18391
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
21267
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
11189
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3533
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
7161
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6222
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3757
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2772
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
10868
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
8784
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6875
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7330
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4900
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3769
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2950
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2882
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3743
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2691
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2700
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4113
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3569
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2571
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2202
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4061
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4063
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2688
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2730
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3128
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2934
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2770
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2952
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5267
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3826
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3500
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2943
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Кино Латинской Америки XXI века: смерть, наркотики, история, Берналь

Все материалы сюжета Киногеография

Смотрим картины Альфонсо Куарона, Вальтера Саллеша, Карлоса Рейгадаса и других ведущих режиссеров из тех стран, которые образовались после приплытия Колумба

Антон Марьинский

Этот выпуск посвящен странам Латинской Америки, кинематографии которых добились наибольших успехов, в том числе на международной арене: Мексике, Аргентине, Бразилии, Чили и Перу. Режиссеры этих стран часто обращаются к событиям истории XX века: диктатуре Пиночета в «Нет», войнам гангстеров-наркодилеров в бразильских трущобах в «Городе Бога», терроризму в Перу в «Молоке скорби», молодости Эрнесто Гевары в «Че: Дневники мотоциклиста», франкизму в «Лабиринте фавна» etc. Для латиноамериканского кино очень важна тема смерти: почти во всех фильмах обзора смерть витает над персонажами. Многие режиссеры этих стран востребованы и известны в Голливуде. А главное — они поддерживают друг друга и чувствуют свое единство.

Например, Альфонсо Куарон был продюсером картин «Лабиринт фавна» Гильермо дель Торо и «Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Одним из продюсеров последней был и Гильермо дель Торо. Мексиканское кино — вообще одно из самых модных в мире. Не вошел в этот обзор недавний триумфатор Канна «Эли» мексиканца Амата Эскаланте, который получил приз за режиссуру. Этот очень жесткий натуралистичный социальный фильм рассказывает о том, что в стране стоит больше всего бояться полицейских  — убийц и наркодилеров.

Напоследок, но не менее важное: латиноамериканские режиссеры, как никакие другие, умеют выстраивать сложносочиненные конструкции с множеством персонажей и сюжетных линий.

«Сука-любовь», режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2000 год

Иньярриту — возможно, самый модный мексиканский режиссер, к которому в то же время неоднократно предъявляли множество претензий: слишком гламурно, слишком тщательно выстроено, чересчур просчитано давление на зрительские эмоции. Но зрители, несмотря на придирки критиков, его любить и смотреть не перестают. Помимо короткометражек и новелл в альманахах (в том числе и в посвященном Каннскому юбилею «У каждого свое кино» — что говорит об очень большом признании в кинокругах) он сотворил всего четыре полнометражных фильма. Это мексиканские «Сука-любовь» и «Бьютифул» и американские «21 грамм» и «Вавилон». Работает Иньярриту в основном по одной и той же схеме (но тем не менее всякий раз по-разному): судьбы множества героев вдруг переплетаются и бесповоротно влияют друг на друга. В «Вавилоне», который вызвал наибольшее количество критики, все доходило до планетарного масштаба: в глобализованном мире люди из разных стран могут менять жизни друг друга.

«Сука-любовь» — первая полнометражная картина Иньярриту. Составляет «трилогию смерти» вместе с фильмами «21 грамм» и «Вавилон».  Название Amores perros  можно перевести по-разному, но в любом случае perros — это псы: собаки в фильме — один из самых важных сюжетообразующих элементов. Собака персонажа Гаэля Гарсия Берналя — символа нового мексиканского кино, который прославился именно после этого фильма, убивает бойцового пса, участвовавшего в подпольных боях. Так начинается «карьера» этого пса-убийцы. Эта собака сыграет злую роль в другой новелле, повествующей о бывшем левом террористе, полубомже с целой стаей дворняг. Третий сюжет связан с первым и косвенно со вторым: красавица-модель попадает в жуткую аварию, которую провоцирует герой Берналя. У модели тоже есть собака, она проникает под пол ее новой квартиры, прыгнув в дыру. Долгие дни девушка пытается найти и достать собаку, параллельно переживая трагедию сломанной жизни.

