17325
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
20065
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10525
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3283
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6633
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5768
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3484
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2564
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10094
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8256
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6384
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6862
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4568
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3510
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2763
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2695
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3438
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2499
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2516
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3858
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3393
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2452
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2118
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3801
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3779
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2501
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2535
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2895
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2730
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2567
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2746
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4972
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3578
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3256
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2737
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
16:11 11/03/2013 Инна Логунова 0 31

Станцевать жизнь с ВИЧ

Международный фестиваль дуэтов современного танца «Диверсия» покажет лучшие спектакли за свою историю

Christo Doherty

— Вы и ваша труппа занимаете активную социальную и политическую позицию, в том числе в вопросе распространения ВИЧ и СПИДа. Как эти темы находят отражение в танце?

— Для нас тема ВИЧ — не медицинская. Обращаясь к этой проблеме, мы исследуем человеческое в человеке: что это значит — быть человеком? Присутствие ВИЧ в жизни конкретного человека открывает ему «правду» о самом себе. Он обнажает фасады, выводит на поверхность все, что скрывалось глубоко внутри. Чувства потери, скорби, ревности одинаковы для ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательных. Как, впрочем, и для людей с любыми другими болезнями или психологическими травмами. Нас интересуют человеческие отношения их оттенки и интенсивность.

— В ваших постановках есть сюжет или это абстрактная хореография?

— Думаю, это своего рода ирреальный, похожий на сон поток сознания. Это не линейное повествование, как завтрак-обед-ужин. В то же время отношения  между людьми в моих постановках динамичны — они зарождаются, развиваются, распадаются.

Южноафриканский хореограф Пи-Джей Саббаха один из основателей компании современного танца The Forgotten Angle Theatre Collaborative, широко известной социальной тематикой своих постановок. Саббаха также является художественным руководителем фестиваля искусств против ВИЧ и СПИДа When Life Happens: HIV and AIDS Arts and Culture Festival. Хореограф был номинирован на престижную танцевальную премию Daimler Chrysler Award. Его спектакли участвуют в фестивалях современного танца в Африке и Европе. В 2009 году состоялась премьера спектакля Zebra, копродукции «Диалог Данс» и  The Forgotten Angle Theatre Collaborative. Эта постановка исследует хрупкие, недолговечные отношения в мире, где доминируют мужчины и мужские ценности.

— Вашу труппу называют ведущим голосом протестного театра в ЮАР. В чем это выражается? Вы занимаетесь какой-то политической деятельностью?

— Главным образом мы выражаем свою позицию через творчество. В то же время мы работаем и на других уровнях. Мы часто инициируем какие-то программы или проекты, объединяющие близких по духу и мировоззрению художников или активистов для лоббирования изменений в художественном сообществе и в обществе в целом.

— В одном из интервью вы сказали, что сегодня в ЮАР молодые люди «научились вести диалог, не затрагивая расовый вопрос». Означает ли это, что общество стало более толерантным, преодолело расизм? Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для Южной Африки?

— Думаю, все зависит от места человека в общественной иерархии. Многие люди по-прежнему сталкиваются с расизмом. Сегодня вопросы расы, разницы культур, национальности, гендерного равноправия, сексуальности, бедности, безработицы все так же волнуют и разделяют общество. Люди вынуждены элементарно бороться за выживание и достойный условия жизни. В стране зашкаливает уровень изнасилований, случаев насилия в отношении женщин и детей. Далеко не все серьезные проблемы страны связаны с расизмом, но часто он становится фасадом, за которым они скрываются.

Фрагмент спектакля «Гамлет»

— От чего вы отталкиваетесь, когда придумываете танец: от музыки, эмоций, психофизики конкретных артистов?

— По-разному. Зачастую я иду от темы и начинаю вокруг нее выстраивать психологию отношений. Музыка для меня очень сильное художественное средство, но не она ведет за собой произведение. Мне более интересны возможности человеческого тела и личности танцовщиков каждый из которых по-своему перерабатывает первоначальный замысел.

— У вас есть собственная танцевальная техника? Что представляет собой ваш метод?

— Не думаю, что у меня какая-то особая техника. Можно, наверное, говорить об особом качестве танца. Скорее уникален подход к работе. Что касается физической составляющей хореографии, сегодня в современном танце, пожалуй, ни у кого нет собственной техники. Все так или иначе используют разработки прошлых лет, отталкиваются от модели «стимул-реакция» во взаимодействии танцовщиков. Уникальность каждого хореографа — в способе визуализации, представления своих идей, взгляде на мир. Хотя, думаю, что для российской публики современный южноафриканский танец будет все-таки довольно непривычным, экзотическим зрелищем. У него есть своя специфика, свой дух, отличный от того, что можно видеть в других странах.

