Можно предположить, что худрук Мариинского театра Валерий Гергиев отнесся к своему детищу не как к фестивалю, для которого 20 лет — возраст солидный, но как к человеку, которому в столь юные лета прилична скромность. Прежде программа «Звезд» искрилась именами супероркестров и суперсолистов, причем многих фестиваль представлял в Петербурге впервые. На сей раз звезды, конечно, зажгутся, но главным образом по принципу «старый друг лучше новых двух». Впрочем, от Гергиева всего можно ждать — к примеру, в прошлом году уже по ходу фестиваля сюрпризом образовался концерт Йонаса Кауфмана.
К старым друзьям относится маститый английский режиссер Грэм Вик, не раз сотрудничавший с Мариинским театром еще с 90-х. Нынче он обратился к «Борису Годунову», премьерой которого фестиваль открывается 25 мая. Вик ставит первую редакцию оперы 1869 года (без польского акта и сцены под Кромами), деталей не раскрывает, но обещает корреляцию с современной политической обстановкой в России. На премьере заявлен превосходный певец и актер Евгений Никитин в заглавной партии.
Никитин — один из многих питомцев Мариинки, привычно слетающихся на зов театра, где некогда началась их славная карьера. Первое меццо-сопрано мира Ольга Бородина явится в «Хованщине» (этот традиционный костюмный спектакль Леонида Баратова 1960 года идет почти на каждых «Звездах» с большим подъемом; нынче в честь их 20-летия состав будет особенно нарядным) и Реквиеме Верди. Ее муж — отличный бас Ильдар Абдразаков споет два спектакля. Несколько раз на мариинскую сцену выйдет знаменитый тенор Владимир Галузин. Сольные концерты дадут Анна Нетребко и Василий Герелло. Снова на «Звездах» ждут Марию Гулегину и Ферруччо Фурланетто. Оперная труппа театра будет представлена всеми поколениями, от ветеранов-мастеров Геннадия Беззубенкова и Сергея Алексашкина до молодых и прекрасных Екатерины Семенчук и Анастасии Калагиной. Новое для фестиваля (но не для Петербурга) имя — Александр Антоненко, великолепный драматический тенор, певший несколько лет назад «Отелло» Верди с Риккардо Мути в Зальцбурге. Теперь ему предстоит проделать то же с Валерием Гергиевым.
Имя Верди осеняет и афишу второй оперной премьеры фестиваля — его Реквием ставит известный цирковой режиссер Даниэле Финци Паска, в прошлом году приспособивший «Аиду» к пространству концертного зала Мариинского театра, нынче его фантазия разыграется на исторической сцене.
А концертный зал, как всегда, ждет публику на симфонических и камерных программах. Оркестр приезжает один — «Ла Скала» (он даст два концерта под управлением Гергиева и Фабио Луизи), несколько ансамблей и целая обойма солистов-инструменталистов. Большинство — завсегдатаи «Звезд» (пианисты Рудольф Бухбиндер, Кристиан Блэкшоу, Элен Гримо, Денис Мацуев, скрипачи Николай Цнайдер, Леонидос Кавакос, Пинхас Цукерман), а лауреатов прошлогоднего конкурса Чайковского председатель его оргкомитета Валерий Гергиев таковыми старательно делает — их имена в афише и прошлого, и нынешнего фестиваля.
Новинка этого года — расширение территории еще и на зал эстонской церкви «Яани Кирик». Ее здание, стоящее как раз между Мариинским театром и его концертным залом, недавно отреставрировали. На «Звездах» оно станет основным пристанищем мини-фестиваля «Новые горизонты», где обещано множество свежей музыки. Что до музыки старой — в этом году лейт-композитором маэстро Гергиев назначил Брамса, но и кроме него всякий сможет сыскать в программах «Звезд» автора на свой вкус. Например, на мой личный вкус безусловного внимания заслуживают транскрипции, которые делает ударница Эвелин Гленни. Эта феноменальная шотландская музыкантша не первый раз в Петербурге, но впервые в партнерстве с гергиевским оркестром.
Балетная часть фестиваля заставляет вспомнить название шоу Филиппа Киркорова — «Лучшее, любимое и только для вас». Звезды труппы во главе с Ульяной Лопаткиной выйдут в привычных партиях. Премьер грядет полторы штуки: много лет осваивали бессюжетные сочинения Баланчина, теперь дошло дело и до сюжетного — «Сна в летнюю ночь». Кроме того, после большого перерыва возвращается в репертуар «Весна священная» Нижинского. Актуальная современная хореография представлена не будет, потому что Диана Вишнева, почти единолично отвечающая за нее в Мариинском театре, сама попросила не ставить в афишу «Звезд» первоначально заявленную ее программу «Диалоги» — балерина хочет сосредоточиться на двух фестивальных спектаклях «Ромео и Джульетта», которые будут писать на DVD. То есть Джульетта Вишневой отправляется в историю.
Скромность украшает
В Петербурге открывается ХХ музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»
Наверх