16172
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
18130
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9707
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3062
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6127
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5310
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3272
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2412
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9213
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7581
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5843
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6359
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4243
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3260
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2617
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2555
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3201
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2349
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2373
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3668
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3200
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2365
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2058
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3580
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3508
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2354
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2381
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2721
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2566
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2409
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2579
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4635
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3333
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3055
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2577
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Датское кино XXI века: догма, не догма, любимцы Канна

Все материалы сюжета Киногеография

Смотрим картины Ларса фон Триера, Томаса Винтерберга, Николаса Виндинга Рефна, Лоне Шерфиг и других датских режиссеров

Антон Марьинский

Киноуспехи Дании — удивительный пример того, как маленькая страна за короткий период сумела создать одну из ведущих кинематографий мира. В Дании и раньше были громкие режиссерские имена: признанный гений прошлого Карл Теодор Дрейер, дважды обладатель «Золотой пальмовой ветви» Билле Аугуст. Но триумф датского кино и создание новой киноволны связаны, конечно, с именем Ларса фон Триера. Триер не только придумал сверхреалистичный стиль «Догмы», который определил на долгие годы направление кинематографа Дании и вообще всего продвинутого киномира, — он создал кинокомпанию Zentropa, стал продюсером и покровителем молодых датских режиссеров. Благодаря Триеру в 1998 году в Каннском конкурсе — невиданно! — было целых два датских фильма (они соответствовали правилам придуманной им «Догмы»). «Торжество» Томаса Винтерберга, молодого протеже режиссера и одного из соавторов манифеста «Догма 95», тогда обыграло «Идиотов» фон Триера — получило приз жюри. Почти каждый видный датский режиссер снял свою «Догму». Очень многие вслед за Триером, а точнее — даже за Билле Аугустом, начали снимать англоязычные фильмы, которые в Дании считают своими. В частности, как датские эти картины рекламирует Danish Film Institute: главное, что режиссеры — датчане. Лоне Шерфиг, Николас Виндинг Рефн, Томас Винтерберг снимают половину своих работ на английском и считаются одними из лидеров мирового кино. Будем и мы считать их англоязычные работы таковыми. Точкой отсчета новейшего кинематографа королевства стоит признать 1998 год, когда вышла «Догма» под номером один — «Торжество». Поэтому сделаем исключение и начнем на этот раз не с 2000-го, а с 1998 года.

«Торжество», режиссер Томас Винтерберг, 1998 год

«Торжество» — фильм, получивший сертификат «Догмы» под номером один. Сертификаты соответствия канонам «Догмы», которые подписали четыре сочинителя манифеста «Догма-95» (режиссеры Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, Кристиан Левринг и Серен Краг-Якобсен), показывали в начале картин «Торжество» и «Идиоты» (сертификат «Догмы» номер два) на Каннском фестивале 1998 года. Тогда об этом направлении впервые и услышали. Кинематограф должен перестать врать, считают авторы манифеста. Самоограничения, диктуемые «Обетом целомудрия», состоящим из десяти правил «Догмы», должны были высвободить творческую энергию киноавторов. Так, например, съемки должны проходить на натуре, реквизит и декорации использовать нельзя, а если они все-таки нужны, снимать следует там, где они изначально находятся. Запрещены оптические эффекты, фильтры, специальное освещение. Нельзя снимать жанровые фильмы. Действие не должно происходить в другое время или в другой стране. Запрещены мнимые действия: стрельба, убийства и т.д. И, главное, камера должна быть ручной, поэтому картинка дрожит и мечется. Также в титрах не предполагается упоминания имени режиссера: но это условие выполнил, кажется, только американец Хармони Корин в фильме «Джулиен-осел». «Догма-95» — антибуржуазный манифест, авторы которого выступают против индивидуального фильма и призывают к правде, отсутствию иллюзий в кино.

«Торжество» вышло менее радикальным, чем триеровские «Идиоты». Фильм Винтерберга завоевал еще множество мировых престижных премий. В картине показан один день: в шикарном родовом поместье отмечает свой юбилей глава семьи, съезжается толпа гостей, в том числе трое детей. Один из сыновей, переживающий гибель сестры, за столом рассказывает, что отец насиловал их с сестрой. Согласно заветам догмы, снято все суперреалистично. В главных ролях — ведущие датские актеры: Ульрих Томсен, Паприка Стин, Трине Дюрхольм, которые показывают высший пилотаж актерского мастерства. Конечно, сегодня внешний стиль «Догмы» уже не так удивляет: слишком многие его переняли, в том числе в коммерческом кино. К тому же кажется, что в фильмах какой-нибудь Гай-Германики камера дрожит так дрожит, а «Торжество» на ее фоне — более традиционно.