— Этот дух — из традиционных африканских танцев?

— Да, безусловно, традиционные танцевальные формы нашли отражение в современном танце — насыщенности и страстности движения, особенностях ритмического рисунка. Соединение традиционных и современных форма танца — общая тенденция в ЮАР. Впрочем, в моей хореографии она не выражена. 

zebra Ivan Estegneev and Ivan Teme

— Может ли человек, не родившийся и не выросший в Африке, проникнуться этим духом, танцевать так, как африканцы?

— Я уверен, что каждый из нас способен понять и освоить чужую культуру. Просто для этого нужно время и главное — искрение желание, открытость чему-то новому.

—Какое место танец занимает среди других форм современного искусства в Южной Африке?

— В мире есть большой интерес к современному африканскому танцу, особенно во Франции и Германии, но в самой ЮАР он привлекает гораздо меньше внимания. Хотя я лично убежден, что современный танец — мощнейший источник развития искусства в целом, сейчас у нас на подъеме прежде всего визуальные искусства, графический дизайн и музыка.

Диверсификация

Первый международный фестиваль дуэтов современного танца «Диверсия» был организован компанией «Диалог Данс» и прошел в Костроме в 2007 году. Его задача — не только представить оригинальные дуэтные постановки, но и показать многообразие и неоднородность современного танца, который часто включает в себя элементы невербального театра и перформанса. Программа фестиваля ежегодно составляется его директорами и хореографами «Диалог Данс» Иваном Естегнеевым и Евгением Кулагиным. В этом году в Гоголь-центре будут представлены лучшие спектакли, в разные годы показанные на фестивале.
В программе — постановки и копродукции итальянских компаний Вирджилио Сиени и Zerogrammi, российской «Диалог Данс», чешской VerTe Dance Company и южноафриканской труппы Forgotten Angle Theatre Collaborative.

— Расскажите о спектакле Back, который будет показан на фестивале «Диверсия» в Москве.

— Изначально он был создан для двух женщин. Через какое-то время мы восстановили спектакль, но уже с танцовщиками-мужчинами. Он об эфемерности момента, о том, что значит жить настоящим в настоящем, о мимолетности воспоминаний, прикосновения, физического контакта. Это очень деликатное исследование переменчивости отношений — о том, как моменты счастья сменяются полнейшим опустошением.

Фрагмент спектакля One Night Stand

— Как вы работаете со сценическим пространством?

—Пространство, время, звук, изображение — все это элементы спектакля, дополняющие физическое движение, необходимые для создания образа и передачи идеи. Так, в спектакле Back двое прекрасных африканских мужчин, атлетичных и сильных, исполняют современную, невероятно сложную современную хореографию под классическую музыку Вивальди. Действие разворачивается на зеркальном полу, отражения танцовщиков тоже становятся его участниками. То есть это размышление о том, как наши отражения друг в друге вновь находят отражение внутри нас.

— Чувствуете ли вы, что ваше искусство, ваш танец что-то меняет если не в обществе в целом, то как минимум в головах?

— Все, на что мы можем рассчитывать, — это изменения в представлениях наших зрителей и наших собственных. Надеюсь, что постепенно накапливается какая-то критическая масса, и эти изменения находят выход во внешней среде. Но в принципе, изменения — вещь очень медленная. Мы можем сегодня и не замечать, что оказываем влияние на публику, но через два года вдруг неожиданно видим эффект и осознаем, что вопросы, которые ставились пару лет назад, не повисли в воздухе. Разумеется, мы не изменим общество — мы не настолько сильны — но мы абсолютно точно можем оказывать влияние на жизнь.

Спектакль Back будет показан на большой сцене Гоголь-центра 16 и 17 марта в 20.00.


Программа фестиваля «Диверсия-2013»

13, 14 марта
«Piece a Vivre» — копродукция Atelier de Paris Carolyn Carlson и арт-площадки «Станция» (Кострома) при поддержке  Gare numérique (Jemount) 
«I Solo Ment» — WArd/waRD Company (Нидерланды)

15 марта
De Anima — компания Вирджилио Сиени (Италия)
«Страна Проживания» — копродукция арт-площадки «Станция» и проекта «Платформа»

16 марта
Punto Di Fuga (Точка схода) — копродукция «Диалог Данс» и cie Zerogrammi (Россия—Италия)
Back — Forgotten Angle Theatre Collaborative (ЮАР)

17 марта
«Сквозь бутылочное горлышко» — VerTe Dance Company (Чехия)
Back — Forgotten Angle Theatre Collaborative (ЮАР)