Открытая до 1 июля нынешнего года в Аптекарском приказе Музея архитектуры (МУАР) выставка «Главная улица Венеции. Большой канал в итальянских фотографиях XIX — начала XX века» может быть признана образцовой. Для глаз утонченное удовольствие. Для ума вкусная пища. На выставке в совершенстве явлено то, что, увы, нечасто радует в отечественной музейной практике: скрупулезнейшая исследовательская работа кураторов (сотрудников МУАР Светланы Трошиной и Юлии Ратомской) воплотилась в точно и тонко сделанной экспозиции и безупречно изданном каталоге (художник Евгений Корнеев).
У автора этих строк есть своя личная предыстория восприятия того материала, что показан на выставке. Несколько лет назад мне довелось побывать в художественном музее британского города Ливерпуль. Там в одном из залов живописи эпохи романтизма висит будто бы до странности знакомый пейзаж художника, чья фамилия тоже загадочно «на слуху» — Дагер. В пейзаже изображены руины готического аббатства (церкви), освещенные бледным светом круглой луны. Что-то вспоминается то ли из Каспара Давида Фридриха, то ли из родного Куинджи. Оказывается, нарисовал пейзаж в первой половине XIX века тот самый француз Луи Жак Манде Дагер, что известен как изобретатель фотографии — получающейся с помощью паров ртути дагеротипии. Этот самый лунный пейзаж — уникальное свидетельство генетического родства нарождавшейся фотографии с культурой живописных иллюзий позднего романтизма. С созданием тревожных атмосферических эффектов в сценографии и диорамах. В обоих жанрах Дагер преуспел.
Каков же был мой восторг, когда на выставке в Аптекарском приказе меня встретили два родных брата дагеровского пейзажа: лунные ночные пейзажи Венеции, запечатленные неизвестными фотографами в 1870–1880-е годы. Они являются как раз тем самым таинственным звеном, соединяющим оптические иллюзии, сотворенные с помощью живописи, и пойманный фотокамерой образ. О создании ночных фотовидов Венеции с круглыми лунами и серебряными дорожками на темной воде рассказывает сокуратор выставки Юлия Ратомская: «В результате тонировки отпечатка вручную панорама Большого канала, запечатленная днем, превратилась в романтический ночной пейзаж. Солнце, зафиксированное на негативе, благодаря художнику стало луной». Такие чудесные метаморфозы вполне в стиле эпохи диорам и всяких других волшебных устройств, в которых в мгновение ока день мог превратиться в ночь, а ясная погода в дождливую.
Для выбранной экспозиции старинных фотографий тема иллюзии — главная. Ведь город на воде Венеция — сама по себе качающаяся на границе сна и яви воплощенная иллюзия. Потому и стала героиней выставки ее главная улица — водный Большой канал. По нему авторы выставки предлагают совершить прогулку, вооружившись картами (напечатаны на стендах у каждого экспоната с красной точкой — указанием адреса видимого на фото здания) и развернутыми комментариями касательно истории множества великих памятников архитектуры по обоим берегам «магистрального течения» города. Архитектуру мы наблюдаем глазами лучших фотографов второй половины XIX — начала XX столетия: Фердинандо Онганья, Сальвиати, Карло Найя, Алинари, Андерсона, Соммера. Альбуминовые (изготовлявшиеся на основе яичного белка) и бромосеребряные отпечатки дарят нам еще одну иллюзию — совершенного проникновения в объемное пространство кадра с блужданием в нем глаз по глубоким темным нишам окон, сводов, арок, с тактильным контактом с высверленной до мельчайших подробностей фактурой поверхности стен.
В Музее архитектуры хранится крупнейшая в России коллекция архитектурной фотографии итальянских (шире — европейских) городов, включающая авторские отпечатки середины XIX — начала XX века. Она формировалась во многом благодаря поступлению в фонды МУАР архивов российских архитекторов-неоклассиков, среди которых в первую очередь вспомним «советского Палладио» Ивана Жолтовского.