18191
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
21050
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11062
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3491
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7052
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6152
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3709
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2731
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10747
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8686
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6772
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7234
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4839
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3715
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2915
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2846
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3695
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2658
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2664
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4056
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3530
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2543
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2182
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4018
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4013
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2656
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2694
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3080
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2897
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2730
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2917
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5218
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3777
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3453
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2902
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 23/01/2012 Дина Годер 0 29

Интриганы и ригористы

Миндаугас Карбаускис поставил «Таланты и поклонники» в Театре Маяковского

Владимир Луповской

Уже не надо рассказывать, как ждали поклонники Миндаугаса Карбаускиса его первой премьеры в Театре Маяковского, как опасались неуспеха, дающего возможность недругам говорить: и ради этого боролись с Арцыбашевым? Особенно сейчас, когда уже вышла первая премьера, затеянная новым главрежем, — молодежный проект «Маяковский идет за сахаром», ставший скорее внутренней радостью обновленного театра, чем удачей.

Уф, теперь можно выдохнуть — все получилось. Дальше можно спорить о частностях: кто хорош, а кто недотягивает, что второй акт затянут, а последний, крикливый монолог студента Мелузова в исполнении Даниила Спиваковского, вовсе не удался, но это уже будут детали. В театре успех виден сразу, и он был. И то, что после показа всю публику, а не каких-то отобранных друзей театра угощали шампанским, разделяя с ними радость премьеры, было хорошим знаком. Театр им. Маяковского, куда в последние годы не ступала нога театрала, теперь радушно открыт для всех.

Карбаускис изначально сделал отличный выбор: он взял одну из лучших комедий Александра Островского — практически «самоигральных» «Талантов и поклонников», много говорящих об интриганской природе театрального дела и заставляющих хохотать над каждой репликой. И вывел на сцену почти всех звезд Маяковки — Немоляеву, Костолевского, Филиппова, Спиваковского, Джабраилова, вместе с Ириной Пеговой, приглашенной из МХТ на роль актрисы Негиной. Причем поставил совершенно узнаваемый, карбаускисовский спектакль: лаконичный, жесткий, без рассусоливания и лишних сантиментов, в таких же минималистских, без красот, декорациях Сергея Бархина — только ездящие по кругу голые ржавые стены с косыми окнами. Но благодаря лаконизму формы чудесный цветной текст Островского и взявшие второе дыхание звезды Маяковки особенным образом заиграли в полнокровном, живом и очень зрительском спектакле, который, я думаю, не отпугнет старых поклонников этого театра, но привлечет новых, кого прежде отталкивала здешняя провинциальная пошлость.

Карбаускис ставит спектакль в условно современных костюмах, без длинных дореволюционных платьев (пышные разве что те, что предназначены для сцены). Скромненькие ситчики в цветочек на бедных Саше Негиной и ее матери, Домне Пантелеевне (Светлана Немоляева), обычные деловые костюмы ржавых цветов у сластолюбивого интригана князя Дулебова (Игорь Костолевский) и шустрого молодого чиновника Бакина (Виталий Гребенников), демократичная черная кофта и кепка у богача Великатова (Михаил Филиппов), трикотажная черная шапочка и джинсы, заправленные в высокие ботинки, у студента Мелузова. Но спектакль не настаивает на осовременивании. Это скорее вневременная история: бедная талантливая актриса не желает строить свое благополучие на поддержке богатых поклонников и любит честного студента, но вот один из богачей оказывается умнее и деликатнее других, и она уже бросает студента, готовая идти на содержание ради будущей блестящей актерской карьеры. Разве тут что-то устарело? Все дело в деталях, нюансах и поворотах.

Искренняя ясноглазая Саша, по-мальчишески прямолинейно-честная, девушка-боец, готовая заплакать скорее от возмущения скабрезным предложением или от несправедливости, чем от слабости или жалости, естественно, выбирает себе в пару такого, как студент Мелузов. Прямого, как палка, ригориста в очках, готового учить ее жизни и объяснять, что порядочно, а что нет. В мире, где нет никаких моральных ориентиров, ей нужен такой учитель для поддержки в том, что она и без него интуитивно понимает. Ведь нельзя не разобраться в качествах лощеного, любующегося собой, утонченно-хамоватого светского хлыща Дулебова, каким его играет Костолевский (и прелестно играет, давно он так не купался в роли). Да и на мать девушки — лукавую и шуструю тетку, готовую на многое, чтобы вылезти из бедности, — по части морали положиться нельзя. Смотреть, как роль Домны Пантелеевны играет Немоляева, — наслаждение с первой минуты, когда на объявление начальной ремарки «вдова, совсем простая женщина, лет за 40» она под хохот зала иронически приподнимает бровь. Домна то кокетничает с поклонниками дочери, то покрикивает на них, а то робеет, она смешно семенит и восхищенно красуется перед зеркалом в подаренной Великатовым шали. То безуспешно пытается показать свою материнскую власть, а то выглядит совершенной курицей. В общем, внутри этого города даже простодушной Саше расклад ясен, и Петя Мелузов, который кажется ей невероятно умным (у них на двоих есть даже такой общий жест — касание руками головы друг друга,— будто бы переносящий немного ума от студента к актрисе), нужен ей лишь для того, чтобы увереннее держать оборону. А то, что при встрече с «солидными людьми» закомплексованный Петя выглядит крайне неприятным, раздражительным, как вредный подросток, в Сашиных глазах только прибавляет ему морального авторитета.

Другое дело Великатов. Немногословный, умный, кажется, все понимающий, мягкий и вкрадчивый без пошлости, держащийся на расстоянии. Филиппов в этой роли неотразимо обаятелен, но при этом сохраняет загадку. В нем совсем нет барства, с каким обычно играют миллионера Великатова, он не делано, а естественно прост, но по каким-то его повадкам, по цепкому взгляду, по тому, как после бенефиса Саши, придя навеселе улещивать Домну, он пару раз принимается петь что-то разудалое, но тут же себя обрывает, кажется, что у этого человека серьезное криминальное прошлое. А может быть, и настоящее. Знакомый расклад.

Как ни говори об узнаваемом стиле Карбаускиса, есть в «Талантах и поклонниках» и нечто новое для него. С одной стороны, редкий для режиссера юмор: тут не только смешно играют актеры, но и много дурашливого придумано — от роли «человека, служащего в театре» (Максим Глебов), который у нас на глазах превращается из Ивана в Матрену и обратно, до паровоза, составленного из рояля и стульев с дымящим самоваром впереди. Да и чего стоит иронический «балет» артистов, катающихся на поворотном круге, отталкиваясь ножкой. С другой стороны, новое для режиссера, всегда так или иначе ставившего мрачные спектакли о смерти, — неожиданный поворот лицом к жизни. Впрочем, жизнь эту он видит трезво, без обольщений. Ведь пьеса, которую чаще всего играли как историю о таланте, готовом принести в жертву искусству все, даже любовь, Карбаускис сделал рассказом о том, как тот, кто вчера был самой честностью, сегодня решается на компромисс, объясняя это тем, что так (отдаваясь из-за больших денег и возможностей) сможет полнее и успешнее посвятить себя тому же искусству. И грустный перевертыш в том, что, прощаясь с оставленным женихом, Саша с жаром доказывает ему свою правоту, но, в сущности, пытается уговорить только себя и ни одному своему слову не верит. А прежде бескомпромиссный Петя с печалью и без гнева отпускает свою ученицу, отказываясь ее судить. Вот и говорите после этого, что Островский не современный драматург.