«Мерцающие огни», режиссер Андерс Томас Йенсен, 2000 год

Четыре друга-гангстера крадут у другого, более крутого «коллеги», чемодан с большими деньгами. Они решают открыть ресторан в лесной глуши. Как ни странно, «Мерцающие огни» — комедия о семье: незадачливые гангстеры, от которых отказались родные, становятся друг для друга семьей, ради защиты которой герои готовы уничтожить любого врага. Семейная тема, играющая важную роль в датском кинематографе, находит здесь такое оригинальное преломление. «Мерцающие огни» — дебютная полнометражная работа сценариста Андерса Томаса Йенсена. Она напоминает о криминальных комедиях с таким же посылом, как и в «Огнях» — фильмах «В Китае едят собак» и «Дави на газ», — сценарии к которым написал Йенсен. Тема готовности на все, вплоть до убийства, ради ненастоящей семьи, похоже, сейчас вообще актуальна в киномире: о такой же странной патриархальности рассказывает американский сериал про байкеров «Сыны анархии». Что касается Йенсена, он один из ведущих сценаристов Дании. Его перу принадлежат «Последняя песнь Мифуне» Серена Краг-Якобсена, «Король жив» Кристиана Левринга, многие фильмы Сюзанны Биер, Лоне Шерфиг.

«Реконструкция», режиссер Кристоффер Боэ, 2003 год

В 2003-м в Дании еще вовсю снимают «Догму», которая считается своеобразным посвящением в режиссуру. Но дебютная полнометражная работа Кристоффера Боэ настолько далека от этого течения, насколько это возможно. «Реконструкция» получила «Золотую камеру» (за лучший дебют) и призы Regards Jeunes (за лучший фильм на Каннском кинофестивале) и ФИПРЕССИ (за лучшую режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне).

«Реконструкция» над зрителем постоянно издевается: каждый кадр указывает на то, что история, рассказываемая в нем, — кино- и литературная выдумка. О том, что фильм — «конструкция», говорит и голос за кадром в начале. Голос сообщает позже, что, несмотря на это, нам должно стать больно, — и оказывается прав.

Можно пытаться разобраться в хитросплетениях сюжета о любви в этом фильме, понять, где явь, а где сон. Но можно этого и не делать: вся нелогичность происходящего объясняется сконструированностью сюжета. Вместо поиска логики можно заняться поиском литературных и киноаллюзий.

Если вас не увлекает ни первое, ни второе, у «Реконструкции» припасен еще один козырь — визуальная изысканность. Нереалистична не только сюжетная структура, но и манера съемки, напоминающая манеру Кристофера Дойла, бывшего оператора фильмов Вонга Кар-Вая. Каждый кадр красив и идеально выстроен: разноцветные огоньки, блики, красный, желтый, романтичные бары, осенние листья. Оператор фильма, чилиец Мануэль Альберто Кларо, снял потом в числе прочего «Меланхолию» Ларса фон Триера и его последнюю работу — «Нимфоманку». Красивы здесь и главные герои. Кинокритик Антон Долин когда-то писал, что в датском кино по-настоящему красивых актеров нет. Но исполнители главных ролей Николай Ли Каас и Мария Бонневи в эту теорию не вписываются. Впрочем, не совсем так: Бонневи — шведка. Кстати, она играла в фильме Андрея Звягинцева «Изгнание».

Где смотреть датское кино в Москве

В Москве с 29 мая по 3 июня в кинотеатре «35 ММ» будет проходить фестиваль датского кино Danish Wave 5

Также следите за афишей:

к/т «Мир искусства» (ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 3); тел.+7 (499) 978-66-19
к/т «Иллюзион» (Котельническая наб., д. 1/15; тел. + 7 (495) 915-43-39 (автоответчик), (495) 915-43-53
Музей кино (показы проходят на разных площадках)

«Убийство», режиссер Пер Флю, 2005 год

Профессор пятидесяти с небольшим лет Карстен изменяет жене со своей бывшей студенткой Пиль, молодой и красивой. Они ведут разговоры о том, стоит ли пытаться что-то изменить в стране и неминуемо ли это приведет к человеческим жертвам. Девушка считает, что стоит, и однажды, после того как с двумя помощниками устраивает погром на заводе оружия, убивает полицейского. Всех ловят, но после долгого заключения признают невиновными: неизвестно, кто из сообщников был за рулем.

