16039
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
17968
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9622
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3041
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6079
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5269
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3252
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2392
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9133
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7523
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5790
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6303
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4220
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3234
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2599
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2540
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3173
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2333
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2359
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3647
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3184
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2358
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2052
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3560
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3484
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2341
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2368
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2704
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2549
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2395
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2563
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4605
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3315
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3039
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2564
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 11/01/2012 Сергей Хачатуров 0 53

О праздниках не праздный разговор

Перекрестные маршруты музейных выставок Санкт-Петербурга

Возвышенной одой в честь игры воображения вообще и фантазий художника в частности является открытая до 25 марта в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа экспозиция «Дворцы, руины и темницы. Джованни Баттиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии XVIII века». Она убеждает в том, что тема преодоления границ определяет состоятельность и самого художественного явления и его последующего бытования в контексте культуры.

Не так уж много на слуху имен, которые были бы так почитаемы и так загадочны, как итальянский архитектор XVIII столетия Джованни Баттиста Пиранези. Он автор всего одной постройки — церкви Мальтийского ордена Санта-Мария дель Приорато в Риме. Славу ему принесли великолепные альбомы гравюр и собрания рисунков, выполненные с мастерством, сравнимым с идеальным струнным вибрато рембрандтовских графических опусов. Пиранези в архитектурной графике, пожалуй, первый до конца заставил поверить, что замысел (инвенция) грандиозной постройки подчас ценнее воплощения, а игра воображения (каприччио) сама по себе цель искусства, без оправдывающих ее и оправданных ею средств. Его мало понятый, но высоко ценимый современниками нарисованный и гравированный мир совершенно безапелляционно, властно и могуче узаконил право архитектуры жить по законам всех видов искусств сразу. Не только собственно зодчества, но и музыки, поэзии, лицедейства. Мир, в котором циклопические конструкции неведомых, ввергающих в благоговейный ужас и трепет зданий, — сразу и место действия, и артисты ею же (архитектурой) устроенного фантасмагорического спектакля.

Пиранезиевскими сериями «Гротески» и особенно «Темницы» вдохновлялись романтики XIX века. Они (князь В.Ф. Одоевский, Томас Де Квинси) посвящали ему свои творения. Сергей Эйзенштейн в самопрорастающей арками, сводами, консолями и карнизами, пренебрегающей законами гравитации пиранезиевской архитектуре увидел начатки киномонтажного принципа организации пространства. В своих архитектурных снах и грезах Пиранези переплел в непостижимый уму орнамент формы, жанры, времена, стили. И этот орнамент вышел не эклектичным, но абсолютно органичным, причастным к основам основ художественного творчества, к понятиям воображение, маэстрия, игра фантазии. Когда мы читаем и смотрим в кино, как в небезызвестном замке Хогвартс по приезде героев «готической» сказки о Поттере вдруг начинают перемещаться стены и разъезжаться в разных направлениях лестницы (так что не поймешь, куда доберешься, — зависит от их настроения), нет сомнения, Пиранези лестницы задвигал.

На выставке ликующее настроение создано и благодаря тому, что листы мастера сопровождаются фейерверками архитектурных фантазий сценографов Италии конца XVII — XVIII столетий: семейства Галли Бибиена, Джузеппе Валериани, Пьетро ди Готтардо Гонзага. Их выполненные пером мажорные и минорные скерцо с колоннадами, дворцовыми анфиладами и мрачными подземельями узаконивают жанр «панархитектуры», в котором отметается педантичная классификация на «барокко», «неоклассику», «предромантизм». В роскошном каталоге выставки ее сокуратор Аркадий Ипполитов (он создавал проект вместе с сотрудниками Эрмитажа М.Ф. Коршуновой, В.М. Успенским) отмечает, что сам странный Пиранези, одновременно и венецианец (по корням), и римлянин (по месту жизни и лейтмотиву творчества), не «вербуется» в неоклассики, а во многом представляет остроумный стиль «бароккетто» — вариант итальянского рококо; стиль, возникший на перекрестке барокко, рококо и неоклассицизма.

Экспозиция Пиранези и других архитекторов-фантазеров несомненно склоняет к крамольной в нашем музейном мире мысли: вот если мастера делали театр, волшебную феерию из архитектурных видов, то выставки-то можно режиссировать по законам зрелища, дать волю воображению, отказаться от школьных и шаблонных установок. Самое нежелательное после экспозиции Пиранези идти в Русский музей, на новую выставку «Праздники по-русски» (разместилась в Корпусе Бенуа до 12 марта сего года). В XVIII столетии архитекторы искусно открыли шлюзы фантазии, в XXI сотрудники ГРМ безнадежно эти шлюзы затворили. Вроде бы тема душу веселить обязана: про праздники как-никак! Раскрепоститесь, выдумайте проект соответственный многожанровому определению праздничного действа. Так, чтоб удивляли непредсказуемые сближения, небанальные смыслы. Увы, все по старинке. Извлекли из запасников картины, сюжет которых — разные гулянья по случаю и без. Вот тебе и концепция. Преобладает передвижническая, салонная и близкая к либеральному варианту соцреализма живопись. Нежданно-негаданно, в отсутствии куража и внятной мысли, игра начинает сама играться, непроизвольно возникают странные сюжеты. Один из них — что праздник по-русски это или казенный официоз, или пьяный угар, или вообще нечто инфернальное, в декаденсном духе. На передвижнических картинах толпы веселятся очень манерно и натужно. Не искренне. На советских полотнах вообще отмечаешь на лицах одетых в серое трудящихся отчаянные гримасы. Искренними и свободными в плане живописания радости и красоты праздника были, пожалуй что, хранители философии бахтинского карнавального тела бубнововалетовцы, «игрушечных дел» мастера из народа, да все те же фантазеры — художники «осьмнадцатого века». Отдельная тема — искусство тончайшего живописца, одновременно — саркастического наблюдателя пантомимы русского праздника самородка второй половины XIX столетия Леонида Соломаткина. Жаль, что выставка не его монографическая.