16371
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
18652
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9835
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3097
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6229
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5384
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3307
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2435
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9361
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7708
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5963
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6450
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4301
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3295
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2639
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2576
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3237
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2371
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2393
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3697
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3233
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2374
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2066
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3617
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3554
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2374
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2404
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2749
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2595
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2438
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2607
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4700
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3368
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3094
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2601
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Кино Италии XXI века: мечтатели, политика, революция

Все материалы сюжета Киногеография

Смотрим фильмы Бертолуччи, Гарроне, Соррентино, Ардженто и других итальянских режиссеров

Антон Марьинский

Италия — родина по-настоящему великого кино. Неореализм, Антониони, Росселлини, Висконти, Феллини, Пазолини, Феррери, Серджио Леоне — перечислять имена можно долго. Современное итальянское кино — одно из самых возрастных в Европе. Ведущим режиссерам — Бернардо Бертолуччи, братьям Тавиани, Марко Белоккьо уже по 70-80 лет, и их можно поставить в один ряд с перечисленными мэтрами прошлого. Нанни Моретти, Роберто Бениньи, Джузеппе Торнаторе — в районе шестидесяти. Но кино все они снимают молодое.

Самими важными молодыми режиссерами Италии считаются Маттео Гарроне и Паоло Соррентино. Особенностью итальянского кинематографа является его политизированность. Кроме того, режиссеры любят рефлексировать над итальянской инфантильностью (итальянские мужчины зачастую поздно взрослеют) и связанной с ней мечтательностью. Очень влиятелен «итальянский клан» в Голливуде. Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Майкл Чимино, София и Роман Коппола, Квентин Тарантино, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, даже отчасти Леонардо Ди Каприо — с итальянскими корнями.

«Пурпурная дива», режиссер Азия Ардженто, 2000 год

Азия Ардженто — дочь культового мастера ужасов Дарио Ардженто. Она известна как актриса (получила две главные итальянские кинопремии David di Donatello в категории «Актриса года»), режиссер, снявший два полнометражных фильма и множество короткометражек, сценарист, писатель. Азия играла и в картинах Дарио Ардженто (например, в «Призраке оперы»), и в Голливуде (преимущественно у режиссеров с итальянскими корнями  — Абеля Феррары в «Отеле «Новая роза», Джорджа Ромеро в «Земле мертвых», Софии Копполы в «Марии Антуанетте»). Оба Ардженто — отец и дочь — славятся эпатажностью поведения.

«Пурпурная дива» — полнометражный дебют Азии. Героиня фильма Анна-Батиста, которую играет она сама, — 24-летняя актриса. Она уже успела получить множество премий, она прекрасна и желанна всеми мужчинами. Беспорядочный секс, съемки в фильмах, где много эротики, наркотики — вот ее жизнь. Однажды она проводит ночь с музыкантом из Австралии — и влюбляется в него, впервые в жизни. Но он улетает домой.

«Пурпурная дива» — фильм явно частично автобиографический, и оттого горький и честный. Фильм об одинокой душе, которая начинает рваться на части. О детских травмах и о том, как они влияют на последующую жизнь. Об участи не только итальянской красавицы-актрисы, которой зачастую предлагают только эротические роли, но и обычной красивой женщины, которую воспринимают лишь в одном ключе. О том, что самые, на первый взгляд, большие распутницы (сама героиня называет себя «шлюхой») могут быть отчаянными романтиками, наивными мечтателями, которых вдребезги разбивает жизнь.

«Малена», режиссер Джузеппе Торнаторе, 2000 год

В июне 1940-го Италия объявила войну Франции и Великобритании. В тот день 13-летний Ренато Аморозо получил в подарок свой первый велосипед и впервые увидел Малену, которую уже никогда не забудет. Красавица — жена солдата — объект желания всех мужчин и зависти всех женщин. Первые преследуют ее, вторые — распускают сплетни. Все это неминуемо обернется трагедией. «Малена», как и «Пурпурная дива» того же 2000 года, рассказывает об участи красивой женщины. Но главным образом — это фильм–ностальгия по ушедшему времени, отрочеству и первой любви — еще более прекрасной оттого, что недоступной. Моника Белуччи в главной роли — даже больше, чем шикарная женщина. Картина участвовала в Берлинском кинофестивале, претендовала на два «Оскара» (в том числе за музыку, которую написал великий Эннио Морриконе). Это своеобразное продолжение «Нового кинотеатра «Парадизо» того же Джузеппе Торнаторе, за который режиссер получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», Каннский Гран-при жюри и массу других наград.