Сюжет, придуманный постоянным сценаристом Иньярриту Гильермо Арриагой (который не работал с ним лишь на «Бьютифул»), пересказать в двух словах невозможно. Иньярриту с первого фильма нашел свой стиль: невероятные хитросплетения судеб, мысль о том, что незначительный, как кажется, поступок влияет на чужую жизнь, драйв в каждом кадре и сильное, действительно математически высчитанное давление на эмоции и нервы — все эти собачьи драмы выносить невозможно почти физически. Псов жалеешь сильнее, чем людей.  Картина получила десять мексиканских премий Ariel, «Бафту» за лучший неанглоязычный фильм и Гран-при важной каннской программы «Неделя критики». А потом номинировалась на «Оскар».

«И твою маму тоже», режиссер Альфонсо Куарон, 2001 год

Мексиканец Куарон, как и его коллеги Алехандро Гонсалес Иньярриту и Гильермо дель Торо, знаменит как картинами, сделанными на родине, так и голливудскими работами. Еще до прогремевшей в мире «И твою маму тоже» Куарон снял «Большие надежды» — экранизацию романа Диккенса с Гвинет Пелтроу, Итаном Хоуком, Робертом де Ниро и другими звездами. Доверили ему и святую всех святых — третью часть «Гарри Поттера», которая получилась одной из лучших во всей серии. Антиутопия «Дитя человеческое» с Клайвом Оуэном — тоже его рук дело. Грядущий (начинается 28 августа) Венецианский фестиваль откроет новая картина Куарона, и тоже голливудская: «Гравитация» — фантастический триллер о космосе. Все эти фильмы — очень разные по темам, стилю и настроению.

«И твою маму тоже» — единственная за долгие годы мексиканская работа Куарона. Фильм удостоился множества номинаций на главные мировые премии. В том числе на «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий» (который написали Альфонсо и Карлос Куарон). Мексиканские секс-символы Гаэль Гарсия Берналь и Диего Луна изображают беззаботных глуповатых юношей Хулио и Тенока —  считай, все еще подростков. Они вполне довольны собой: у обоих есть девушки и вообще почти все, что нужно для счастья. Но сталкиваются с героиней, которую играет испанская актриса Марибель Верду. Ее зовут Луиса, и, по юношеским понятиям, она намного старше и опытнее их. Ей изменяет муж, и она соглашается поехать с Хулио и Теноком на красивый пляж, которого на самом деле не существует. Когда никто не видит, Луиса горько плачет. Но от того ли, что разрушился ее брак? «И твою маму тоже» — роуд-муви, где много секса, далеко не всегда для героев удачного. Много в нем и мексиканских пейзажей, и зарисовок местной жизни: основные второстепенные персонажи — полицейские, которые постоянно задерживают кого-то за окном машины героев, и разнообразные животные, типичные для мексиканских пригородов.

В конечном счете оказывается, что это фильм не о приятных превратностях юности, а о том, как попробовать смириться со смертью. Только так, как живут герои, и надо жить: глупо, безрассудно, неумело, свободно. Правда, потом неизбежно становится стыдно. Но именно в этот момент, по Куарону, начинается взрослая скучная жизнь, от которой нужно, но почти невозможно убежать.

Забавно: фривольности картины «И твою маму тоже» породили потом в сети массу стебных интерпретаций «Гарри Поттера и узника Азкабана», ставшего следующей работой Куарона.

