В зале «Цеха Красного» на Винзаводе в час дня нет никого, кроме одной небольшой группы детей лет 11-12. Они слепые. Здесь проходит выставка современного искусства «Вне поля зрения», рассчитанная и на обычных посетителей, и на незрячих. Но редкий зрячий заглянет на выставку. А зря. Экспонаты «Вне поля зрения» неожиданны и парадоксальны именно для зрячего человека, привыкшего к исключительно визуальному восприятию искусства. Чтобы понять эту выставку, нужно научиться видеть и мыслить с помощью других органов чувств — слуха, обоняния и осязания. Я прошла выставку с группой пришедших незрячих школьников и по ходу экскурсии ориентировалась не только на свои, но и на их реакции и впечатления.
В центре экспозиции стоит большое «нечто»: черное, похожее на инопланетное существо или продырявленную подводную лодку. Сам автор этого объекта Юлия Хайвард называет его «Фобом». Чтобы узнать, в чем смысл «Фоба», нужно не побояться протянуть руку в одну из дырок. Там окажется мягкая, плюшевая поверхность. Но, как в любом концептуальном произведении, важно не то, что представляет сам экспонат, а то, что мы думаем и ощущаем, находясь в процессе его узнавания. «А он не укусит?» — самый умный и бойкий из группы слепой Петя просовывает руки в «Фоба» и озвучивает мои сомнения. Производство этого сомнения и было главной задачей художницы. С незрячими ребятами ходить по выставке вообще очень интересно: у них каждое прикосновение к объектам вызывает по сто вопросов и мыслей. И никакой зашоренности в восприятии нового.
Мы подходим к деревянным ящикам, очень похожим на те, в которых перевозят произведения искусства. Ребята начинают ощупывать поверхность ящиков и смеются: «Неужели это просто деревянные ящики?» Да, это действительно просто деревянные ящики. Художник Вольфганг Бекштайнер назвал свои экспонаты «внутренними ценностями». Мы должны представить, что внутри ящиков — настоящие произведения искусства. Если мы узнаем, что же там лежит, смысл экспозиции изменится, это будет уже другое произведение искусства. Ни зрячий, ни слепой не может увидеть «внутренние ценности», но думает о них. Так ребята узнают, как классическое искусство приобретает новую форму и становится современным.
На одной из стен зала висит зеленый ковер — «Без названия» Михаэля Кинцера. Обработанная клеем поверхность разнородна, рисунок на ней можно только почувствовать, нащупать руками. Ребята долго прислонялись к панно: кто-то даже щеками и телом. Они удивлялись, что вроде бы обычный ковер стал объектом искусства, гадали, что же представляет собой эта его поверхность: непроходимые джунгли или осоку. Петя был убежден, что это ковер из купе поезда, он узнал его по одному из своих путешествий. В итоге школьники сошлись на том, что смысл современного искусства — запутать человека и уйти от прямых ответов, а значит, это и не ковер из купе, и даже не осока, а вообще нечто абстрактное.
Есть на выставке и экспонаты без особых технологических ухищрений. Это трехмерные скульптуры Штефана Гуйрко, сделанные из обычных материалов: дерева, металла, ткани и найденных художником предметов быта. Экспонаты сюрреалистичны. Табличка с их описанием (в том числе с помощью азбуки Брайля) сообщает, что «они ссылаются на известные произведения, оставившие след в истории искусства». Ребята же в основном жалеют расчлененный деревянный стул, замотанный резиновой лентой. Они так и не пришли к однозначному выводу: просто ли это предмет мебели или идея чего-то иного, о чем они еще не знают.
Также на выставке много звуковых инсталляций: предметы чувствуют приближение человека, изменяют волны звучания, в наушниках можно послушать «молчание» в интерпретации Вима Вендерса, Джима Джармуша и Теренса Янга.
Интерпретируется на выставке и «Черный квадрат» Малевича. Художник Томас Бауманн создал скульптуры «Сделано матерью-природой». Он попробовал рассказать незрячему человеку о цвете на акустическом и звуковом уровне. Мы нажимаем на кнопки и слышим электронные звуки. Цвет можно соотнести с определенными частотами так же, как свет и звук может быть воспринят взглядом. «Черный квадрат» звучит на низких частотах, а нащупать его незрячим школьникам было легко.
Когда-то Малевич своим «Черным квадратом» призывал «освободиться от тирании предметов». Но, как выяснилось на выставке «Вне поля зрения», даже этот его манифест можно понять через предметы и через звуки. И никакой тирании. Просто другой взгляд на искусство.
Томас Бауманн, художник, участник выставки
Я попробовал рассказать при помощи звуков о том, что такое цвет. Звук для незрячих важен так же, как цвет важен для искусства. Я дал посетителям выставки возможность дотронуться до арт-объекта и пропустить его через свое тело при помощи специальных звуковых вибраций. Слепые и зрячие по-разному понимают искусство, это подтолкнуло меня к использованию мультимедийных технологий.
Все музеи сделаны по одному принципу, поэтому там нет места для новых идей и мыслей, я считаю, что сейчас нужно работать с различными медиа, чтобы сделать интересный продукт. При этом нужно оставлять место и обычному взгляду. Между теми работами, которые я обычно делаю, и теми, что представлены на выставке, есть только одно различие — здесь вам нужно закрыть глаза.
Михаил Майер, художник, участник выставки
Для меня работа — это мистический процесс, в результате которого нужно достичь ощущения «ничегонедумания». Я говорю о времени: все, что когда-то существовало, сейчас просто мусор. Старые ткани, фигуры из пенопласта и конструкции из дерева, которые я использую, помогают найти точку невозврата. Работа с «ничем» может многое сказать о жизни.
Для завершения необработанных объектов я смягчил их декоративными элементами. Я не вижу разницы между искусством для слепых и зрячих. Аудиосоставляющая моего проекта помогает одинаково воспринимать и тем и другим искусство.