Фестиваль симфонических оркестров мира, который проходит в Москве при поддержке администрации президента уже в седьмой раз, гордится своей постоянной площадкой — Колонным залом Дома союзов, где концерты вообще-то устраиваются редко, можно сказать, по блату, зато какие.
Там и вправду хорошо, несмотря на постоянный тихий звон хрустальных люстр. Как-то по-домашнему уютно и торжественно одновременно. Ретровиды больших фойе, трогательный буфет, где буфетчицы, кажется, одеты в фартуки с кружавчиками (хотя нет, обман зрения), белые драпировки на окнах. В зале скромные потертые кресла, колонны, плафоны и странным образом привычная к серьезному оркестровому стилю акустика. Тут можно запросто играть высоколобые программы в непопулистском балансе и с тонкой артикуляцией. Вот только недавно был один такой вечер — совершенно невозможно забыть, как Оркестр де Пари с Пааво Ярви за пультом играл Первую симфонию Шумана. С таким благородством, умом и нежностью, что залу мерещилось, будто он едва ли не зал питерской филармонии, что между ними есть мерцающее стилистическое сходство.
Но чаще все же здесь можно встретиться с пышной риторикой парадного собрания. Ударные программы не только по смыслу, но и по звуку обещает любопытной публике удивительное расписание 7-го Фестиваля симфонических оркестров мира.
Как всегда, фестиваль проходит в начале июня и приурочен к празднованию Дня России. За несколько лет он представил уже с десяток отличных оркестров Европы и Азии. В этот раз на повестке дня оркестровое качество американского континента — США и прилегающих территорий. Новый повод удостовериться, что дух симфонической музыки веет где хочет.
По традиции расписание разбавляют российские оркестры — в этот раз 1 июня Ярославский симфонический оркестр, надо думать, на пятерку сыграет Пятую симфонию Чайковского, а еще Пятую симфонию Тертеряна. А 2 и 3 июня Национальный симфонический оркестр Кубы играет соответствующие программы. В первой из них — ни единого хрестоматийного композиторского имени. Зато торжество кубинской симфонической музыки, интрига, праздник, красота. В оркестре, существующем 50 лет, сообщают, что кроме гастролей в Россию в этом году в его жизни запланировано еще одно важное событие — первые за его историю гастроли в США, которые охватят 17 городов. Там, к слову, будут еще Гершвин и Бетховен. А Москву на второй день гастролей кубинцы удивят Мануэлем де Фалья, «Испанским каприччио» Римского-Корсакова (нельзя не отметить остроумный выбор) и Четвертой симфонией Чайковского, которую в этом контексте приходится ждать с замиранием сердца.
Еще один прекрасный гастролер на фестивале в Колонном зале — Филармонический оркестр Боготы, второй по времени создания оркестр Колумбии после Колумбийского симфонического. Оркестр активен, дает 150 концертов в год, имеет «Латиноамериканскую Грэмми» (от Латиноамериканской академии звукозаписи), играет все, в том числе Брукнера, Малера, ХХ век. В московских программах (5 и 6 июня) — Энрике Димекке (не только автор оркестровых партитур, но и нынешний главный дирижер оркестра), Альберто Хинастера, Алехандро Тобар, а во второй вечер — Отторино Респиги (сюита «Птицы», а вовсе не римская музыка) и Пятая симфония Малера для трепетных сердец.
8 и 9 июня в расписании — Дни Северной Америки и Симфонический оркестр Хьюстона, авторитетный коллектив, который возглавляли в свое время Андре Превин, Лоуренс Фостер, Кристоф Эшенбах, а с 2001 и до 2013 года с ним работает Ханс Граф. Программа Хьюстонского симфонического особенно эффектна и бескомпромиссна — сперва играют 38-ю симфонию Моцарта и Девятую Брукнера. А на второй день запланирован американо-российский сет из Одиннадцатой симфонии «1905 год» Шостаковича и одного из принципиальных и свежих сочинений самого важного американского автора — симфонии «Доктор Атом» (нас ждет российская премьера) Джона Адамса.
Закроет фестиваль 11 июня АСО Московской филармонии с Юрием Симоновым, и тут риторика парада превозможет прочие. В программе «Музыка истории российской», посвященной 1150-летию самой российской государственности и победным юбилеям 1612 и 1812 годов разом — композиторы от Ивана Грозного и Федора Алексеевича до Чайковского и Свиридова. И сочинения — от стихир, «Боже, царя храни» и «Гром победы, раздавайся» до гимнов РСФСР и проекта гимна СССР. Вечер для души не столько замирающей, сколько торжествующей. На 12 июня против обыкновения концертов не назначено, будет не до того.
Зажигательная география
Американский контингент на Фестивале симфонических оркестров мира
Наверх