьезные проблемы страны связаны с расизмом, но часто он становится фасадом, за которым они скрываются.
— От чего вы отталкиваетесь, когда придумываете танец: от музыки, эмоций, психофизики конкретных артистов?
— По-разному. Зачастую я иду от темы и начинаю вокруг нее выстраивать психологию отношений. Музыка для меня очень сильное художественное средство, но не она ведет за собой произведение. Мне более интересны возможности человеческого тела и личности танцовщиков каждый из которых по-своему перерабатывает первоначальный замысел.
— У вас есть собственная танцевальная техника? Что представляет собой ваш метод?
— Не думаю, что у меня какая-то особая техника. Можно, наверное, говорить об особом качестве танца. Скорее уникален подход к работе. Что касается физической составляющей хореографии, сегодня в современном танце, пожалуй, ни у кого нет собственной техники. Все так или иначе используют разработки прошлых лет, отталкиваются от модели «стимул-реакция» во взаимодействии танцовщиков. Уникальность каждого хореографа — в способе визуализации, представления своих идей, взгляде на мир. Хотя, думаю, что для российской публики современный южноафриканский танец будет все-таки довольно непривычным, экзотическим зрелищем. У него есть своя специфика, свой дух, отличный от того, что можно видеть в других странах.
— Этот дух — из традиционных африканских танцев?
— Да, безусловно, традиционные танцевальные формы нашли отражение в современном танце — насыщенности и страстности движения, особенностях ритмического рисунка. Соединение традиционных и современных форма танца — общая тенденция в ЮАР. Впрочем, в моей хореографии она не выражена.
— Может ли человек, не родившийся и не выросший в Африке, проникнуться этим духом, танцевать так, как африканцы?
— Я уверен, что каждый из нас способен понять и освоить чужую культуру. Просто для этого нужно время и главное — искрение желание, открытость чему-то новому.
—Какое место танец занимает среди других форм современного искусства в Южной Африке?
— В мире есть большой интерес к современному африканскому танцу, особенно во Франции и Германии, но в самой ЮАР он привлекает гораздо меньше внимания. Хотя я лично убежден, что современный танец — мощнейший источник развития искусства в целом, сейчас у нас на подъеме прежде всего визуальные искусства, графический дизайн и музыка.
Диверсификация
Первый международный фестиваль дуэтов современного танца «Диверсия» был организован компанией «Диалог Данс» и прошел в Костроме в 2007 году. Его задача — не только представить оригинальные дуэтные постановки, но и показать многообразие и неоднородность современного танца, который часто включает в себя элементы невербального театра и перформанса. Программа фестиваля ежегодно составляется его директорами и хореографами «Диалог Данс» Иваном Естегнеевым и Евгением Кулагиным. В этом году в Гоголь-центре будут представлены лучшие спектакли, в разные годы показанные на фестивале.
В программе — постановки и копродукции итальянских компаний Вирджилио Сиени и Zerogrammi, российской «Диалог Данс», чешской VerTe Dance Company и южноафриканской труппы Forgotten Angle Theatre Collaborative.
— Расскажите о спектакле Back, который будет показан на фестивале «Диверсия» в Москве.
— Изначально он был создан для двух женщин. Через какое-то время мы восстановили спектакль, но уже с танцовщиками-мужчинами. Он об эфемерности момента, о том, что значит жить настоящим в настоящем, о мимолетности воспоминаний, прикосновения, физического контакта. Это очень деликатное исследование переменчивости отношений — о том, как моменты счастья сменяются полнейшим опустошением.
— Как вы работаете со сценическим пространством?
—Пространство, время, звук, изображение — все это элементы спектакля, дополняющие физическое движение, необходимые для создания образа и передачи идеи. Так, в спектакле Back двое прекрасных африканских мужчин, атлетичных и сильных, исполняют современную, невероятно сложную современную хореографию под классическую музыку Вивальди. Действие разворачивается на зеркальном полу, отражения танцовщиков тоже становятся его участниками. То есть это размышление о том, как наши отражения друг в друге вновь находят отражение внутри нас.
— Чувствуете ли вы, что ваше искусство, ваш танец что-то меняет если не в обществе в целом, то как минимум в головах?
— Все, на что мы можем рассчитывать, — это изменения в представлениях наших зрителей и наших собственных. Надеюсь, что постепенно накапливается какая-то критическая масса, и эти изменения находят выход во внешней среде. Но в принципе, изменения — вещь очень медленная. Мы можем сегодня и не замечать, что оказываем влияние на публику, но через два года вдруг неожиданно видим эффект и осознаем, что вопросы, которые ставились пару лет назад, не повисли в воздухе. Разумеется, мы не изменим общество — мы не настолько сильны — но мы абсолютно точно можем оказывать влияние на жизнь.
Спектакль Back будет показан на большой сцене Гоголь-центра 16 и 17 марта в 20.00.
Программа фестиваля «Диверсия-2013»
13, 14 марта
«Piece a Vivre» — копродукция Atelier de Paris Carolyn Carlson и арт-площадки «Станция» (Кострома) при поддержке Gare numérique (Jemount)
«I Solo Ment» — WArd/waRD Company (Нидерланды)
15 марта
De Anima — компания Вирджилио Сиени (Италия)
«Страна Проживания» — копродукция арт-площадки «Станция» и проекта «Платформа»
16 марта
Punto Di Fuga (Точка схода) — копродукция «Диалог Данс» и cie Zerogrammi (Россия—Италия)
Back — Forgotten Angle Theatre Collaborative (ЮАР)
17 марта
«Сквозь бутылочное горлышко» — VerTe Dance Company (Чехия)
Back — Forgotten Angle Theatre Collaborative (ЮАР)