Где смотреть итальянское кино в Москве

Можно брать фильмы в медиатеке Итальянского института культуры в Москве
(Малый Козловский пер., д. 4); тел + 7 (495)787 7164

Также следите за афишей:

к/т «Мир искусства» (ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 3); тел.+7 (499) 978-66-19

к/т «Иллюзион» (Котельническая наб., д. 1/15; тел. + 7 (495) 915-43-39 (автоответчик), (495) 915-43-53

Музей кино (показы проходят на разных площадках)

«Здравствуй, ночь», режиссер Марко Белоккьо, 2003 год

Марко Белоккьо — классик итальянского кино. Один из его самых знаменитых ранних фильмов — «Кулаки в карманах». Последняя громкая работа — недавняя «Спящая красавица».

«Здравствуй, ночь» была в конкурсе Венецианского фестиваля 2003 года, где получила ряд наград, но не главную. Выиграл тогда Андрей Звягинцев с «Возвращением», отчего Белоккьо очень оскорбился. Последовавшую отставку дирекции фестиваля связывали с тем, что якобы Сильвио Берлускони лично наказал ее за ненаграждение «великой итальянской картины». Фильм рассказывает про малоизвестное новейшей публике, но потрясшее в 1978 году всю Европу похищение и убийство представителями левацких «красных бригад» итальянского премьер-министра Альдо Моро. Все это происходит под музыку Pink Floyd. Моро, если верить фильму, был умницей и прогрессистом, подобным Александру II. Удивительно, что именно их двоих и убили радикальные борцы за освобождение трудящихся. Убийство Моро уже не раз становилось темой фильмов, потому что именно оно (а даже не печальное отсутствие товаров в магазинах СССР) скомпрометировало коммунистические идеи. «Здравствуй, ночь» — сильный традиционный фильм с проработанными характерами.

«Мечтатели», режиссер Бернардо Бертолуччи, 2003 год

Автор «Конформиста», «Последнего танго в Париже», «Двадцатого века» в зрелом возрасте снимает картины об очень молодых людях: «Ускользающая красота», «Мечтатели», «Ты и я».

«Мечтатели» рассказывают о революции 1968-го года во Франции. Но главные герои почти все время проводят вдалеке от политических событий. Брат и сестра Изабель и Тео знакомятся с американским студентом Мэттью и приглашают его пожить в своей квартире, пока их буржуазные родители в отъезде. В замкнутом пространстве троица (подстрекателем, конечно, является не скромный Мэтью) устраивает свою собственную революцию — разумеется, сексуальную. Причем, как и всегда у Бертолуччи, все это носит провокативно-откровенный и болезненный характер. К тому же не обошлось без инцестуального мотива. Герои одержимы не только сексуальными, но и синефильскими страстями: любовь к кино в годы революции была непременным атрибутом протестующей молодежи. Они без конца что-то инсценируют, цитируют, загадывают друг другу кинозагадки. Например, повторяют пробег по Лувру из фильма Годара «Банда аутсайдеров». В фильме появляется символ «новой волны» и альтер эго Трюффо Жан-Пьер Лео в роли самого себя.

«Мечтатели» породили сразу трех звезд независимого кино. Одни из первых своих ролей здесь исполнили Ева Грин (у нее это вообще первая кинороль), Луи Гаррель и Майкл Питт.

«Последствия любви», режиссер Паоло Соррентино, 2004 год

Паоло Соррентино — любимец и постоянный участник Каннского кинофестиваля. Только что восторг критики вызвала его последняя работа, показанная в Канне-2013 — «Великая красота». Приз жюри в Канне выиграл его фильм «Изумительный». «Последствия любви» — первая из пяти картин Соррентино, попавших в Каннский конкурс. Также фильм был триумфатором церемонии David di Donatello.

«Последствия любви» — о том, как бывший бизнес-консультант Титта ди Джироламо потерял огромные деньги мафии, когда сорвалась сделка по покупке танкера. Мафия его простила, но теперь он вынужден на нее работать. Титта живет в отеле в Швейцарии и регулярно доставляет в банк чемодан с деньгами, который ему приносят. Но об этом мы узнаем далеко не сразу.

