16628
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19014
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9996
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3142
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6318
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5474
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3346
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2459
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9507
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7843
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6059
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6541
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4355
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3341
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2666
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2599
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3281
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2399
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2416
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3729
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3263
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2392
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2073
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3649
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3602
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2398
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2430
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2774
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2621
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2459
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2631
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4759
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3417
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3124
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2628
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
11:17 03/08/2013 Соня Шпильберг 0 244

Дмитрий Власик: «После нашего концерта люди думают – это и есть самое важное».

Исполнитель алеаторики о современной авангардной музыке, трудностях ее исполнения и Штокхаузене

Артем Житенев

— Кроме вас с Маноцковым (куратор музыкальной программы проекта «Платформа» — прим. МН) кто-то еще в Москве занимается продвижением авангардной классики, просвещением в этой области, ведь вы каждый концерт снабжаете аннотациями?

— Мне кажется, в Москве многие люди интересуются авангардом и пытаются что-то организовывать сами. Саша Маноцков в силу кураторства позволяет себе делать более крупные вещи, привозить, например, европейские авангардные проекты. Кто-то делает не менее важные вещи в этой сфере, просто это не так заметно. Количество людей, которые способны заниматься и уже занимаются современной музыкой с интересом, довольно значительно и непрерывно растет – по крайне мере в Москве. Здесь все здорово организовано. Если говорить о том, что чуть дальше Москвы, — то тут все не так лучезарно. 

— На мой взгляд, есть запрос от зрителя на современную музыку, вам не хотелось бы, например, покончить со ставшим уже почти потребительским трендом у модной публики — Штокхаузеном? И играть наших современников?

Раньше играть современников  было довольно странно — странные люди в 300-м классе консерватории занимались странной деятельностью

— Между прочим, с отечественной современной музыкой в Москве все довольно бодро, наших композиторов тут активно исполняют. У нас замечательный исполнительский ресурс для этого — Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, Марк Ильич Пекарский всячески сотрудничают с современными композиторами, более того — в последние годы в консерватории все это вошло в такой я бы сказал «модный» спектр. Если раньше играть современников  было довольно странно — странные люди в 300-м классе консерватории занимались странной деятельностью, то сейчас — это не просто нормально, а даже популярно.  Студии новой музыки в этом году исполняется уже 20 лет — это коллектив, про который ничего не нужно объяснять, в его названии уже содержится важное слово «новой». Лично мне не хватает каких-то не просто исполнений, а программ — более общего мышления в этой области, неких сопоставлений. Ведь музыкальные явления, интересующие нас в современной музыке западных классиков, становятся гораздо интереснее, когда мы пытаемся воспринимать их в единой системе, где одно событие неизменно влечет за собой другое. Вот что-то произошло в Европе с музыкой в конце 70-х, а наша программа со Штокхаузеном как раз ориентирована на этот временной момент, и это сейчас почему-то выплыло снова и стало вдруг актуальным. Мы в данном случае сопоставляем разные явления в музыке, мне интересно заниматься именно музыкой этого периода, не просто исполнением, а размышлением —мы пытаемся понять, почему что-то там произошло. А выйти и сыграть одну пьесу какого-нибудь современного композитора и на этом остановить исследование — сейчас это уже не интересно. 

Штокхаузен Инжект

— Сейчас современную музыку стараются склонить ко всяким медиа-проектам – у вас не возникало желания вступить в синтез с визуальными художествами?