«Болото», режиссер Лукресия Мартель, 2001 год

«Болото» — это не только метафора происходящего на экране в дебютном полнометражном фильме аргентинки Лукресии Мартель, но и название вполне конкретной местности, в которой обитают герои картины и откуда родом сама Мартель: Аргентина, провинция Сальта.
Как и во многих других латиноамериканских картинах, в «Болоте» — огромное количество персонажей, которые запутались во взаимоотношениях. В данном случае все они знакомы: это две семьи, в которых столько людей, что разобраться, кто есть кто, довольно трудно. Глава первого семейства в прошлом изменял жене с женщиной, которая теперь живет с его старшим сыном в Буэнос-Айресе. Жена этого человека в первых кадрах падает пьяная около бассейна и сильно ранится. Одна из ее дочерей, пятнадцатилетняя Моми, отчаянно влюблена в служанку-индианку, которая предпочитает ей местного юношу.

Невыносимая жара, дождь или его предчувствие, тучи, грязный бассейн, люди, у которых хватает сил в основном на то, чтобы валяться без чувств  в самых разных компаниях и сочетаниях дома, — вот из чего соткана эта мало на что похожая по атмосфере картина. Почти каждый здесь получает физические увечья: у кого-то нет глаза, кого-то избили, кто-то упал. Маленькие дети стреляют в застрявшую в трясине корову. Надо всем витает… да-да, опять-таки смерть, которая непременно в какой-то момент совершит нападение. Этим несчастным, но очень живым людям не суждено выбраться из болота. Даже путешествие в ближайшую страну оказывается невыполнимой задачей. Где-то неподалеку неким иным людям является Дева Мария, но не нашим героям.
«Болото» стало обладателем приза Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) на Берлинском кинофестивале, одной из наград главного американского фестиваля «Сандэнс» и других премий. Две другие картины Мартель — «Святая девушка» и «Женщина без головы»  были отобраны в основной конкурс Каннского фестиваля. Кстати, Мартель пригласили  в 2006-м стать членом его жюри, что для режиссеров  знак высокого признания.

«Город Бога», режиссеры Фернанду Мейреллеш и Катя Лунд, 2003 год

«Город Бога» рассказывает о жизни в трущобе  Рио-де-Жанейро — фавеле Город Бога, где обитают преступники и наркоторговцы. Фильм основан на реальной истории.  Актеры, исполняющие две главные роли, родом из настоящего Города Бога. Съемки велись в реальных фавелах, но не в Городе Бога: там было бы слишком опасно.

«Город Бога» — своеобразный гангстерский эпос с множеством персонажей. Своеобразный — потому что многим гангстерам здесь нет и десяти, что производит особенно шокирующее впечатление. Король преступников и наркоторговцев, контролирующий всю округу, тоже начинал свой путь еще совсем маленьким мальчиком. Но уже тогда он совершил свое первое убийство. Вырваться из Города Бога  или хотя бы жить там и не быть связанным с криминалом — почти невозможно. Но именно к этому стремится персонаж по имени Ракета — он с детства мечтает стать фоторепортером. Десятки сюжетных линий переплетаются, многих вроде бы ведущих героев убивают еще в середине картины, а личная обида приводит к войне в фавеле, от которой никому не укрыться. Камера мечется, энергия наполняет экран. Но сильнее всего поражает то, что именно так, как показано в этом фильме, дальнем родственнике «Генералов песчаных карьеров», и живут, очевидно, миллионы людей в Бразилии. Впрочем, в связи с предстоящими чемпионатом мира по футболу и Олимпиадой в Бразилии фавелы подверглись процессу джентрификации: их начали заполнять благополучные граждане.

«Город Бога» был номинирован на четыре «Оскара» (в  том числе за лучшую режиссуру и сценарий), стал обладателем шести бразильских премий  Cinema Brazil Grand Prize и множества других наград по всему миру. В данный момент находится на 21-м месте в топ-250 лучших фильмов всех времен на сайте imdb.com.

После «Города Бога» о Фернандо Мейреллеше говорили в основном как о голливудском постановщике  благодаря англоязычному «Преданному садовнику» (актриса Рейчел Уайз получила «Оскар»)  и «Слепоте» по роману Жозе Сарамаго (фильм открывал очередной Каннский фестиваль). Сам Мейреллеш стал при этом продюсером ленты «Город мужчин» (у нас она известна как «Город Бога-2») и одноименного сериала.