Изображая жизнь Титта, Соррентино явно ориентируется на картины Антониони, который гениально показывал скуку своих персонажей и их неспособность коммуникации друг с другом. Как и Антониони, Соррентино изображает пустоту жизни своего героя, ее безнадежность. Титта не может выстроить отношения с молодой девушкой, работницей отеля, которая ему нравится. Не умеет общаться со своими детьми. У Титта есть лучший друг, но он не виделся с ним двадцать лет. В печальном мире Соррентино только такая дружба и возможна. Возможна и дружба жертвенная, но тоже лишенная нормальной коммуникации. Безысходность жизни здесь объясняется вмешательством в нее мафии. Так экзистенциальная драма превращается в политическую картину с неожиданным финалом.

Главную роль исполняет, как и в большинстве фильмов Соррентино, блестящий Тони Сервилло. В «Изумительном» с тем же Сервилло политическая тема окончательно выходит на первый план у Соррентино: лента рассказывает об итальянском премьер-министре Джулио Андреотти. Стоит отметить, что Паоло Соррентино — режиссер-эстет, для которого важны идеально выстроенный кадр, интересный монтаж и острые музыкальные акценты.

«Тигр и снег», режиссер Роберто Бениньи, 2005 год

Конечно, лучший фильм Роберто Бениньи — это «Жизнь прекрасна», получивший три «Оскара», Гран-при Каннского кинофестиваля  и массу других призов: от вороха статуэток David di Donatello до Grammy. «Жизнь прекрасна» находится на сорок восьмом месте в списке 250-ти лучших фильмов всех времен на сайте imdb.com. Но картина была снята в 1997 году. «Жизнь прекрасна» рассказывала о том, как отец заставляет поверить сына, что происходящее в концлагере, куда они попали — всего лишь игра. Воображение помогает преодолеть беду. В этом суть Бениньи: он всегда снимает жизнерадостные и трогательные сказки, где смех сквозь слезы. «Тигр и снег» не исключение.

Аттилло де Джиованни— поэт и преподаватель, у него две дочки. Каждую ночь ему снится необычная свадьба, где его невеста — Виттория, женщина, с которой он в реальной жизни не знаком. Поет на этой свадьбе Том Уэйтс, с которым Бениньи снимался в фильмах Джима Джармуша «Вне закона» и «Кофе и сигареты». Витторию играет жена Бениньи Николетта Браски, всегда изображающая в его лентах любимую женщину главного героя. Забавно, что и она снималась у Джармушаво «Вне закона» и в «Таинственном поезде».

Однажды герой встречает женщину из сна в реальной жизни. Но вскоре она уезжает в Ирак, там ее ранят. Она лежит с отеком мозга в Багдаде, где нет лекарств. Аттилло все бросает, прилетает к любимой и проходит сквозь огонь и воду, чтобы ее спасти. Бениньи снова обращается к теме войны и выживания на ней человека. «Тигр и снег» подобен волшебной сказке, где герой непременно проходит множество испытаний, чтобы достичь своей цели. Аттилло относится к нашему миру как к сказочному, поэтому у него все и получается. В отличие от  многих других итальянских картин о наивных выдумщиках, «Тигр и снег» доказывает, что только такие люди и могут выжить в жестоком мире.

Но мечты должны подкрепляться действием. Не отчаивающийся страстный герой Бениньи, как всегда, обаятелен. Да, кажется, что режиссер изображает самого себя. Но влюбом случае, хотелось бы, чтобы таких людей было побольше.

«Гоморра», режиссер Маттео Гарроне, 2008 год

«Гоморра» — лучший на данный момент фильм Маттео Гарроне, одного из тех, с кем связывают Ренессанс итальянского кино. «Гоморра» собрала награды по всему миру: чего стоят только Каннский Гран-при и пять премий Европейской киноакадемии. Конечно, не обошлось и без основных наград David di Donatello. Среди других важных для Гарроне работ — «Таксидермист», «Первая любовь» и «Реальность». За последнюю Гарроне снова получил Гран-при в Канне в 2012 году. Впрочем, многие критики признали это решение очень спорным, поскольку посчитали «Реальность» не самой сильной картиной.