— Все эти синтетические штуки есть некий способ слегка развлечь зрителя во время восприятия, по чьему-то мнению, сложного для него материала – тебе дают «прожевать» современное сочинение и к нему веселый гарнир, чтобы не докучало. Это действительно происходит и я бы даже назвал это явлением, и весьма обширным. Бывают, к счастью, и такие медиа-проекты, где целью каждой составляющей не является упрощение остальных частей целого, и где медиа необходимо как средство выражения и некая ипостась происходящего. Штокхаузен довольно детально прописывал в партитуре, как надо его исполнять, и мне кажется, прежде чем что-то добавлять – например, прекрасную картинку, на которую можно таращиться под умный композиторский опус,  нужно отдавать себе отчет в том, что этим ты отдаляешься от замысла автора и отдаляешь зрителя, который мог бы в эту музыку погрузиться глубже, не будь у него классного цветастого отвлечения. Сам по себе музыкальный контекст в музыке Штокхаузена наполнен мыслью, и как только ты начинаешь именно авторскую информацию  доводить до слушателя, поясняя, как это написано и под влиянием каких идей, все это на месте нивелирует необходимость дополнительного развлекающего явления. Поэтому — не уверен, что медиа-синтез всегда идет на пользу составляющим произведения.

— В этой связи нужно ли учить понимать авангардную музыку, в частности Штокхаузена, за которым не только эксперимент, а мощный и концептуальный бэкграунд?

— Помню, я размышлял над вопросом просветительства и пришел к выводу, что идеи, которые заботили любого композитора, в данном случае Штокхаузена, с самого рождения и до смерти — о смысле и проблемах человеческого существования,  во многом совпадают с теми вопросами, с которыми по жизни сталкивается любой человек. Мне кажется, в основе любого творческого процесса лежит нечто, всех людей объединяющее. Объяснять ничего не нужно, а вот показать нотную партитуру — не помешает: прозвучала новая музыка, а теперь посмотрите, как это выглядит. Это нельзя назвать словом «учить» или «просвещать», как только ты открываешь слушателю хотя бы такую информацию, у каждого запускаются свои процессы понимания. Я часто встречал на наших концертах людей, которые непричастны к музыке вообще, и, тем не менее, я от них чувствовал очень сильный ответ. Я помню, что Марк Ильич (Пекарский — «МН») в этом плане тоже людей не учил, а просто «вводил в курс дела», ведь есть просто вещи, которых люди не знают — объяснил, и они начали думать. После такого концерта, как наш, люди думают. Это и есть самое важное. Мы, например, на каждом концерте стараемся демонстрировать партитуру на экране большого телевизора. 

— Легко ли исполнять такую музыку?

— Это во многом зависит от композитора. В случае Штокхаузена — это довольно сложно. Он тяжелый для работы, через него тяжело прорываться и эта борьба занимает много времени. Штокхаузен — фигура, которая в музыкальной истории обладает определенной ролью и краской. Говоришь «Штокхаузен» – и всем понятно, о чем речь. Но когда работаешь с его партитурами, ты местами перестаешь понимать, что происходит, раз за разом приходится собирать свои силы на его «трансляцию». Это довольно трудоемкий процесс, но в разных вариантах свойственный многим современным музыкам — Фелдман (американский композитор-авангардист, представитель «абстрактного экспрессионизма» — прим. МН), например, дает большую свободу исполнителю, но работать над ним ничуть не легче. Он требует внимания, но другого. Все это непросто, но хорошо и правильно для исполнителя. Работая над музыкой, ты инициируешь некий процесс, и происходит микрореволюция отношений — в данном случае в нашем трио, где все подчас бывает непросто. И именно потому, что это непросто,  музыка может что-то в нас менять.

Штокхаузен Инжект

— Коллеги по трио — ваши постоянные единомышленники? Вы часто придумываете совместные проекты?

— Я очень люблю играть с Бушуевым и Черкасовой. Мы все очень разные люди, мы многое сделали вместе, хорошо друг друга понимаем, и можем работать теперь немногословно. Что касается проектов, которые я вел бы направленно — их нет. Я занимаюсь тем, что меня интересует в данный момент, и распределяю свои силы так, чтобы меня хватило надолго в том, что я хочу и умею. 

— Вам не кажется, что исполнитель авангардных произведений должен обладать актерскими качествами, потому что в ход часто идут не только ноты, но и открытые эмоции? 

