Пять лет назад, когда Юрий Бурлака и Алексей Ратманский выпускали эту реконструкцию балета Мариуса Петипа, сразу было ясно: на Новой сцене спектаклю тесно. Теперь «Корсара» заново поставили на восстановленной сцене Большого — и это явно улучшило спектакль. Вот только зрителям, смотревшим первую в истории трансляцию спектакля Большого театра на YouTube, в полной мере представить, как хорош этот балет, было не очень просто.
Большой балет, «императорский балет», был рассчитан на значительно большие пространства, чем пять лет назад могла предоставить Новая сцена, а постановщики тогда бескомпромиссно стремились как можно точнее воспроизвести именно масштаб зрелища. В первой картине шумел, торговался, грелся под солнцем и переругивался настоящий восточный базар, во второй гигантскую пещеру заполняла пиратская команда с подругами и детьми. В следующем действии хихикал и танцевал канкан немаленький гарем правившего городом паши — везде было много (порой очень много) танцующего и играющего народа. И если толкотня на экзотическом базаре вполне работала на историю, придавая ей некоторую достоверность (хотя, помилуйте, какая достоверность в балете?), то скученность в сцене «Оживленного сада» (паша спит, и ему снится, что все одалиски гарема превратились в цветы) просто мешала танцам. В этом самом «Оживленном саду» на сцену выволакиваются клумбы, и балерина прыгает через них — в премьерные дни пять лет назад иногда трудно было понять, как девушка находит место, чтобы приземлиться. Теперь, на исторической сцене, добавилось пространство, добавился воздух — ряды кордебалета «в саду» не слипаются в кучу, можно рассмотреть строгие геометрические перестроения, и они по-новому радуют глаз.
За пять лет подросло новое поколение танцовщиц, дебютирующих в маленьких, но важных вариациях (балетоманский народ уже, кажется, поровну разделился на поклонников петербурженки Ольги Смирновой и московской выпускницы Анжелины Воронцовой — и будущее обещает превращение двух юных девиц в пару соперничающих прим, что всегда придает новый драйв театру). В ролях гречанки Медоры, чуть не проданной алчным опекуном в гарем, и пирата Конрада, спасшего ее от этой участи, по-прежнему лучше всего смотрятся Мария Александрова и Николай Цискаридзе. Большая сцена — это их масштаб, императорский балет — их стиль. (Правда, Цискаридзе и этой сцены слегка не хватает — перекрывши пространство в три прыжка, приземлился он в полуметре от оркестровой ямы.) При этом в составы добавился и Михаил Лобухин — его сдержанный, спокойный и надежный как скала Конрад, вовсе не похожий на пламенного романтика, каким выходит герой у Цискаридзе, вполне органично смотрится в спектакле. Но это радости для тех, кто посещает Большой «вживую», — онлайн-трансляция пока что проходит не без проблем.
В первую очередь проблем технических — картинка иногда выключалась. Максимум на 30 секунд, но 30 секунд — это вообще-то половина вариации. Периодически расходились картинка и звук — нет, не до катастрофических масштабов, но глаз и ухо вздрагивали. (При этом надо отметить отличную работу операторов — редко можно встретить у телевизионщиков такое понимание специфики балета, такую точную смену планов, позволяющую и разглядеть детали, и всмотреться в большие сцены.)
Во-вторых (что ничуть не менее важно), проблемы с составами. Почему был выбран для трансляции именно спектакль с совершенно дежурным исполнителем главной роли, непонятно. ОК, Цискаридзе в немилости (и даже ради престижа страны театральное начальство не может об этом забыть), Денис Матвиенко давно в Мариинке, Филин уже руководит, а не танцует. Ну пусть бы был Лобухин, но не человек-функция Руслан Скворцов! Потому что такой выбор исполнителя-служащего для первой трансляции на страну и в заграничные кинотеатры равносилен утверждению администрации: «Выдающихся танцовщиков у нас нет, извиняемся-с». Балерина есть — Светлана Лунькина была отличной Медорой, нежной, мудрой и забавной. А вот танцовщиков — увы. И неудивительно, что в день трансляции не было ни одного вызова за занавес по окончании спектакля, — публика, что бы ни говорили, не дура и овации устраивает только харизматикам. И это отсутствие поклонов вполне заметил смотревший трансляцию народ (достаточно простого поиска по блогам).
И последнее: экономические соображения — важная вещь, и понятно нежелание Большого подставлять своих западных партнеров, которые организуют трансляцию спектакля в кинотеатрах. Но все же ограничивать право просмотра на YouTube только пользователям с российскими ip неправильно — есть масса стран в мире, где нет ни одного кинотеатра-транслятора. (Об этом тоже говорят в блогах.) Все-таки если дали волю пиратам, надо дать волю и зрителям — а то они начинают уже на сетевых пиратов уповать.
Пиратам дали разгуляться
Большой театр перенес балет «Корсар» на историческую сцену и показал его в сети
Наверх