Классическая музыка требовательна к слушателю и не спешит раскрывать свои тайны. С ней как с иностранным языком — необходимо внимательно вслушиваться в каждый звук и каждую паузу. По большому счету, вся музыка условно делится на две группы — со словами и без слов. Несмотря на то, что не у всех исполнителей блестящая дикция, из оперы, как и из песни, слов не выкинешь. А в инструментальной музыке зачастую слова излишни, здесь музыкальная фраза говорит на языке образов.
Делаем первые шаги
Безусловно, каждому — свое, но все-таки начинать лучше не с авангарда, а с истоков, какими бы хрестоматийными они ни были. В первую очередь стоит послушать «Хорошо темперированный клавир» Баха, и если понравилось, впечатления можно дополнить фортепианным циклом «Времена года» Чайковского. Желательно переслушать знакомые фрагменты «Времен года» Вивальди, чтобы паззл сложился полностью. Также в список must-listen входят симфонии классиков венской школы — Моцарта и Бетховена. В среднем, одна симфония длится 40 минут, но слушать их обязательно без остановки и полностью (таково негласное правило). Смысл симфонии в связи частей, и если слушать симфонию небрежно, понять замысел композитора и масштаб произведения подчас невозможно: недослушанная Симфония №9 Бетховена напоминает поход в картинную галерею, в которой отключили свет.
Абсолютный слух имеют не все великие музыканты, но классика, безусловно, улучшает слух, как ювелир, ограняет его, делая более тонким и восприимчивым. Поэтому после прослушивания классической музыки шум в городе начинает мешать и раздражать, а бывает, причиняет боль. Если это происходит, значит, ваш слух перестает быть приглушенным. В крайнем случае спасут беруши — только не забудьте их на время концерта.
Накапливаем опыт
Для понимания классической музыки необходим опыт прослушивания. Каждый музыкант исполняет произведение по-своему, и для того, чтобы найти подходящие краски и наиболее удобный для восприятия темп, желательно послушать сочинение в нескольких исполнениях.
Композиторы разных эпох не находились в глухом вакууме. Они соперничали, заимствовали друг у друга музыкальные темы, поэтому интересно не только слушать музыку, но еще и читать о ней. Дневники композиторов и их современников, работы выдающихся музыковедов, проводящих параллели и перпендикуляры, откроют подробности, которые не указаны в программке концерта.
Идём на концерт
В идеале музыку надо слушать в концертном зале — с аплодисментами и антрактом. Предварительно полезно узнать приблизительное время звучания и оценить свою способность просидеть в одном и том же положении в зале полтора часа.
Этого не написано на билетах, но концерты и театр подразумевают дресс-код: надо одеться красиво для окружающих и комфортно для себя.
Необязательно покупать дорогие билеты в партер, можно сэкономить и ограничиться амфитеатром, тем более, что в некоторых залах бывают акустические «ямы». На галерке вполне можно слушать концерт без особых потерь, главное — видеть исполнителя на сцене. Например, рояль обычно стоит по центру, поэтому руки пианиста видит левая сторона зала. Неподдельные эмоции музыкантов, существующих в пространстве музыки на сцене, всегда впечатляют. Поэтому на галерке будет необходим бинокль.
А если нет желания слушать, как ни странно, полезнее уйти и почувствовать облегчение.
Слушаем дома
Если не складывается с залом, а на концерт попасть хочется, стоит воспользоваться последними технологиями: на сайте ParaClassics (paraclassics.com) или радиостанции «Орфей» (99,2fm) часто можно услышать трансляции концертов. В интернете можно слушать аншлаговые концерты из ведущих залов мира, например, Берлинской Филармонии, заплатив по карточке за доступ на сайте зала.
На классику «работает» и телевидение: по спутниковому каналу Mezzo можно смотреть лучшие постановки и концерты. Каждый месяц оперные фанаты смотрят прямые трансляции из театра Метрополитен-опера в кино. Трансляции обычно проходят около 22.00 по субботам, заканчиваются ночью, так что свою доставку домой лучше продумать заранее, — к третьему акту оперы метро бывает уже закрыто. Расписание можно посмотреть на сайте www.metopera.ru.
Классическая музыка идет навстречу каждому, кто готов к ней прислушаться, — остается только найти время и удобный способ общения.
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Б. Никитская ул., д. 13/6
(495) 629-94-01
Московский международный дом музыки
Космодамианская наб., д.52, стр.8
(495) 730-10-11
Залы Московской Филармонии
(495) 232-04-00; (495) 699-22-62
Концертный зал имени П.И.Чайковского
Триумфальная пл., д.4/31
Концертный зал РАМ им.Гнесиных
Малый Ржевский пер., д. 1
Гнесинский концертный зал на Поварской
Ул. Поварская, д.38
Концертный зал «Оркестрион»
Ул. Гарибальди, 19