Где смотреть латиноамериканское кино в Москве

Следите за мероприятиями Латиноамериканского культурного центра им. Симона Боливара (там есть и медиатека)
(Большой Каретный пер., д. 13/15)
тел. +7 (495) 699-40-42
+7 (495) 699-95-61
+7 (495) 956-91-00

Следите за афишей:

к/т «35 ММ»
(ул. Покровка, д. 47/24)
тел. +7 (495) 917-54-92

к/т «Мир искусства»
(ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 3)
тел. +7 (499) 978-66-19

к/т «Иллюзион»
(Котельническая наб., д. 1/15)
тел.: + 7 (495) 915-43-39 (автоответчик), (495) 915-43-53

Музей кино
(показы проходят на разных площадках)

«Карандиру», режиссер Эктор Бабенко, 2003 год

Эктор Бабенко родился в Аргентине, потом натурализовался в Бразилии, а корни у него — польско-украинские. Срежиссировал в том числе любимые киноманами «Пишоте: закон самого слабого» и «Поцелуй женщины-паука», за который номинировался на «Оскар» как лучший режиссер. Трижды участвовал в Каннском конкурсе, последний раз  —  с «Карандиру». Реальные событие, легшие в основу фильма, описаны в книге Драузио Вареллы «Станция Карандиру».

Тюрьма  «Карандиру» — одна из самых страшных в Бразилии. СПИД и другие болезни разносятся по ней с молниеносной скоростью. В 1992 году заключенные подняли мятеж. Чтобы его остановить, полиция убила 111 человек. В результате тюрьму пришлось разрушить.

Несмотря на страшную сюжетную канву, эта картина иногда превращается в комедию. Заключенные — сплошь фрики. Бразильский секс-символ Родриго Санторо играет кокетливого транссексуала Леди Ди. Один из узников попал в неволю в результате эксцентричных любовных похождений. При этом многие невиновны. Построение картины достаточно традиционно: истории пленников мы узнаем, когда они их рассказывают приехавшему в тюрьму врачу. Оформлены рассказы в виде флешбэков. Но весь ужас жизни в тюрьме и вся тюремная иерархия показаны, судя по всему, очень правдиво.

«Че Гевара: Дневники мотоциклиста», режиссер Вальтер Саллеш, 2004 год

Картина поставлена бразильцем Вальтером Саллешем по настоящим дневникам Че Гевары. В 1952 году 22-летний Эрнесто Гевара, только что закончивший медицинский вуз, вместе со своим другом Альберто Гранадо совершает путешествие по Латинской Америке. Он получает романтический опыт, общаясь с первыми в его жизни девушками, наблюдает социальную несправедливость, работает в лепрозории и в конце концов приходит к мысли о революции: понимает, что не может больше жить, как прежде.  Но — уже после финальных титров. «Дневники мотоциклиста» возвращают человеческое лицо тому, кто уже давно стал не просто мифом, а брендом, изображенным на майках.  В оболочку роуд-муви запрятан жанр романа воспитания. Молодого Че изображает все тот же Гаэль Гарсия Берналь, успевший слегка заматереть со времен «Суки-любви» и «И твою маму тоже». Все это сопровождается фирменными меланхолическими мелодиями любимого композитора Алехандро Гонсалеса Иньярриту Густаво Сантаолайи.

Когда на премьере фильма на Каннском фестивале на сцену вышел реальный Альберто Гранадо, друг Гевары, публика в смокингах была в восторге, многие потом признавались, что в глазах стояли слезы. Для них Че — не только символ антибуржуазности и юношеского бунта, но и молодости вообще. На Западе отношение к Че отличается от того, что в России: у нас оно сложнее и неоднозначнее. Доказательство любви к Че западных людей — участие фильма в массе фестивалей и его номинации на ведущие премии, в том числе на две оскаровские (в итоге статуэтку он получил за лучшую песню). Добавим призы британской кинотелеакадемии «Бафта» за лучший неанглоязычный фильм и музыку, а также приз экуменического жюри и еще две неофициальные награды в Канне.