Фильм, который поначалу кажется актуальным политическим высказыванием, особенно для нашей страны, — на самом деле философская драма о чувстве вины в духе Достоевского. Вина постепенно и неминуемо разъедает Карстена — не того, кто убил, а того, кто сохранил убийство в тайне. Такой поворот темы нетривиален. Кроме того, «Убийство» еще и о том, что молодость все переносит легче и что даже самые ужасные ошибки изживаются молодыми людьми быстрее, но не менее мучительно. Ошибки, совершенные в зрелом возрасте, бесповоротно разрушают жизнь человека.

Режиссер с запоминающимся именем Пер Флю в Дании широко известен. И «Убийство», и его дебютная полнометражка «Скамейка» получили приз датской критики Bodil за лучший фильм года, причем первый обыграл «Мандерлей», а второй — «Танцующую в темноте» Ларса фон Триера, что, конечно, рождает только одну мысль: «Ничего себе!» В обоих фильмах главную роль исполняет талантливый Йеспер Кристенсен. Картины Пер Флю получали и множество премий Robert, которые вручает Национальная датская киноакадемия. Ленты «Скамейка», «Наследство» и «Убийство» составляют трилогию о каждом из трех классов общества. За этот цикл Пер Флю получил приз по культуре датских принца и принцессы с формулировкой: «Фильмы трилогии — одни из самых сильных за всю историю датского кинематографа».

«Мыло», Пернилле Фишер Кристенсен, 2006 год

«Мыло» была признано лучшим датским фильмом на национальной кинокритической премии Bodil Awards и завоевало Гран-при жюри и приз за лучший дебют в Берлине.

Фильм рассказывает о взаимоотношениях хозяйки салона красоты Шарлотты и трансвестита-проститутки, который называет себя Вероникой. Молодой человек ждет письма с разрешением на смену пола. В квартиру по соседству въезжает Шарлотта, которой надоел ее бойфренд. Однажды этот бойфренд избивает женщину, и Вероника выхаживает ее у себя в квартире.

«Мыло» — кино, построенное на контрастах. Сюжет напоминает о телевизионном «мыле», которое Вероника так любит смотреть по телевизору. Фильм разделен на главки, перед каждой из которых нам кратко пересказывают предыдущую серию. Но психологизм и актерская игра здесь такие же, как в очень хорошем драматическом кино, которым «Мыло» на самом деле и является. Манера съемки также не соответствует сюжету: она крайне реалистична, краски тусклы, никакого гламура и конфетности. «Мыло» — рассуждение о гендере: здесь сталкиваются женщина с мужским характером, которая меняет любовников как бывалый мачо, и женственный мужчина, который уже мужчиной себя и не осознает. Но в переломный момент оказывается, что они начинают меняться местами и обнаруживать в себе качества, о которых не подозревали, и это по-настоящему трогательно.

«Антихрист», режиссер Ларс фон Триер, 2009 год

О Ларсе фон Триере стоит говорить либо много, либо ничего. Любимец Каннского фестиваля, обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Танцующую в темноте», признанный персоной нон-грата за якобы нацистскую шутку, буквально недавно получивший право снова участвовать в фестивале, когда его новый фильм будет готов. Автор мощнейшей «женской» трилогии о мученицах-грешницах («Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте»). Главный создатель первого коллективного киноманифеста со времен французской «новой волны» — «Догмы-95». Режиссер антиамериканского цикла фильмов («Догвилль», «Мандерлей», третий фильм еще не снят), диаметрально противоположного стилистике «Догмы». Скромник, гений, злодей и провокатор в одном лице.
Каждый фильм фон Триера — лучший, поэтому выбор условен. При всей радикальности его фильмов «Антихрист» — один из самых радикальных. Шарлотта Генсбур и Уильям Дефо играют семейную пару. Происходит несчастный случай, и их маленький ребенок погибает, пока пара занимается любовью. Пытаясь пережить эту трагедию, пара едет в дом в лесной глуши. И тут начинает происходить такое, чему ужаснутся даже зрители с сильными нервами, хоть бы им заранее и рассказали о шокирующих деталях.

