Декорации и костюмы в стилистике фильма-нуар. Ключевой элемент сценографии — барочное изображение опалившего крылья Икара, стремительно несущегося вниз, к своей смерти.
История короля Швеции Густава III для Дэвида Олдена — не только и не столько история любви, ревности, предательства и убийства. Для режиссера Густав — художник, мечтатель, который одновременно отрицает смерть и безрассудно стремится к собственной гибели. При этом к смерти он идет планомерно, шаг за шагом, не оставляя убийце выбора, а себе — шанса на спасение.
Олден придает большое значение работе с пространством и сценическому движению, скрупулезно выстраивает мизансцены, нагнетая напряжение между персонажами.
Главные партии в спектакле исполняют известный аргентинский лирический тенор Марсело Альварес (Густав III), которого ставят в один ряд с Паваротти, Доминго и Каррерасом, Дмитрий Хворостовский (граф Анкарстрём) и Сондра Радвановски (Амелия, жена Анкарстрёма), одна из лучших современных сопрано.
Опера была написана в 1858 году. В основу оперы легло убийство на балу в 1792 году Густава III лидером аристократической партии Якобом Анкарстрёмом, в жену которого был влюблен шведский король. Цензура заставила Верди перенести действие в колониальный Бостон, переименовав главных героев.
Современные режиссеры предпочитают изначальную версию. Для Дэвида Олдена это принципиальный момент: «американизированный» вариант он считает «смешным, в корне неверным и вообще извращением партитуры».
«Бал-маскарад» — первая работа 63-летнего Олдена в Метрополитен-опера. Его сорокалетняя карьера разворачивалась в Европе — в течение многих лет он был ключевым режиссером в Английской, а затем в Баварской национальной опере, сотрудничал с крупнейшими фестивалями. Постановки Дэвида Олдена нередко становятся политическим высказыванием. Так, «Воццек» 1988 года в Лос-Анджелесской опере стал рассказом о войне во Вьетнаме, а «Саломея», поставленная в 2006 году в Литве, — историей оккупации и угнетения, в которой царь Ирод предстает диктатором, предчувствующим закат своего режима. «Бал-маскарад» тоже не обходится без политического контекста — Олден говорит, что он стремился к ощущению надломленности, кризиса, свойственному Стриндбергу и Бергману.
Показ может посетить любой желающий, предварительная запись по телефону (495) 645-64-72 (многоканальный) или электронной почте accreditation@rian.ru, которая закрывается за час до начала. При себе необходимо иметь паспорт.