Имя режиссера Вальера Саллеша впервые громко прозвучало во всем мире, когда он во второй половине 1990-х победил в Берлине со своим «Центральным вокзалом». В Голливуде снял ремейк японского ужастика «Темная вода» — довольно неожиданный шаг для режиссера-автора. Участвовал в альманахах «Париж, я люблю тебя» и «У каждого свое кино». Последняя его работа — экранизация «На дороге» Керуака — фурора не вызвала, но многих киноманов тоже заинтересовала.

«Лабиринт фавна», режиссер Гильермо дель Торо, 2006 год

В Испании 1944 года, несмотря на то что гражданская война закончилась в 1939-м, продолжают свирепствовать франкисты-фашисты. Мама десятилетней Офелии переезжает с дочерью в военный лагерь под руководством своего мужа — офицера армии Франко по имени Видаль. Тот убийца и настоящее чудовище: тиран не только на войне, но и дома. Видаль должен очистить район от повстанцев. Девочка Офелия тем временем погружается в сказочный мир. Но, как и в настоящих сказках, этот чудесный мир полон ужасов. Фавн, который обитает там, рассказывает девочке, что она на самом деле  принцесса волшебного царства, которую разыскивает ее настоящий отец. Чтобы вернуться в царство, ей нужно пройти три испытания. В потайном мире можно встретить не только фавна, который то ли зло, то ли добро, но и, например, монстра с глазами на ладонях, от которого уж  явно не стоить ждать ничего хорошего.

«Лабиринт фавна» — вторая часть серии фильмов о гражданской войне в Испании мексиканца Гильермо дель Торо. Первая — «Хребет дьявола» — была выпущена в наш прокат на волне успеха «Фавна». Трагедиям, связанным с франкистским режимом, обычно посвящают картины испанские режиссеры. Для дель Торо, очевидно, важна не только сама тема, но и возможности, которые она открывает. Наверное, самый изобретательный (наряду с Тимом Бертоном) придумщик фантастических чудовищ показывает, что по сравнению с некоторыми представителями человеческого рода его любимые, даже самые жуткие монстры — почти что милые котята. Чудищам посвящены и его голливудские работы — «Блэйд-2» и две части «Хеллбоя». Ну кто еще, кроме Гильермо дель Торо, мог решиться экранизировать комикс «Хеллбой» об одном из самых некрасивых супергероев и взять на главную роль, уж прямо скажем, не самого большого красавца Рона Перлмана,  которому к тому же в тот момент было уже за пятьдесят?  И ведь очень обаятельный получился персонаж. В новой работе мексиканца — мегабюджетном «Тихоокеанском рубеже» — злодеи-монстры тоже сотворены с большой авторской любовью.

«Лабиринт фавна» номинировался на шесть «Оскаров», получил три из них: за лучшие операторскую работу, грим и декорации. Завоевал, помимо прочего, три «Бафты» (в том числе за лучший неанглоязычный фильм), был отобран в конкурс Каннского фестиваля. Дель Торо также очень плодовит как сценарист и продюсер, причем не только своих фильмов, но и многих других голливудских и мексиканских. Был, например, соавтором сценария всех частей «Хоббита»  — трилогии другого важного киновыдумщика и любителя чудищ Питера Джексона.

«Молоко скорби», режиссер Клаудия Льоса, 2009 год

Много ли вы слышали о перуанском кино? За последние годы «Молоко скорби» стало самым большим международным киноуспехом Перу: главный приз и приз ФИПРЕССИ в Берлине и номинация на «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм. И это всего лишь вторая полнометражная картина режиссера Клаудии Льосы — красавицы-племянницы нобелевского лауреата писателя Марио Варгаса Льосы. Первый ее фильм — «Сделановсша» — завоевал приз ФИПРЕССИ на Роттердамском кинофестивале.

