Создатели спектакля — композитор Андрей Семенов, либреттист Владислав Старчевский и режиссер Александр Горбань — называют свою постановку опереттомюзиклом. В неизбежной войне жанров внутри гибрида победила оперетта — с ее неторопливостью и репризностью. Впрочем, кажется, что на премьеру, поддерживаемую «Черешневым лесом», пришли в основном не юные фанаты мюзиклов и даже не привычные для оперетты провинциальные дамы средних лет, а совсем старшее поколение, те зрители, что ориентировались на название и, быть может, посещали в свое время первые московские показы знаменитого фильма с Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой.
Сюжет по сравнению с фильмом 1952 года не претерпел революционных изменений — обитающий в XVIII веке бравый французский парень вербуется в солдаты; причин две — во-первых, надо было спастись от гнева некоего папаши, с чьей дочкой герой весело провел время, во-вторых, подвернувшаяся гадалка предсказала ему генеральскую карьеру и женитьбу на дочери короля. Гадалка вообще-то работает на вербовщика (в фильме она его дочь) и так заманила под королевские знамена уже не одного простофилю, но Фанфан верит в свою судьбу и оказывается прав. В нашем Театре оперетты история несколько потеряла в темпе (три с лишним часа вместо 104 минут фильма), приобрела несколько не слишком удачных шуток и рассыпалась на дивертисмент, состоящий из отдельных номеров — порой довольно симпатичных, порой достаточно тривиальных.
Что в спектакле безусловно хорошо? Многие актерские работы. Совершенно замечателен Юрий Веденеев — Король: вальяжный, слегка вздорный и добродушный, как и положено уважаемому монарху. Его выходы — выходы опереточного премьера, с сыгранной реакцией на публику, с поставленным общением с дирижером (когда зал начинает требовать аплодисментами арию, его величество бросает в оркестровую яму: «Маэстро, не надо, я не распет» — и разворачивается спиной; но позволяет себя упросить и таки поет, демонстрируя и силу, и бархатную красоту голоса). Очень хороша и актерски, и вокально Елена Зайцева — маркиза де Помпадур: во вполне безалаберном музкомедийном жанре она демонстрирует манеры, вполне подходящие для французского двора. Гомерически смешон набеленный и подкрашенный капитан де ля Улетт (Петр Борисенко), выдающий вдохновенный монолог «о, как хорош бывает бомбардир, покрытый весь пороховою пылью». Весел, обаятелен и довольно голосист Алексей Франдетти — собственно Фанфан, но с придуманным режиссером рисунком роли ему не повезло.
Французский легкий флирт в русском изложении не раз становился пошлостью, это превращение происходит и на сцене Театра оперетты. Зачем Фанфану выдана песенка о том, что все девицы только об одном и мечтают? Зачем герой раздевает этих девиц на наших глазах, демонстрируя усть-урюпинские решительные манеры? Зачем вообще превращать комедию плаща и шпаги в историю с деревенскими сортирами (деревянные строения с окошком в форме сердца в одном из эпизодов выстроены на сцене в ряд, и с ними придумано несколько шуток юмора — то кто-то исчезает внутри, то кто-то грозно распахивает закрытую дверь)? Почему деревенская девица, с которой Фанфан крутил роман, вопит как старая шлюха, которой не заплатили? И, простите, почему Король называет кринолин принцессы стрингами?
Не очень понятно, почему командующий прусской армией маршал Бранденбургский (Александр Маркелов) вдруг превратился в Гитлера; и, право же, делать из фюрера мазохиста (героя сопровождает женский кордебалет в соответствующей экипировке с хлыстами) постановщики в Европе начали лет пятьдесят назад, у нас — тоже не вчера. И немногие забавные решения (когда в тюремную камеру к герою приходит его возлюбленная, товарищ Фанфана по несчастью из деликатности уходит в дальний угол — вместе с массивной дверью, к которой он «прикован») тонут в общем потоке банальностей. Впрочем, спектакль, чуть не загубленный утомительным первым действием (где и с текстами, и с режиссурой было хуже всего), во второй части все же вытягивают артисты, выдавая отличный драйв. Но части публики этого увидеть не суждено — народ сбегает в антракте.