Все насыщеннее становятся дни фестиваля. Вчера показали два конкурсных фильма — «Жажду» дебютанта Дмитрия Тюрина и «Стыд» известного режиссера Юсупа Разыкова, а ночью еще и «Роман с кокаином», фильм покойного Геннадия Сидорова, который он успел снять, но не успел смонтировать. Эту работу за него доделывали монтажеры и продюсер.
Еще вчера прошел второй день конкурса короткого метра, благодаря чему на «Кинотавре» сейчас много молодежи, которая сегодня утром собралась на встречу с Сергеем Соловьевым, представившим свой дебютный фильм, а заодно и дебют Никиты Михалкова в рамках программы «Лиха беда начало».
Вечером после третьего дня показа работ молодых режиссеров будет определен победитель, пока же фаворитом зрителей является Григорий Добрыгин с фильмом «Измена», который длится восемь минут и, конечно, вызывающе несерьезен. Его герой — молодой человек, воспылавший страстью к своей ладони. Среди мрачных и медленных картин, которые норовят снимать молодые кинематографисты, остроумные шутки смотрятся очень хорошо и почти всегда имеют успех. Более того, авторы таких работ оказываются куда более востребованными, чем те, кто мучительно работает над посланием к человечеству. В прошлом году победил десятиминутный фильм Михаила Местецкого «Ноги — атавизм», и вот пожалуйста, Местецкий — автор сценария к фильму «Легенда №17» (ну и в августе приступает к съемкам собственной картины у Романа Борисевича в компании «Коктебель»). В позапрошлом году победил «Мир крепежа» Михаила Сегала, и на следующий год Сегал снял полнометражные «Рассказы», победившие много где, а главное — полюбившиеся зрителю (правда, нынче Сегал на «Кинотавре» ходит с мрачным видом и говорит, что ничего не снимает, хотя ему и предлагают, но время не пришло). Можно еще вспомнить Алексея Андрианова с очень понравившимся публике, правда, не получившим главного приза, а получившим лишь диплом от критиков в 2010 году фильмом «Последний день Булкина», который был приглашен снимать многобюджетного «Шпиона». В общем, если бы дебютанты внимательно относились к симпатиям публики «Кинотавра», они бы знали, что остроумный и талантливый сюжет — верный путь к будущим гонорарам, славе и очереди из продюсеров. Так что у Григория Добрыгина, я уверена, впереди несколько лестных предложений. Актер по профессии, сейчас он учится в ГИТИСе на режиссерском факультете на курсе у Олега Кудряшова (театральные люди хорошо знают это имя). А вообще в его биографии — хореографическая школа Большого театра и протестантская семинария Церкви адвентистов седьмого дня. Зрители же знают его по фильму Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», за роль в котором Добрыгин получил в Берлине «Серебряного медведя». Также он снимался в фильмах «Черная молния», «Атомный Иван», «4 дня в мае».
Впрочем, что касается главного приза короткого «Кинотавра», то на него сейчас претендует еще несколько кандидатов.
Во-первых, это Евгений Бяло, снявший серьезную и даже печальную картину «Норма жизни», герой которой, придя домой, обнаруживает тело отца. Звонки в скорую, визит похоронного агента, перебранки с сестрой, санитары из морга — и только после всего этого молодой человек внезапно понимает, насколько он теперь одинок.
Во-вторых, Иван Твердовский с фильмом «Собачий кайф». Любимец фестивалей и великий мистификатор, успешно выдающий игровые картины за документальные и наоборот, на этот раз снял полуигровую-полудокументальную историю про подростка, влюбленного во взрослую девушку, ну и заодно вместе с приятелями развлекающегося всеми способами уличных мальчишек — от стрит-арта до удушений.
Впрочем, треть картин еще не показана, а жюри этого конкурса — режиссер Борис Хлебников, композитор Леонид Десятников, критик Мария Кувшинова — слишком яркие и непредсказуемые люди. Кстати, последнее время этот конкурс оказывался не менее нервным и напряженным, чем главный.
Показанные вчера в основном конкурсе фильмы «Жажда» и «Стыд», пожалуй, не входят в число безусловных фаворитов, но каждый из них имеет своих поклонников. За «Жажду» выступают те, кто хочет от кино эмоций, действия и жизненной достоверности, за «Стыд» — те, кому дороги длинные планы, экзистенциальная проблематика и глубинная психотерапия.
Явное разделение профессиональной публики «Кинотавра» происходит вот по какому принципу: часть (в основном это критики) считает, что фестиваль должен поддерживать поиск, новаторство, попытки самовыражения, и за тень этих достоинств готова многое простить автору. Другие (и среди них тоже есть и критики, и режиссеры) хотят эмоционального воздействия, профессионализма, интересного сюжета и готовы закрыть глаза на вторичность, на использование стереотипов. В идеале победителем должен стать фильм, где все это окажется совмещено, но идеалов не бывает.
Из новостей: дельфина, попавшего во время шторма за волнорез, так больше никто и не видел, все надеются, что он уплыл. Завтра приезжает Никита Михалков, чтобы представить народу на площади фильм «Легенда №17». 7 июня объявят названия студий-лидеров, которые получат господдержку. 8 июня в Сочи пройдет концерт памяти Алексея Балабанова, который устраивают «Кинотавр» и СТВ. Ну а 9 июня будет назван фильм — победитель основного конкурса.