Вот уж действительно оригинальный сюжет: героиня актрисы Магали Сольер по имени Фауста помещает себе в самое интересное место картофелину. Делает она это потому, что боится: ее мать, теперь уже мертвая (ее никак не могут похоронить — нет денег), была изнасилована во времена страшного терроризма в Перу (с 1980 по 1992 год около шестидесяти тысяч человек было убито, в основном в Андах). Впитавшая страх к миру с молоком матери, девушка постепенно, очень медленно начинает от него избавляться. В этом ей помогает в том числе пожилой садовник. Фауста поет, вводя зрителя в транс, — рассказывая таким образом свою и чужие истории. Конечно, фильм погружен в местные пейзажи, перуанскую культуру. Будучи знакомой с одним из жителей Лимы, могу сказать: в перуанцах действительно очень сильна память о прошлом, причем и не о таком близком. Они воспринимают даже события испанской Конкисты как что-то личное и очень болезненное. Поэтому фильм Льосы, очевидно, не только правдиво показывает психологию людей, затронутых событиями недавнего прошлого в Перу, но и демонстрирует особенности менталитета и устройства памяти перуанцев вообще.

«Тайна в его глазах», режиссер Хуан Хосе Кампанеллья, 2009 год

Лауреат премии «Оскар» как лучший неанглоязычный фильм — драматический детектив аргентинца Кампанелльи с неожиданным финалом — прогремел по всему миру. Судебный служащий Бенхамин в исполнении известного в Аргентине Рикардо Дарина пишет книгу о расследовании, которое повлияло на всю его жизнь. В процессе написания он выяснит шокирующие детали этого дела из далекого прошлого.  В 1974 году молодая женщина была изнасилована и убита. Бенхамин со своим напарником Пабло и начальницей Ирене, в которую влюблен, вскоре выходят на след насильника. В итоге его сажают в тюрьму, но через какое-то время освобождают благодаря сотрудничеству с праворадикальной перонистской партией. «Тайна в его глазах» — тот случай, когда не стоит выдавать сюжетные повороты. Несмотря на то что это вполне традиционный (и очень хорошо сделанный и снятый) фильм, он наполнен страстью, присущей испаноязычным странам: ведь это картина о том, как люди проносят страсть через всю свою жизнь —  будь то одержимость любовью или местью. Страсть, по Дарину, это не мимолетная вспышка, а чувство, которое не уходит никогда и в котором заключается смысл существования.

Режиссер Хуан Хосе Кампанеллья — автор фильмов «Все та же любовь, все тот же дождь», «Сын невесты», «Луна Авелланеды» и других. В США много снимал сериалы — в том числе несколько серий «Доктора Хауса».

«После Люсии», режиссер Мишель Франко, 2012 год

Благодаря этому фильму Мексика в прошлом году стала триумфатором каннского «Особого взгляда» — второй по важности программы после основного конкурса. Мишель Франко — режиссер начинающий: «После Люсии» всего лишь вторая его картина.

Люсия — недавно погибшая мать главной героини, 15-летней Алехандры. Девочка с отцом, шеф-поваром, который не может справиться со своей болью, переезжает в новый дом. Алехандра, хотя и производит впечатление скромницы, вроде бы ничем не отличается от своих новых одноклассников, с которыми легко находит общий язык: она не прочь и выпить, и наркотики попробовать, и потусоваться. Однажды на вечеринке она позволяет однокласснику заснять на телефон их секс. Видео каким-то образом попадает в интернет (мальчик уверяет, что невиновен в этом), и Алехандру начинают травить. Издевательства в фильме нехилые: торт с экскрементами, который заставляют съесть девочку — еще только цветочки. Девочка почему-то все терпит и никому не жалуется. Все движется к трагическому и шокирующему, при этом совершенно неожиданному финалу.

Картин о школьных издевательствах снято, конечно, немало. Но реалистичная и в то же время сдержанная «После Люсии» ужасает вот чем: Алехандру травят не за то, что она другая — отличница, скромница, а за то, что она сделала то же, что делают все остальные. И виноват в этом отнюдь не мальчик, который, кажется, действительно не выкладывал видео и в итоге платит за все. Он искренне симпатизирует Алехандре, хочет ее поддержать, но не может — слаб духом, не способен пойти против толпы. Инициаторами кошмаров здесь явно выступают девочки — лицемерные, ревнующие, завидующие, которые к тому же входят в раж и не могут остановиться, привлекая и всех остальных. Впрочем, и мальчики от них не отстают. Суть подростковой психологии Франко уловил и показал очень точно, одновременно поставив диагноз всему современному мексиканскому обществу вообще.