— Это вопрос интерпретации 0Ч речь не идет о том, что в нотах написано: если там стоит ремарка «подпрыгнуть и крикнуть как дикая коза», то все ок, а если человек делает это сам , то это можно назвать частью его интерпретации, что позволительно, но зависит от сочинения. Необходимо ли внедрять дополнительный элемент, кроме музыкального, например — актерский? Мне кажется, что для начала нужно разобраться с музыкой, она многое уже несет в себе изначально, включая понимание исполнения — как двигаться и вообще себя вести на сцене. Это уже основа для образа, который возникает у слушателя, но не конструируется намеренно исполнителем. А если включается направленная дополнительная деятельность от исполнителя — она должна быть хорошо взвешена, потому что лгать довольно просто, а говорить правду, то есть передавать истинный замысел композитора, — сложно. Если ты внедряешь что-то в музыку, не имеющее к ней прямого отношения, то в музыкальном отношении может получиться лишь компромисс. 

Само исполнение музыки является судьбоносным актом для исполнителя – хорошо, что он вообще после этого выжил

— Есть ли разница в исполнении современных авторов у западных и русских музыкантов?

— Дело в подготовленности и в среде. Когда ты живешь в ста км от города Дармштадта, где с 1948 года происходят важнейшие события в исполнительской практике авангардной классики (открытые в 1946 году Международные летние курсы новой музыки, в которых принимали участие К. Штокхаузен, Д. Кейдж, В. Фортнер, А. Шёнберг, П. Булез — прим. МН), то ты можешь просто взять машину и приехать туда. А если ты живешь в Сибири, то ты можешь лишь в сказке или столичных новостях прочесть о том, что такое бывает. Понятно, что если ты ближе к этой традиции физически, то ты в каком-то смысле оснащенней. В современной музыке все очень интересно — среди ее опусов есть то, что вынимает из исполнителя все.  И вопрос о том, кто лучше и кто хуже ее играет, уже не стоит — само исполнение музыки является судьбоносным актом для исполнителя — хорошо, что он вообще выжил.

— Вам не хотелось бы повезти свои исполнительские проекты в регионы?

— Если речь идет про просвещение — то у меня нет такой амбиции и фантазии. Первым концертом цикла «Свободное время» в Гараже был «Драмминг» Стива Райха. Мы сыграли его один раз — и мне хочется пережит это еще пять раз. В каждом исполнении это произведение уникально и в каждом исполнении оно всегда будет отличаться от себя самого. Это же касается музыки Штокхаузена, и очевидно, если это выступление закончится, то у нас возникнет желание в каком-то виде все это повторить. А где это сделать — можно и в регионах, у нас нет предубеждений относительно места. Но по части миссии — я по крайне мере не чувствую в себе дополнительных сил на то, чтобы Штокхаузена озвучить, например, в Чите. Я не считаю, что кого-то нужно с чем-то знакомить, думаю, что многие вещи происходят так, как должны происходить, это интересно, как цепь случайных событий и непреднамеренно полученных результатов – этому как раз и посвящен наш цикл «Свободное время».

Дмитрий Власик

В 1995 г. окончил ДМШ им. Л. ван Бетховена по классу фортепиано. В 2001 г. поступил в МССМШ им. Гнесиных (класс ударных проф. М.И.Пекарского), которую окончил экстерном в 2003 г. В 2008 г. окончил МГК им. П.И. Чайковского. В настоящее время учится в аспирантуре в Московской консерватории. Дмитрий впервые в России исполнил сочинения для ударных таких композиторов как Шиаррино, Фернейхоу, Биллоне, Ксенакис (Персефасса), Цинстаг, Д.Л.Адамс, Кл.Ланг, Д.Ланг, Фелдман (в составе трио с Н.Черкасовой и И.Бушуевым), Аблингер (также, в составе трио), Кейдж и др. Дмитрий является популяризатором современной академической музыки, исполнителем, автором звуковых перформансов, а также музыки к ряду театральных проектов. Является участником мероприятий проекта «Платформа», автором и участником серии концертных перформансов «Свободное время» в Центре современной культуры «Гараж».