«Гоморра» — рассказ о жизни в бедных кварталах Неаполя, которые контролирует мафия Каморра. Здесь очень много персонажей, повествование постоянно перескакивает с одного на другого. Но все они каким-то образом связаны с мафией: с убийствами, войнами кланов, предательствами за деньги, захоронением токсичных отходов. Истории почти не пересекаются друг с другом, но общим знаменателем является невозможность выбраться из мира мафии. Каждый человек, живущий здесь, станет либо жертвой преступников, либо преступником. Фильм основан на книге журналиста Роберто Савиано, который после ее выхода живет под постоянной защитой полиции. «Гоморру» можно воспринимать как обличительную политическую картину, основанную на реальном материале. Сам же Гарроне утверждает, что главное для него — рассказать историю конкретного места и людей, которые там живут.

«Мечта по-итальянски», режиссер Микеле Плачидо, 2008 год

Вновь картина о 1968 годе, но на этот раз — в Италии. В «Мечте по-итальянски» (в оригинале фильм называется «Великая мечта»), в отличие от «Мечтателей», революционное студенческое движение показано во всех деталях и с участием множества персонажей.

Герои так вдохновенны и верны своей идее, что их азартом увлекается и зритель. Драматизма эпическому действию добавляет и запутанный любовный треугольник. Его участники — студентка из хорошей семьи Лаура, которая становится одним из лидеров протеста, еще один вдохновитель движения в Римском университете Либеро и полицейский Никола, мечтающий стать актером. Последний вливается в революцию, но влюбленная в него Лаура до поры до времени не подозревает о том, кем он является. «Мечта по-итальянски» — фильм традиционный, но это в данном случае плюс. В его мир и атмосферу полностью погружаешься, и прощаться с ним не хочется, а такое, к сожалению, происходит все реже в современном кино. Картина была в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля. Актеры Рикардо Скамарчио (один из главных итальянских секс-символов) и Жасмин Тринка получили тогда не основные, но все же важные призы.

Микеле Плачидо (один из других его заметных фильмов — «Криминальный роман») известен в России прежде всего как актер, а именно как исполнитель главной роли в сериале об итальянской мафии «Спрут». Красавцем Плачидо восхищались все советские женщины.

«Сенная лихорадка», режиссер Лаура Лукетти, 2010 год

Включение этого фильма в список — далеко не однозначное решение. Да, это не гениальный фильм, а просто хороший, а о режиссере Лауре Лукетти нет статьи даже в итальянской «Википедии». Но, несмотря на это, фильм занятен. Студентка Камилла устраивается работать в магазин, где продают винтажные вещи 60-70-х годов. Одного из работников магазина она видела раньше — это Маттео, который влюблен в Джованну. Джованна — лесбиянка, которая просит Маттео помочь ей забеременеть. Маттео уверен: раз так, любимая теперь будет с ним. Тем временем, Камилла, которая приводит магазин в порядок, влюбляется в Маттео. Еще одна здешняя обитательница, Фрэнки, любит Джуда Лоу, о чем и пишет ему в многочисленных письмах. В лавку заходят только фрики, которые ничего не покупают, поэтому хозяин по уши в долгах, и его жена требует, чтобы он продал магазин и устроился на работу к ее брату. Он не хочет. В общем, тотальная инфантильность и повсеместная безответная влюбленность. Все это слегка напоминает «Амели»: те же чудики, те же мечтатели, та же вера в то, что все сбудется. Те же усилия, прилагаемые для этого. Но здесь будет хэппи-энд только для одного человека.

Вывод фильма: быть ребенком не нужно— ни в двадцать, ни в тридцать, ни, тем более, в сорок лет  —это непременно закончится плохо. Размышление и об особенностях национального характера, и вообще об общечеловеческих особенностях.

«У нас есть Папа», режиссер Нанни Моретти, 2011 год

После смерти Папы Римского в Ватикан съезжаются кардиналы со всего света, чтобы избрать нового. Но никто из фаворитов не набирает нужного количества голосов. Тогда все обращают внимание на тихого французского кардинала Мельвиля, которого играет французский старейшина Мишель Пикколи. Но когда его собираются вывести на балкон, чтобы произнести заждавшемуся народу коронную фразу «У нас есть Папа», новоявленный глава Римской католической с криком убегает в свои покои, отказываясь принять должность. Его пытаются привести в себя с помощью психоаналитика-атеиста (которого изображает режиссер фильма Моретти), но безрезультатно. В итоге Мельвиль и вовсе сбегает из Ватикана и гуляет в одиночестве по улицам Рима, о чем-то думает. Кардиналы  в это время играют в карты и устраивают чемпионат мира среди католических священников по волейболу, поскольку не имеют права выйти из Апостольского дворца, пока папа не явится народу.