Один из пользователей сайта YouTube написал: «Если у вас не происходит идентификации с какой-либо частью этого фильма, вы просто не живете в Мехико».

«После мрака свет», режиссер Карлос Рейгадас, 2012 год

Еще один мексиканец в списке Карлос Рейгадас — один из самых радикальных режиссеров современности. Вдохновляется Тарковским, Бунюэлем и Дрейером. Снимает фильмы, например, о связи духовного и физиологического. Сакральное, по Рейгадасу, связано не только с природой, но и с сексом. Работает с непрофессиональными актерами и поражает зрителей откровенностью многих сцен. Автор четырех полнометражных работ: «Япония», «Битва на небесах», «Безмолвный свет» и «После мрака свет». Конечно, все его картины были в Канне. «Безмолвный свет» завоевал приз жюри, а «После мрака свет» — награду за лучшую режиссуру. На последнюю тем не менее плевались многие критики. После сеанса в Канне разговоры, рассказывают, были примерно такие: а почему он оторвал себе голову (да, один персонаж действительно так поступает — отрывает себе руками голову)? А что это был за красный рисованный черт с чемоданчиком, который приходил в дом главных героев? А это вообще был кто? Действительно, разобраться в происходящем на экране почти невозможно, а трактовки могут быть самые разные. Одна из них — пантеистическая: все живое едино и священно, Бог и природа отождествляются.

Хуан и Наталья с двумя детьми живут в мексиканской деревне в горах. Местные жители грабят эту богатую пару, переехавшую из города. Периодически мы видим то сексуальные оргии в бане, где все почему-то говорят не по-испански, в том числе и главные герои, то того самого красного черта, то еще какие-то картины, которые совершенно не состыковываются  с тем, что было в кадре минуту назад. Очевидно, нам показывают то флешбэки, то даже флешфорварды, сны или грезы. В фильме часто используется широкоугольная линза, благодаря чему в фокусе — только центральная часть изображения, края размыты.

 «Нет», режиссер Пабло Ларраин, 2012 год

Чилиец Пабло Ларраин снял несколько фильмов об эпохе Пиночета («Тони Манеро», Post Mortem). «Нет» — самый позитивный из них и, наверное, самый актуальный для России, ведь в нем рассказано о том, как можно победить диктатуру. Оказывается, для этого нужны всего лишь референдум и правильные рекламные ролики. Фильм основан на реальных событиях, но образ главного героя — Рене Сааведры (которого играет, конечно, Гаэль Гарсия Берналь) — собирательный.  В 1988 году Пиночет был вынужден провести референдум, после которого его полномочия были бы продлены или прекращены. Тогда оппозиция получила на 27 дней доступ к телеэфиру. Сааведра — копирайтер из рекламного агентства, который не слишком хочет заниматься политикой. Но в итоге он придумывает ход, благодаря которому Пиночет теряет свою власть. В роликах, концепцию которых создает рекламщик, показано не насилие эпохи диктатора, а светлое будущее, которое ждет страну без него. Люди будущего говорят насилию «нет», веселятся, поют и лучатся счастьем. Это срабатывает даже несмотря на то, что сами члены оппозиции уверены в своем проигрыше: население Чили боится перемен и проголосует скорее за того, кого уже знает (что-то это все очень напоминает). Ларраин использовал в картине настоящие ролики той кампании, а остальное изображение в фильме состарил (не удивляйтесь как бы плохому качеству картинки), чтобы оно не отличалось от старых клипов и хроники.

«Нет» завоевал приз Международной конфедерации арт-кино в Канне, номинировался на «Оскар» от Чили.