XV музыкальный фестиваль «Возвращение» в этом году откроется раньше обычного — не в рождественские каникулы (по местному календарю), а еще в старом году, 31 декабря, концертом «Другой Новый год» во «Дворце на Яузе».
Главным номером праздничной программы обещает стать свежесочиненная кантата Петра Поспелова «Искатели жемчуга в Яузе» — опыт энтузиастической музыки, способной развлечь широкого слушателя искренней интонацией и не оставить с пустыми руками ловцов контекстуальных связей и смысловых сокровищ: по крайней мере агентства уже сообщают, что «идея кантаты в том, чтобы поместить речку Яузу в большой контекст мифологии и культуры». Поместится ли? И не окажется ли контекст подобен трубе, в которую была заключена другая московская речка, — увидим. Традиционная «возвращенческая» команда исполнителей во главе с Романом Минцем, Дмитрием Булгаковым, включая Софию Фомину (сопрано из Германии), Бориса Андрианова и других, ради такого случая призвала на помощь оркестр Александра Рудина Musica Viva. Вечер обещает не уступить по накалу чувств бурным праздничным экзерсисам Теодора Курентзиса, успешно справлявшего предновогодний вечер во «Дворце на Яузе» последние несколько лет.
Программа самого фестиваля, ежегодно в разных ракурсах представляющего молодую русскую исполнительскую школу с местными корнями и западным образованием так, что на домашнем фоне она видится воплощением европеизма, состоит из нескольких концертов, но не в Рахманиновском, где привычно, а в Малом зале Консерватории. Как водится, они концептуально продуманны, имеют заманчивые заголовки, содержат не только незаигранную, но и вообще неиграную музыку и обещают удивительные изыски ансамблевого камерного искусства. В такой концентрации и в таком качестве, соотносимое со старой местной традицией и актуальной европейской практикой, оно присутствует только на «Возвращении». Ради него на фестиваль и идут. Что до концертов, они могли бы быть и другими, публика все равно пришла бы. Тем не менее именно точкой зрения на репертуар, оптической настройкой, выхватывающей из партитурной безбрежности фрагмент музыкально-смыслового, историографического или идейного пейзажа или натюрморта, фестиваль всякий раз втягивает в обиход музыку так, что она становится фактом общей концертной биографии.
На этот раз речь пойдет, например, о «Чайковском» (именно так, в кавычках, о мифе и теме) — об образах, следах, первоисточниках, отголосках Чайковского в музыке других композиторов (от Моцарта и Даргомыжского до Шумана, Аренского, Асафьева, Стравинского, Валентина Сильвестрова и Дьердя Куртага). Так будет нарисован огромный круг, в центре которого поместится вокальный квартет Чайковского «Ночь» на моцартовскую тему (10 января).
Еще один изящный тематический разворот, затрагивающий идею знакомого мифа с одновременно притягательным и отталкивающим оттенком, — концерт, посвященный домашнему и салонному музицированию, атлантиде, давно благополучно утонувшей в академической концертной практике, романтически заманчивой и пугающей. «Салонность» существует в современности лишь как уничижительный эпитет, «возвращенцы» же рискуют исследовать миф в рамках целого вечера (8 января) на материале Моцарта–Бузони, Штрауса–Шенберга, а также Моцарта, Рахманинова, Глинки, Шуберта, Дворжака и Гии Канчели (фортепианные пьесы по киномузыкальным мотивам).
Самый не очевидный, самый, наверное, личный в «возвращенческом» контексте домашних каникул и самый при том актуальный по нынешним временам концептуалистский поворот — концерт-открытие фестиваля с названием «Песни о родинах» (6 января). Здесь можно будет послушать, как пели о родинах Чарльз Айвз (органные вариации на тему гимна «Америка», 1892 год), Николай Рославец (попурри-фантазия на темы советских песен, сочинение 1939 года), Ян Сибелиус (симфоническая поэма «Финляндия» в авторской транскрипции для фортепиано), Георгий Свиридов («Отчалившая Русь» на стихи Есенина), Сергей Прокофьев (Семь песен, op. 79) и Антонин Дворжак (квинтет «Своему народу»). А услыхав, сравнить или подпеть. «Патриотизм в творчестве композиторов» (подзаголовок концерта) может стать школьным сочинением или шальной темой для интеллектуального сочельника, но дальше важно — как сыграть. И тут из опыта прошлых лет и списка имен исполнителей берется уверенность в том, что музыка прозвучит как минимум не дежурно, а значит, и о патриотизме поневоле задумаешься.
Хорошо ловится в Яузе
Фестиваль «Возвращение» обнародовал программу на новогодние каникулы
Наверх