16032
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
17957
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9619
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3039
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6078
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5264
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3252
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2391
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9128
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7519
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5786
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6299
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4219
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3234
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2598
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2540
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3172
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2332
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2359
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3647
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3184
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2356
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2052
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3559
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3483
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2341
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2368
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2703
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2549
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2395
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2563
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4604
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3315
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3038
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2564
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 24/04/2012 Анна Гордеева 0 43

Новый класс

Киевский балет вступает в эпоху перемен

Александр путров

Последние два десятилетия эта труппа жила в провинциальном режиме, что не годится для главного театра страны. Ни одного хореографа с мировым именем на афише; множественные гастроли с затверженной классикой на площадках третьего ряда (что, конечно, приносит деньги, но убивает творческий потенциал); отъезды лучших выпускников училища за границу (Россия, Германия, США — во многих труппах можно найти киевлян). В прошлом ноябре украинскому культурному начальству такая жизнь театра надоела. Был назначен новый худрук, и в минувшие выходные состоялась первая придуманная им премьера.

Денису Матвиенко 33 года, и в советские времена его назвали бы «летуном» — не из-за отличного прыжка (что присутствует), но из-за пристрастия к перемене мест работы. Дебютировав в Национальной опере Украины еще школьником, он танцевал последовательно в НОУ, Мариинке, снова в НОУ, в Большом, Михайловском и снова в Мариинке. В биографии — семь лет назад взятый Гран-при на московском балетном конкурсе и серия хороших заграничных контрактов, рядом — жена Анастасия, с которой он обычно танцует и которая по карьерной лестнице шагает на ступеньку ниже мужа. (Денис сейчас ушел в НОУ с позиции премьера Мариинки, Анастасия остается там в статусе первой солистки, в Киеве будет появляться как приглашенная звезда.) Для первого своего проекта Матвиенко выбрал «Класс-концерт» Асафа Мессерера и «Радио и Джульетту» Эдварда Клюга. Таким образом, заявлены две важные темы: совершенствование классического тренажа и обновление репертуара.

И первое и второе труппе совершенно необходимо. Киевская школа — сильная школа, выпускающая отменных профи (там училась прима Большого Светлана Захарова, лишь на выпускной год перешедшая в Вагановское, там начал свои полеты над сценой премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов, именно в Киеве занималась прима Королевского балета Великобритании Алина Кожокару — и можно вспомнить еще немало имен). Но лучшие карьеры делают те ее выпускники, что затем шлифуют свое мастерство у иных педагогов. Потому что это училище дает апломб (устойчивость в переводе с балетного на русский), дает азарт, дает желание и возможность сделать лихой трюк, но пренебрегает чистотой танца, отчетливостью позиций и благородством манер.

И это было очень видно на премьере «Класс-концерта». Одноактовка, сочиненная одним из легендарных танцовщиков (затем не менее славным педагогом) Большого Асафом Мессерером в 1963 году, воспроизведена в Киеве Михаилом Мессерером. Знаменитый учитель и хореограф, ныне главный приглашенный балетмейстер Михайловского театра, способен творить чудеса, заставляя даже самых шальных звезд правильно ставить ноги при приземлении из прыжка, и он сделал все что мог, но времени явно было недостаточно. «Класс-концерт» — это, собственно, игра, когда зрителя как бы приглашают за кулисы, и развивается спектакль по порядку утреннего класса: сначала занятия у палки, затем на середине зала со все усложняющимися упражнениями (от 1963 года, когда полы были деревянными, а не пластиковыми, осталась сценка, когда в паузе парни проходят по сцене с садовыми лейками — так действительно поливали доски, чтобы ноги меньше скользили). Но это именно игра: все движения выверены, все случайности (кто-то запнулся) поставлены и неслучайны и, конечно, все в строгих трико и туниках, нет ни следа того теплого живописного тряпья, что надевают на себя балетные на репетициях. В этом маленьком спектакле — высокое честолюбие: он заставляет зрителя влюбиться в (как бы) повседневную работу, без расшитых пачек и душещипательных сюжетов. Артисты способны заставить зрителей вопить от восторга даже в совсем будничных обстоятельствах, потому что балет сам по себе прекрасное занятие — в мысли немало пафоса, что не отменяет ее правды. На премьере киевлянам эту мысль удалось передать ровно наполовину: танцовщики с удовольствием прыгали и летали, сотворяя отличные и понятные всем трюки, а вот сделать более сложную вещь — передать обаяние точности, то, что заставляет публику ахать в момент, когда она не понимает, что собственно происходит и чем вот тот танцовщик лучше вот этих, — им не удалось. «Класс-концерт» вышел бурным, веселым и не слишком аккуратным — что ж, класс, как известно, делается ежедневно, и только в повторении достигается совершенство.

Во второй части вечера — в «Радио и Джульетте» словенского хореографа Эдварда Клюга — танцовщики труппы вполне смогли убедить публику в том, что они готовы к современной хореографии. Маленький балет на музыку группы Radiohead, в котором выраженная роль есть только у балерины (Анастасия Матвиенко), а все остальные — мужские — партии не имеют имен, смешиваются и меняются, был исполнен точно и с удовольствием. Центральный дуэт Денис и Анастасия Матвиенко не раз танцевали на концертах, он у них, что называется, «в ногах», но и другие пять артистов (Евгений Лагунов, Виталий Нетруненко, Ярослав Ткачук, Иван Бойко, Сергей Клячин) в зыбкой реальности Клюга (вот вроде бы драка — но скорее обозначение движений, чем боевая ярость; вот вроде бы венчание — но на пути к «священнику» рядом с девушкой то и дело меняются парни) смотрятся вполне естественно. Эдвард Клюг не относится к мировым ньюсмейкерам, но для начала знакомства с современной хореографией подойдет.

Дальше будет труднее. Следующей премьерой названа «Баядерка» в версии Наталии Макаровой, но как-то не очень понятно, кто будет ее репетировать, чтобы трагическая история не превратилась в набор цирковых трюков (Мессерер занят и в Питере, и в Лондоне, местные же педагоги, боюсь, не справятся). С современной хореографией тоже непросто — авторов первого ряда уговорить отдать спектакль в незнакомую труппу очень сложно, к тому же сразу встанет вопрос о гонорарах. Есть вещи, неподвластные худруку, но для творческой работы необходимые: для нормальной подготовки спектаклей дома надо сокращать количество гастролей; надо решать вопрос с рекламой (в городе ни одной афиши НОУ); надо наладить издание пристойных буклетов (а не только программок, где все имена артистов идут списком; чем более радикальные новинки появятся в репертуаре, тем больше зрители нуждаются в объяснениях того, кто у них что ставит, даже для «Радио и Джульетты» такой буклет был определенно необходим). Надо уговаривать перспективных выпускников оставаться дома, а не уезжать за границу. В общем, многое, конечно, решат деньги. Насколько Украина готова тратиться на свой балет? Если огромная корзина красных роз, вынесенная на сцену от имени министра культуры, не станет единственным знаком поддержки, у киевского балета есть шансы на успех.