Фон Триер посвятил свой фильм Андрею Тарковскому. Многим это показалось издевкой. Может, и так, но кажется, что режиссера действительно вдохновляла русская культура, в частности поздний Толстой и его «Крейцерова соната». По Толстому, дети приносят только мучительное беспокойство и постоянную тревогу, поэтому их рожать не надо; а секс — это зло. Да и люди по большому счету тоже зло. Антигуманистические идеи «Антихриста» абсолютно аналогичны.

В основе человеческой природы — дьявольские животные инстинкты, а рефлексия над происходящим делает жизнь и мысли человека маниакально-депрессивными и невыносимыми. Непередаваемо депрессивным настроением дышит и фильм фон Триера (как и «Крейцерова соната»), но это настроение придает ему мощь и величие настоящего произведения искусства.

«Воспитание чувств», режиссер Лоне Шерфиг, 2009 год

Лоне Шерфиг прославилась картиной «Итальянский для начинающих», которая, несмотря на верность заветам «Догмы», была светлой, романтической и забавной. Фильм получил четыре приза на Берлинском фестивале, в том числе призы жюри и ФИПРЕССИ. Шерфиг в своих работах совмещает драматическое и романтическое: так, в «Итальянском для начинающих» показана сложность жизни в провинциальном городке, что не мешает фильму быть ромкомом, а в следующей, англоязычной, картине режиссера, «Уилбур хочет покончить с собой», сюжет строится вокруг героя, который пытается совершить самоубийство, но при этом важна и любовная линия. Два последних фильма Лоне Шерфиг — «Воспитание чувств» и «Один день» — тоже англоязычные и романтико-драматические.

«Воспитание чувств» — это экранизация не романа Флобера, а мемуаров британской журналистки Линн Барбер. Англия, 1960-е. Дженни — талантливая амбициозная 16-летняя девушка, виолончелистка, которая собирается поступать в Оксфорд. Вдруг у нее появляется взрослый богатый поклонник, который показывает ей совсем другой мир. В этом мире есть аукционы с картинами прерафаэлитов, дорогие машины и одежда, джаз, поездки в Париж. Дженни кажется, что Оксфорд ей уже не нужен. Но оказывается, что у поклонника есть тайна. An Education (оригинальное название фильма) — пронзительный роман воспитания.

Но также он очень стилен и приятен глазу и уху: 60-е годы обязывают. В главных ролях — одна из лучших британских молодых актрис Кэри Маллиган и американец с датскими корнями Питер Сарсгаард. Фильм номинировался на множество мировых премий, в том числе на «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая актриса» и «Лучший адаптированный сценарий».

«Девушка с татуировкой дракона», режиссер Нильс Арден Оплев, 2009 год

Экранизация книги шведа Стига Ларссона из его феноменально успешной трилогии «Миллениум». Все три части экранизированы еще до выхода голливудской версии первой книги, которую снял Дэвид Финчер. Версия маститого американца почти не отличается от экранизации датчанина Оплева с Нуми Рапас, которой фильм открыл дорогу в Голливуд.

Член одного из самых могущественных в Швеции семей просит журналиста Микаэля Блумквиста расследовать дело о пропаже его племянницы, которая исчезла 40 лет назад. Герою помогает Лисбет Саландер — девушка с трагической биографией, неформалка, хакерша и социопатка. Фильм — детектив, драма, любовная история, семейная сага, политическая картина. Одна из главных тем — феминизм и женоненавистничество.

Скандинавские детективы и их экранизации — это вообще отдельная тема. В скандинавских сериалах (культовое датское «Убийство», «Мост», «Валландер» и другие) страны, которые принято считать благополучными, показаны с такой стороны, что мама не горюй. Такова и «Девушка с татуировкой дракона».

«Месть», режиссер Сюзанна Биер, 2010 год

«Месть» — лауреат «Оскара» и «Золотого глобуса» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Антон возвращается в Данию после того, как много лет проработал врачом в африканском лагере для беженцев. В Африке он научился не отвечать насилием на насилие. Поэтому, когда автомеханик избивает Антона без причины, тот ничего не предпринимает в ответ. Но за отца решает отомстить сын Антона, который приглашает для этого своего друга.

Конечно, довольно смешно, что американские академики почтили высшей наградой именно Биер, притом что ни фон Триер, ни Винтерберг, ни Виндинг Рефн никогда не получали даже номинаций, за исключением номинации на лучшую песню в исполнении Бьорк из «Танцующей в темноте». Объясняется это тем, что «Месть» соответствует оскаровским критериям. Но тем не менее фильм хорош: он поднимает важные проблемы — политические, семейные; рассказывает о насилии в современном мире. Еще одна заметная работа Биер — «Открытые сердца» из «Догмы», которая тоже номинировалась на «Оскар» и получила премию Bodil за лучший фильм, как и ее картина «Один единственный».