Картина Моретти, несмотря на множество вроде бы сатирических деталей, — не антикатолическая и не саркастическая. Это трагикомедия о праве хорошего, рефлексирующего человека отказаться от высокой должности, связанной с властью. Ведь, по фильму, по-настоящему хорошие люди никогда не пойдут в большие лидеры.

«У нас есть Папа», как и все ленты Моретти последних двадцати лет, участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. «Золотую пальмовую ветвь» режиссер при этом получил не за лучший свой фильм «Комната сына».

«Присутствие великолепия», режиссер Ферзан Озпетек, 2012 год

Название этого фильма режиссера с турецкими корнями Ферзана Озпетека переводится скорее как «Чудесное присутствие» — что гораздо точнее отражает содержание.

Главный герой Пьетро переезжает в Рим, где хочет заняться актерской карьерой и восстановить отношения с человеком, с которым у него три года назад начинался роман (с тех пор он заваливал этого мужчину письмами). В старинной квартире, куда он вселяется, начинают появляться какие-то люди. Пьетро пугается и сначала думает, что это иммигранты, которые незаконно поселились в доме. Потом оказывается, что это призраки людей из театральной труппы, пропавшей много лет назад. Они одеты в ретрокостюмы, репетируют свои выступления и очень просят героя найти еще одну актрису из их труппы.Заодно эти актеры-призраки пытаются помочь Пьетро: учат его, как лучше читать текст на актерском прослушивании.

С одной стороны, «Присутствие великолепия» — печальный фильм о мечтательном человеке, надеждам которого не суждено сбыться, потому что не имеют отношения к реальности. С другой, это романтическая история о призраках, об их дружбе с человеком. В конце концов, о том, что после смерти есть жизнь:не самая полноценная, но и небезрадостная, если рядом близкие люди. Сюжет о застрявших в доме несчастных привидениях актуализировал первый сезон сериала «Американская история ужасов». Но, в отличие от него, в фильме Озпетека среди призраков нет плохих героев, и вообще это не страшилка, а довольно старомодная драма, которую интересно смотреть.

Озпетека не причисляют к главным итальянским режиссерам современности, он не является любимцем самых крупных фестивалей. Тем не менее его ленты регулярно получают фестивальные награды и номинируются на премию David di Donatello (его «Окно напротив» 2003 года получило эту награду за лучший фильм). Любят Озпетека и в России: пару лет назад проводилась его ретроспектива, а «Присутствие великолепия» стало обладателем приза зрительских симпатий на ММКФ прошлого года.

«Цезарь должен умереть», режиссеры братья Тавиани, 2012 год

«Цезарь должен умереть» классиков Паоло и Витторио Тавиани — победитель Берлинского кинофестиваля. Никто уже не ожидал от режиссеров, которым за 80 и которые всегда делали немного скучные картины (самые знаменитые из них —«Ночь святого Лаврентия», «Отец-хозяин», «Хаос») такого энергичного, ни на что не похожего фильма. По сюжету в реальной римской тюрьме строгого режима «Ребибия» режиссер Фабио Кавалли ставит шекспировского «Юлия Цезаря». Актеры — заключенные, у многих из них пожизненный срок. Вначале мы видим отрывок спектакля, потом — начало репетиций, которые вовсе не кажутся репетициями: зеки разыгрывают сюжет прямо в камерах, на прогулках, везде, где могут. Текст пьесы проецируется на жизни персонажей. Самое удивительное, что в этой графичной картине, полной энергии, снимались реальные заключенные. Одного из них даже потом выпустили, чтобы тот стал актером. Братья Тавиани сами написали сценарий и провели полгода в тюрьме «Ребибия». Они же заказали постановку именно «Юлия Цезаря» самому настоящему режиссеру Кавалли. Получился фильм об искусстве как о свободе.