— Расскажите о спектакле «Заполнение пробелов», который вы покажете в Москве.
— Это наш новый уличный спектакль. Действие происходит в шести морских контейнерах. Каждый из них заполняется разным содержанием. Все персонажи находятся внутри этих контейнеров и каким-то образом между собой взаимодействуют. Это история о пожилом поэте. Или даже не поэте — может, просто романтике, чья жизнь проходит как раз перед этими контейнерами.
— А какие пробелы заполняет этот спектакль?
— Ну я не буду рассказывать. Вы, как журналист, можете и сами напридумывать. И вообще, у нас большое количество пробелов, которые неплохо было бы чем-то заполнить.
— В мире, вы хотите сказать?
— В мире — это как-то глобально, это ни о чем. У каждого человека есть пробелы, которые было бы хорошо заполнить.
— От чего вы отталкиваетесь, создавая свои спектакли?
— Например, в этом спектакле мы отталкивались отчасти от сценографии. Если у нас есть эти контейнеры, достаточно замкнутое пространство, в нем находятся персонажи. То есть, с одной стороны, это форма. С другой стороны, конечно, от смысла — что мы хотим сказать этим спектаклем, зачем мы это делаем? Накидываются идеи, лучшие проверяются. Смотрим, как можно их сделать более выразительными, понятными, интересными.
Максим Исаев родился в 1965 году в Ленинграде. Окончил ЛХУ им. Серова. В 1989 г. вместе с В. Васильевым и П. Семченко создал театр «АХЕ», где выступает в роли актера, режиссера и драматурга.
— Какую роль играет текст? Он в ваших спектаклях проявляется по-разному: то как звучащая речь, то как начертанный на поверхности объект — например в «Господине Кармен».
— В текстовом спектакле — он, естественно, важен, поскольку он пронизывает весь спектакль. Собственно, с его помощью рассказывается сюжет. В нетекстовом — текст важен как повод для толчка, для создания спектакля. Может быть и наоборот: в конце текст несколькими фразами вербализирует основную мысль, выраженную действием. Скажем, «Заполнение пробелов» — нетекстовой спектакль, но в финале в нем все равно звучат слова, которые, собственно, собирают всю историю в единое целое.
— Борис Понизовский, из театра которого вышел «АХЕ», говорил, что для него важна антилитературность, что режиссер должен бороться с литературной культурой театра. Для вас это тоже важно?
— Борис был очень сложносочиненным человеком. Несмотря на то, что он говорил, что борется с литературой, он был насквозь ей пронизан. И все размышления о драматургии у него, опять-таки строились на литературе. Конечно, как любитель парадоксов Борис Юрьевич мог сказать такую фразу, но на самом деле это было не совсем так. Я не очень хорошо понимаю, что такое антилитературность. Если вы мне объясните, что это такое, я, может, отвечу на вопрос.
— В моем понимании это сознательная оторванность от повествовательности и законов, по которым выстраивается художественное произведение.
— Можно отделить литературу и драматургию. Последняя может рождаться вне текста — за счет действия, насыщенности, за счет заполнения пробелов. Не может быть театрального произведения, сделанного вне драматургии. Хотя нет, может быть, но нам это неинтересно. Поэтому с одной стороны, мы можем сказать, что мы занимаемся внелитературным театром. С другой стороны — как нам кажется — все наши произведения достаточно драматургичны.
— Какова роль зрителя в ваших спектаклях? Он наблюдатель или участник?
— Вообще театр возникает только тогда, когда зритель смотрит спектакль. У нас они разные. Некоторые в достаточной мере интерактивны, зритель в них вовлекается в действие, и в зависимости от его реакции и поведения даже меняется сюжет. Другие спектакли более герметичны и не предполагают вовлечения зрителя как участника. Но любая постановка предполагает внимание зрителя, его интерес.
— В этом году вы участвовали в театральном фестивале «Фриндж» в Эдинбурге. Какие спектакли заинтересовали?
— Мы много чего посмотрели. Так получилось, что я видел много польских театров — поскольку мне вообще интересен польский театр, в том числе уличный. Что могу выделить? Последний раз мы там были в 2003 году со спектаклем «Белая кабина», который тогда получил премии Fringe First и Total Theatre Award (вручаются за самые интересные находки в развитии языка современного театра. — «МН»). С тех пор в Эдинбурге очень изменился тренд зрительского внимания. Сегодня максимально востребованы стендап-комедии и спектакли, требующие наименьшей душевной работы от зрителя. Сильно влияние развлекательности, масс-медиа, телевидения.
— Это европейская тенденция?
— Не знаю, сложно сказать о европейской тенденции. С другой стороны, Эдинбург — это срез европейского зрительского внимания и внимания критиков. Так что, возможно, это общеевропейская тенденция, не только британская.
— Вам как режиссеру, человеку, который делает театр, нужно на такие изменения реагировать?
— Нет. Мы как раз должны противопоставлять этой развлекательности более сложные, изощренные постановки. Это вызов, его нужно принять, не идти на поводу, сказав, что теперь мы будем делать комиксы. Хотя комиксы тоже могут быть сложными и интересными.
Спектакль «Заполнение пробелов» будет показан 22 и 23 сентября в 19.00 в парке «Музеон». Дополнительная информация на сайте www.seasons-project.ru
О театре
Группа «АХЕ» был основана в 1989 году Максимом Исаевым, Павлом Семченко и Вадимом Васильевым, которые в то время являлись участниками авангардного театра «ДА-НЕТ» Бориса Понизовского. Они снимают кино, участвуют в вернисажах, создают перформансы, близкие к ритуалам и инициациям. В середине 90-х годов коллектив покидает Вадим Васильев, а оставшиеся Павел Семченко и Максим Исаев начинают все больше использовать театральные законы и пространство. В 1999 году появляется Русский Инженерный Театр «АХЕ».