«Драйв», Николас Виндинг Рефн, 2011 год

Николас Виндинг Рефн известен криминальной трилогией «Дилер» и фильмом «Бронсон» о британском заключенном Чарльзе Бронсоне. Но англоязычный «Драйв» — ключевая на данный момент работа для Рефна: именно она принесла ему «Золотую пальмовую ветвь» за режиссуру.

«Драйв» рассказывает историю человека без имени, у которого три работы: гонщик-каскадер на киносъемках, механик в автомастерской и водитель, предоставляющий свои услуги грабителям. Герой, в титрах названный просто Driver («водитель»), влюбляется в свою соседку. Вскоре из тюрьмы выходит ее муж, с криминальными проблемами которого и приходится разбираться «водителю».

В «Драйве» очень долго все просто говорят или даже молчат, но в какой-то момент начинает литься кровь, причем сверхжестокие сцены здесь весьма изобретательны. Главного героя играет Райан Гослинг, за которым после этой работы окончательно закрепился статус суперзвезды. Актер большую часть фильма молчаливо грызет зубочистку и ходит с непроницаемым выражением лица. На этом фоне редкие улыбки, озаряющие каменное лицо драйвера, заставляют женскую половину человечества падать в счастливые обмороки. На харизме Гослинга держится половина фильма. Его персонаж — идеальный романтический герой нового времени: ради любимой девушки, с которой он, к слову, до комичности робок — так ее ценит, — он готов и убить, и умереть. Но далеко не только этим ценен фильм. Саундтрек, задающий темпоритм и стиль картины уже на начальных титрах, цвет, тщательно выстроенные кадры — все это складывается в пазл и превращает фильм в завораживающее зрелище. Кстати, в новой работе Рефна «Только бог простит» Райан Гослинг снова играет главную роль. Этот фильм — участник основного конкурса Каннского фестиваля нынешнего года, что говорит о том, что датчанин становится фирменным каннским режиссером.

«Заложники», Тобиас Линдхольм, 2012 год

Тобиас Линдхольм известен и как режиссер, и как сценарист: он написал сценарии фильмов Томаса Винтерберга «Охота» и «Субмарино». Его дебютная режиссерская работа «Заключенный R» получила восемь премий Национальной датской киноакадемии и была признана лучшим фильмом года Национальной датской ассоциацией кинокритиков. Лучшим фильмом года две эти ассоциации признали и второй фильм Линдхольма — «Заложники».

Сюжет основан на реальных событиях, которые были только несколько скорректированы для сценария. Сомалийские пираты захватывают датский сухогруз — хотят получить от владельцев огромный выкуп (в реальной жизни корабль был кенийским, на его борту не было датчан). Первая часть истории посвящена противостоянию моряков и пиратов. Вторая ее часть разворачивается на суше. В офисе компании судовладельца с захватчиками судна ведется трудная торговля. Мольбы родственников не мешают совету директоров бороться за каждую копейку. Этот социально-политический триллер, исследующий мужественность, можно будет увидеть на фестивале датского кино Danish wave 5 в кинотеатре «35 ММ».

«Жена художника», режиссер Билле Аугуст, 2012 год

Фильм двукратного лауреата «Золотой пальмовой ветви» Билле Аугуста. Картина рассказывает об известном датском художнике Педере Северине Крейере и его отношениях с женой-художницей. Их жизнь казалась окружающим идеальной, но мало кто знал, что психическое расстройство, которым страдал Крейер, превратило существование его супруги в кошмар.

«Жена художника» — датская картина Аугуста, который в последнее время снимал много англоязычных фильмов (экранизации «Отверженных» Гюго, «Дома духов» Изабель Альенде, «Снежного чувства Смиллы» Питера Хега и другие). Ретродрамы о семьях — конек режиссера: к этому жанру можно отнести и «Жену художника», и два самых выдающихся фильма Аугуста — «Пелле-завоевателя» 1987-го и «Благие намерения» 1992 года, за которые он получил по «Золотой пальмовой ветви». Кстати, двукратными каннскими лауреатами являются всего пять режиссеров: помимо Аугуста это Френсис Форд Коппола, Эмир Кустурица, Сехэй Имамура, братья Дарденн и Михаэль Ханеке.